Тихо шепчет по трассе KIA Rio. С «шестиступкой» на «ненаказуемых» по M1 129 км/ч двигатель молчит, тишина. Просто удивительно, но в этом бюджетном автомобиле нет никаких звуков из подкапотного пространства,

  а шины и ветер звучат в приемлемом для ушей диапазоне! Это один из самых тихих бюджетников, которые мне удалось протестировать. Ощущение, что едешь в автомобиле на класс, а то и на два выше. Возможно, тишине способствует и толстый-толстый слой "антикора", который обнаружился, когда я заглянул под арки. В любом случае тихий автомобиль.  

И красивый. Внутри и снаружи, Питер Шрайер хорошо постарался. Недавно я ездил на новом Hyundai Accent – машина тоже хороша, но лично мне не понравились экстерьер и интерьер этого автомобиля: есть там что-то отталкивающе азиатское! А в Rio – нет. И в салоне, и снаружи практически ничто не выдает бюджетность и восточное происхождение модели. Все по-немецки четко и серьезно, нет ощущения, что на тебе экономили. Частично пластик верхней панели мягкий, но в основном жесткий, хотя это и визуально не заметно, и не слышно - скрипов в помине нет. Машина ощущается дороже.   

Но у Rio в пути обнаружился один недостаток – проблемы с посадкой, точнее, с профилем водительской спинки. Уж больно она «выталкивающая», поэтому, несмотря на широкий диапазон регулировок, усесться с первого раза не получилось, а руль не регулируется по вылету. Когда уселся, все равно за 500  км обратного пути в Минск шея сильно затекла, болела она у меня и спустя день после поездки. Как ни садись, в длительной поездке сидеть неудобно, спина «висит» – шея устает. В «ближнем бою» -  дом-работа-дом - этого не чувствуешь, а вот в более-менее дальней поездке… Где же мой "фастум-гель"?  

В остальном же - отличный автомобиль в рамках своей философии. Двигатель шустрый, пусть на низах его и немного, зато после 2000 об/мин и выше для «атмосферника» объемом 1.6 литра – пуля. Очень бодренький мотор, звучит ненавязчиво при разгоне. Коробка с «длинными» передачами и  прямо по-немецки четкими переключениями. На 100 км/ч получается 2500 об/мин, а на 129 км/ч - около 3000 об/мин.   

Подвеска отлично фильтрует крупные, средние и мелкие неровности, хотя к последним все-таки чуть более внимательна, чем хотелось бы, но не настолько, как Volkswagen Polo Sedan. Энергоемкость достаточная, но если быстро проехать крупное препятствие в виде «лежачего полицейского», то удары «на отбой» вы услышите. В целом настройки для наших условий в самый раз, к тому же машина слегка приподнята над дорогой: дорожный просвет - 160  мм, при этом из-под днища ничего не свисает.

Управляемость? Сейчас проверим!

Долго ли, коротко ли, прибыли мы в первую точку назначения - автодром «Смоленское кольцо».

Несмотря на название, сам автодром находится в далеких 150 км от древнего города в направлении Москвы.  Это самая настоящая гоночная трасса международного уровня, предназначенная для проведения кольцевых гонок. Протяженность - 3357 метров, асфальтированная поверхность идеально ровная плюс необычный рельеф, интересные сочетания медленных и быстрых поворотов. Ее очень сложно с первого раза «раскусить»! В разработке конфигурации гоночной трассы принимал участие Герман Тильке, известный как "придворный архитектор Формулы-1". Жаль, в Беларуси трассы подобного уровня нет и пока что не предвидится. Отличное было бы место для «сброса пара». Кстати, попасть на «Смоленское кольцо» может любой за относительно небольшие по меркам автоспорта деньги. Вся информация здесь. К примеру, перед нами белорусские парни на немного модернизированных «Жигулях» участвовали в Time-Attack. Правда, каким-то непостижимым образом оказались на крыше. Никто из гонщиков не пострадал.

Вы, наверное, подумали, что мы спятили, организовав тест бюджетного седана на такой серьезной трассе. Но ведь интересно же!  

Надеваем шлем - все как положено – вперед.  

Несмотря на свою спортивную внешность, KIA Rio отнюдь не претендует на звание driver’s car. Но среди «одноклассников» - седанов B-класса за умеренную цену – «рулится» неплохо. На «Смоленском кольце» отлично подойдет в качестве «учебно-тренировочного» автомобиля: информативные педали и руль, хорошая обзорность, бодрый моторчик, не самые большие крены и при этом достаточно неплохая цепкость шасси в виражах.

На KIA Rio можно тренировать руки, ноги и глаза. Учиться находить оптимальные траектории, правильно выбирать направление взгляда, стараться как можно позже тормозить,  использовать одновременное торможение и понижение передач с «перегазовкой» и так далее, и тому подобное… Машина для тренировок многочисленных аспектов спортивного вождения подходит. Адреналин тем, кто делает первые шаги в автоспорте, гарантируем. Но штатные тормоза, столь цепкие в гражданской жизни, на «Смоленском кольце» перегреваются быстро.

И «левая нога» для загрузки передней оси в поворотах не работает – в «две педали» ездить нельзя, при одновременном нажатии на "газ" и тормоз электроника сразу отрубает тягу на несколько секунд. Но никто не запрещал учиться тормозить левой ногой при отпущенной педали "газа". Зачем это надо? Любой перенос правой ноги с "газа" на тормоз — это потерянные полсекунды, за которые автомобиль мог разгоняться или тормозить, а вместо этого катится сам по себе.
     
В автоспорте решают тысячные доли секунды. И торможение левой ногой.   

Хотя какой там автоспорт? Конечно же, создан «кореец» явно не для него. Это сбалансированный, качественный, универсальный «бюджетник» для наших дорог. Кстати Rio – единственный в белорусском модельном ряду KIA автомобиль, который собирается в России. Что с того? За 1300  км не самой бережной эксплуатации никаких нюансов, огрехов, шероховатостей не выявилось. Откуда эта фобия – боязнь машин российской сборки? Я ездил на многих из них – до сих пор, как видите, цел и невредим, на ходу от этих автомобилей ничего не отвалилось.   

Стоит машина умеренно, ощущается дороже, чем есть на самом деле, едет хорошо. Что немаловажно, в салоне на удивление очень тихо. В моем личном рейтинге бюджетных седанов Rio занимает верхнюю строчку хит-парада. Почему не Skoda Rapid? В некоторых аспектах "чех" лучше, но стоит он неприлично дорого на нашем рынке. Так что пока KIA в лидерах. Удержит ли оборону? В этом сегменте сейчас очень жарко...
 
Юрий ГЛАДЧУК 
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
Abw.by

 
Заметки на полях

Звук штатной аудиосистемы для автомобиля данного сегмента неплох - сочный, чистый, с выразительными низами. С удовольствием проверено композицией The National - Terrible Love.  

А вот «низы» 1,6-литрового двигателя мощностью, напротив, не радуют: на малых оборотах мотор слегка флегматичен. Зато после 2000 об/мин и по нарастающей отменная тяга! И управлять ей благодаря четким переключениям 6-ступенчатой механической трансмиссии одно удовольствие.   

Расход в трассовом режиме с постоянной скоростью 100 км/ч составил 6,1 литра на 100 километров пути, при 129 км/ч получилось 7,4 литра. В городе – около десяти литров, но может выйти больше или меньше, в зависимости от стиля вождения и загруженности улиц.    

Сзади просторно во всех направлениях, а центрального тоннеля нет – трое пассажиров устроятся без проблем.  

К услугам задних пассажиров вот такой забавный подстаканник.

Обивка внутренней стороны крышки багажника выполнена не по всей площади. Зато есть удобная ручка закрытия.

В багажном отделении объёмом 500 л есть полноразмерное запасное колесо и удобная боковая ниша с фиксатором. Но при складывании спинок заднего дивана образуется довольно узкий проем.  

В комплектацию тестируемого автомобиля входит подогрев руля и лобового стекла – неплохо для «бюджетника».

Три прекрасно считывающихся «колодца» панели приборов. Яркость можно регулировать.   
 

Ценообразование
 
На белорусском рынке KIA Rio представлен в четырех комплектациях, с бензиновыми двигателями объемом 1,4 и 1,6 л.
 
Базовая версия Comfort с 1,4-литровым двигателем и "механикой" стоит $15.300. В ее оснащение входят: окрашенные в цвет кузова бамперы и дверные ручки, электрозеркала с подогревом, складывающиеся задние сиденья, фронтальные айрбэги для водителя и переднего пассажира, ABS + система предупреждения об экстренном торможении, центральный замок, кондиционер, гидроусилитель руля, бортовой компьютер, регулировка руля по высоте, сиденье водителя с регулировкой по высоте, передние электростеклоподъемники, 4-диапазонная автоматическая коробка передач доступна в базовой модификации и стоит $1300. 6-диапазонный «автомат» потребует доплаты $1800, а в версии Premium – доступен по умолчанию. Базовая версия Comfort оснащена 5-ступенчатой механической коробкой передач, но версии Luxe и Prestige подразумевают под собой наличие 6-ступенчатой «механики».
 
Топ-версия Premium с 1,6-литровым двигателем и "автоматом" стоит $22.200.  

ТАБЛИЦА ТЕХНИЧЕСКИХ ДАННЫХ
KIA Rio 1.6 6MT
ДВИГАТЕЛЬ
Тип бензиновый
Число и расположение цилиндров 4, рядное
Рабочий объем, куб. см 1591
Мощность, л.с. при об/мин 123/6300
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 155/4300
ТРАНСМИССИЯ
Привод передний
Тип 6, механическая
ПОДВЕСКИ, ТИП
Передняя независимая McPherson
Задняя полузависимая пружинная
ДИНАМИКА
Разгон до 100 км/ч, с 10,3
Макс. скорость, км/ч 190
ЭКОНОМИЧНОСТЬ
Расход топлива в загородном цикле, л/100 км 5,2
В городском цикле, л/100 км 8,5
В смешанном цикле, л/100 км 6,4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина/ширина/высота, мм 4370/1700/1470
Колесная база, мм 2570
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
Объем багажника, л 500
Емкость топливного бака, л 43
МАССА
Масса снаряженная, кг 1059
Масса полная, кг 1565

 
Пункт назначения  
 

500 лет назад 8 сентября 1514 года князь Константин Острожский в битве под Оршей победил войско Московского княжества. То была война 1512-1522 года, правда, в отличие от знаменитого сражения, стратегически закончилась неудачно для Великого княжества Литовского: смоленские земли по итогам противостояния отошли к Московскому княжеству, сила ВКЛ стала постепенна угасать… Сегодня потомки тех воинов все еще сражаются возле Смоленска, правда, в мирных соревнованиях Time-Attack на одноименном автодроме.

 

Отправляемся смотреть некогда наш город. Может, еще осталось что-нибудь от восточного форпоста государства, в котором проживали предки белорусов?

Белорусско-российскую границу пересекли свободно, но с некоторых пор здесь начали проверять паспорта - несколько машин перед нами останавливали российские таможенники.

Не знаю как в других областях России, но в Смоленской взялись за дороги: тут и там идут дорожные работы, к качеству дорожного покрытия области практически никаких вопросов. Только разметка не всегда в наличии.  

Проехали Катынь,  за церковью, что на фото, два флага - России и Польши – вместе. Весной 1940 года сотрудниками НКВД в близлежащем лесу были расстреляны польские офицеры. 10 апреля 2010 года недалеко от Смоленска в авиакатастрофе погибла политическая элита Польши, которая направлялась на 70-ю годовщину Катынской трагедии. 26 ноября 2010 года Госдума России приняла заявление «О Катынской трагедии и её жертвах», в котором признает, что массовый расстрел польских граждан в Катыни был произведен согласно прямому указанию Сталина и других советских руководителей и является преступлением сталинского режима. Теперь - два флага вместе.  

В городе дороги тоже неплохие, но разметка в полной мере есть только в центре, на окраинах ее не хватает. Когда въехали в Смоленск, сложилось впечатление, что попали в Индию…

Ведь помимо отсутствия разметки, кругом какое-то маниакальное стремление к самовыражению: многие автомобили с наклейками, надписями, тонированные, с различной степенью тюнинга.

Поток движется быстро, часто с нарушением скоростного режима. В закоулках город «лежачими полицейскими» и знаками 40 водителей не досаждает.

Автомобилей Lada в городе огромное количество. Стоя в пробке мы развлекались, считая продукцию данного автопроизводителя.

В «Повести временных лет» Смоленск впервые упоминается под 862 годом как центр племенного союза кривичей. Затем образовалось Смоленское княжество,  которое к концу XIV века, ослабленное длительными междоусобицами, начавшимися со времен распада Киевской Руси, оказалось в тяжелом положении. Смоленск уже не мог гарантировать свою независимость, поэтому рано или поздно должен был попасть под влияние одного из набиравших силу государств - Литовского или Московского. В 1404 году княжество вошло в состав Великого княжества Литовского, князь Витовт пожаловал городу Магдебургское право .
 
В 1514 году после интенсивной осады Василию III удалось захватить Смоленск, но спустя месяц он потерпел поражение под Оршей. Тем не менее отбить город назад ВКЛ в этой войне не удалось - на сто лет Смоленск забывает про Магдебургское право. После победы короля Речи Посполитой Стефана Батория над Иваном Грозным в Ливонской войне правители Московии стали всерьез опасаться реванша...

И в целях обороны от наших соотечественников московские князья Фёдор Иванович и Борис Годунов за семь лет (с 1595 по 1602) возвели гигантское крепостное сооружение, состоящее из 39 башен, длина стен которого составила 6,5 километра.  

При этом на некоторых участках стена достигала шестиметровой толщины. Сегодня сохранилось меньше половины стен и башен.  

Часть из этого реставрируется, часть – в плачевном состоянии. Заходим внутрь – горы мусора.

В ночь с 16 на 17 февраля 2012 года в башне Орел произошел пожар – сгорели пиломатериалы, предназначенные для реконструкции сооружения. 2014 год... Ничего не изменилось.

Но виды с этой башни прекрасны.  

Крепость не помешала королю Жигимонту Вазе после продолжительной осады вернуть город в июне 1611 года – Смоленску вновь был пожалован привелей на Магдебургское право. Но через 43 года мы окончательно потеряли этот город. В 1654 года царь Алексей Михайлович, организовав поход на Смоленск, сумел навсегда ввести его в состав Российского государства.  

Если на окраинах – трущобы и кое-где натуральная разруха, то в центре город очень красив.  

Культурных мест в Смоленске много, на фото - музей «Смоленский лен». Также в городе есть музей русской водки.

Остановились в недорогой гостинице недалеко от автомобильного рынка . Двухместный номер на двое суток стоит около 90 долларов. Недорого, да и сервис понравился плюс бесплатные чай/кофе, wi-fi, конфеты.

За мирным Днепром, за горами

Заря догорала светло,
И тепел был воздух вечерний,
И ясно речное стекло.

Иван Бунин о Днепре. 1896 г.

В некоторых ракурсах город не сильно изменился с того времени.

Смоленск православный – повсюду храмы. Всего действующих церквей одиннадцать, три - построены до середины XIII века.   

Спасская церковь возведена в 1766 году, но ныне с советских времен здесь располагается общежитие, в котором не в самых лучших условиях живут смоляне. Находится по адресу Реввоенсовет, 13. Символично - Россия...

Город не унывает.