Согласитесь, угловатость внешних форм, особенно передней части, рисует в воображении, кабину Hummer - смахивает эта "кошка" на "американца", и все тут! Впрочем, куда важнее, что у машины внутри. К примеру, колеса с выступающей ступицей явно позаимствованы у бронетранспортера БТР-80. Ничего, что вызвало бы страх или боязнь. 

Зато кузов у "Тигра" бронированный. Причем очень серьезно - пятый уровень бронезащиты. Для сравнения: бронетранспортер БТР-80 снабжен броней шестого уровня. Но одно дело тяжелый и неповоротливый бронетранспортер, и совершенно другое - бронированный внедорожник! На испытаниях аналогичные стекла выдерживали не менее трех попаданий пули 7,62 со стальным сердечником. 

Под капотом этого монстра установлен турбодизельный двигатель ЯМЗ объемом почти 4,5 л, который "выдает" свыше 210 л.с. Кстати, он многотопливный, в качестве резервного может использоваться разбавленный с дизельным топливом бензин АИ-92 в пропорции один к четырем. Коробка передач 5-ступенчатая. Крейсерская скорость внедорожника - около 100 км/ч. Подвеска независимая, очень надежная, во многом схожая конструктивно с БТР-80. Увеличенный дорожный просвет и автоматическое регулирование давления в шинах здорово помогают на серьезном бездорожье.

По части комфорта для экипажа картина следующая. В салоне - лишь печка да кондиционер. И то скорее это необходимость. Попробуйте в 30-градусную жару проехать в бронированном кузове с закрытыми окнами! Ведь даже стекла не опускаются - есть только бойницы для автоматов. Подогрева сидений, камер заднего вида, круиз-контроля, разумеется, нет. "Тигр" - военная машина со всеми вытекающими последствиями. 

В передней части всего два сиденья, разделенные перегородкой трансмиссии. За спиной водителя - места для экипажа. Сиденья заимствованы у БТР-80, материал отделки - черный дерматин. Дорогим и удобным кресло не выглядит, но со своей основной задачей отлично справляется. Единственное, чего, на мой взгляд, не хватает, - боковой поддержки. При резком повороте или крене кузова водителю приходится крепко держаться за руль, чтобы не вылететь со своего места. 

Теперь несколько слов об эргономике места водителя. Панель приборов схожа с "ураловской" "приборкой": все контрольные лампы и указатели привычны, читаются без проблем и не перекрываются рулем при выполнении поворотов. Необходимые кнопки и переключатели под рукой. Рычаг коробки переключения передач - с короткоходной кулисой, как в современных автомобилях. В салоне военного автомобиля нет излишеств, лишь на месте старшего машины имеется штурманская лампа подсветки карты и плафоны освещения над сиденьями экипажа. Бардачков и перчаточных ящиков в истинно военной машине тоже нет.

Внутри салон "Тигра" обшит камуфлированной тканью. Внутренняя обшивка играет не столько эстетическую роль, сколько выполняет определенные функции по защите личного состава от рикошетных осколков. Кроме того, под обшивкой спрятаны жгуты проводки. 

Итак, с внешним убранством и интерьером разобрались, теперь проверим, как этот бронеавтомобиль поведет себя в движении. Выжимая педаль сцепления, включаю первую передачу. С характерным щелчком ручка КП подалась назад (расположение передач схоже со схемой переключения на КАМАЗе). Разгоняюсь до 20 км/ч и включаю вторую. По технической документации разгон до "сотни" не должен выходить за 30 секунд. Проверим! Первая передача - 20 км/ч, вторая - уже 40! Стрелка секундомера успела пробежать почти четверть циферблата. Еще переключение - на спидометре почти 80 км/ч. До поворота на полигонной дороге остается немного. Есть! Стрелка дошла до заветной отметки - итого 34 секунды. Думаю, это хороший показатель для семитонной машины. 

Съезжаю с асфальтированной дороги и заезжаю в лес. Видимо, когда-то здесь была дорога - теперь осталось только направление. Признаюсь, страшновато ехать по траве и кустам и совсем не видеть земли. 

- Если застрянешь - поможет лебедка! - провоцирует штатный водитель этой машины, и я забираюсь в самую грязь. 

Рыча, "хищник" рвется вперед. Возникает ощущение, будто дикого зверя посадили на цепь, а он по своей вольной натуре пытается ее порвать. Метр за метром "Тигр" пропахивает "носом" грязь и через пару минут вырывается из плена на свободу. И лебедка не понадобилась! Словно радуясь освобождению, "хищник" мгновенно набирает скорость, через несколько секунд стрелка спидометра достигает отметки 60 км/ч. И это по разбитой лесной дороге!

После такого экспресс-теста могу сказать вот что: на самом деле "приручить" "Тигра" несложно. Несмотря на грозный внешний вид и не самое мирное название, четырехколесный "хищник" очень послушен в управлении. Гидропневматические тормоза, независимая подвеска, тяговитый мотор делают езду на нем простой и комфортной. Блокировка межосевого дифференциала включается кнопкой на панели, а понижающий ряд трансмиссии - рычагом. Причем его не нужно с силой переключать, как на УАЗе, - достаточно небольшого усилия. Благодаря огромному ходу подвески автомобилю абсолютно без разницы, где и как ехать. 

В Беларуси "Тигров" можно пересчитать по пальцам одной руки: два образца состоят на вооружении столичного ОМОНа, один находится на заводских испытаниях в ОАО "МЗКТ", еще один - у витебских десантников. Вот и все на сегодняшний день колесные представители "семейства кошачьих" в Беларуси.                                                     

Тактико-технические характеристики
Длина, мм 4610
Ширина, мм 2200
Высота, мм 2000
Колесная база, мм 3000
Дорожный просвет, мм 400
Колесная формула 4х4
Грузоподъемность, кг 1500
Вместимость, чел. 2-10
Шины, размерность 335/80R20
Снаряженная масса автомобиля, кг 7000
Максимальная скорость, км/ч 140
Угол преодолеваемого подъема, град. 45
Допустимый крен при движении по косогору, град. 30
Глубина преодолеваемого брода, м 1,2
Угол свеса передний/задний, град. 52/52
Минимальный радиус поворота, м 8,9

 

Справка ABW.BY

ГАЗ-233036 "Тигр" - бронированный автомобиль, которому присвоен 5-й класс защиты. Заказчиком многоцелевого транспортного средства выступило военное ведомство ОАЭ, выделившее на разработку и изготовление опытных образцов значительную сумму. Первые образцы были представлены в Абу-Даби на Международной выставке вооружения IDEX-2001. Автомобили заказчику понравились, но контракт на поставку "Тигра" так и не был подписан. 

Вскоре на ГАЗе было собрано несколько автомобилей с измененной внешностью и интерьером под названием ГАЗ-2330 "Тигр". В крыше обновленной машины имеется два люка, в салоне помимо мест размещения экипажа предусмотрены места для установки радиостанции и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств. 

Автомобиль предназначен для перевозки людей и грузов по дорогам и бездорожью. Представляет собой шасси рамной конструкции, несущее основную часть агрегатов и бронированный кузов-универсал. В стандартную комплектацию автомобиля входят: гидроусилитель руля, независимая торсионная подвеска всех колес с гидравлическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости, раздаточная коробка с возможностью блокировки межосевого дифференциала, главные передачи с самоблокирующимися дифференциалами, колесные редукторы и автоматическая подкачка шин. Дополнительно могут быть установлены кондиционер, электрическая лебедка, аудиосистема, стеклоподъемники, предпусковой подогреватель, независимый отопитель и ABS.

Именно вторая серия этих машин и поступила на вооружение армий Республики Беларусь, Российской Федерации, Армении, Казахстана, Уругвая, Таджикистана, Монголии, Китая, Конго и других стран. 

Александр ИВАНОВ 
Фото автора
Специально для ABW.BY

Материал подготовлен в рамках совместного проекта с военным информационным агентством "Ваяр"