Ничего не скрипит, не гремит, не отваливается, сильно не гудит, едет. Ты ли это, Lada?! Правду говорят, что АвтоВАЗ уже не тот. Там у руля нынче энергичный швед Бу Андерссон, работа на заводе кипит. Что-то модернизируют, меняют, совершенствуют, выпускают новые модели. В итоге тропа белорусов к дилерам Lada перестала зарастать травой. Появляется качество - растет доверие к продукту. Прогресс в этом действительно есть. 

Что собой представляет Lada Kalina Cross? Есть ли у нее шансы на белорусском рынке?

- Привез недавно для себя Kalina Cross из России, ради интереса выставил объявление о продаже - машину купили на следующий же день, - рассказывает пока еще владелец этого автомобиля Сергей. - Вчера пригнал вот эту серебристую с 16-клапанным мотором. Желающие нашлись в момент - завтра за ней приедет покупатель… На каждой стоянке подходят, спрашивают, интересуются. В общем, модель вызывает фурор. Скоро за третьей машиной поеду, но на этот раз уже точно оставлю себе.

Интерес на рынке понятен. Ведь многим белорусам нравится все, что имеет внедорожную атрибутику, кузов-универсал и низкую цену. А здесь все три всенародных предпочтения сразу! Как только Kalina Cross появится на нашем рынке, успех модели будет гарантирован. И даже значок с ладьей не будет помехой. 

А раз так, разберемся с новинкой подробнее. 

Kalina Cross создана на базе обычного универсала Kalina и характеризуется "улучшенной геометрической проходимостью", что должно помочь вазовцам укрепиться в сегменте городских кроссоверов. Внедорожный обвес, увеличенный дорожный просвет, перенастроенная подвеска, "укороченная" главная пара в трансмиссии (3,9 против 3,7 на обычной Kalina), новые передние кресла - выглядит машина очень свежо, симпатично. Концепция очень интересная. А что в остальном?

Прекрасный обзор, огромные "лопухи" зеркал, высокая, но удобная посадка. Цветные вставки на сиденьях, руле и дверях отлично оживляют серенький интерьер. Берусь за регулировки климатической установки: усилия выверенные, четкие и понятные. Пластик твердый, но фактура приятная. И все это не скрипит и не разит фенолом в нос! Кресла стали более жесткими, но спинки спрофилированы лучше, боковая поддержка выражена ярче. До немецкой эргономики здесь еще очень далеко, но сидеть удобнее, нежели в некоторых "бюджетниках" иностранного происхождения. 

Разгоняется Kalina Сross с этим мотором на удивление живенько, на "низах" неплохо тянет. Не мотор - мечта! И кулиса с троссовым приводом теперь переключается четко. Но почему коробка так воет при сбросе "газа"? Я ездил на четырех автомобилях с такой же "механикой", и уровень шума везде был разный, от почти незаметного до ярко выраженного. Эх, Kalina, тебя, оказывается, нужно выбирать не только сердцем, но и ушами! От вибраций по педалям и кулисе тоже пока не удалось избавиться. Шумоизоляция в целом? Хотелось бы чуть тише: Kalina II, что была у нас как-то в гостях, казалась более изолированной от звуков окружающей среды. С другой стороны, старая Granta явно была шумнее, так что прогресс все-таки имеется. 

А корейский электроусилитель Mando? В околонулевой зоне - пустота. Повернешь руль на пару градусов - в обратное положение он уже не вернется, хотя на пологой дуге внятное и информативное усилие присутствует. Реакции на отклонения "баранки" все такие же неважные. А эти силовые подруливания, когда машину уводит в сторону при нажатии на педаль "газа"! В общем, поработать еще есть над чем. Зато на трассе отлавливать машину не нужно: едет себе прямо, и на том спасибо. При этом мотор не шумит: при 100 км/ч на тахометре около 2750 об/мин. 

Клиренс и в обычной Kalina немаленький, а тут и подавно: при наличии оригинальной защиты картера двигателя производитель обещает 183 мм при полной загрузке! Но конкретно в этой машине стоял тоненький металлический пыльник не самой оптимальной формы, который значительно съедает дорожный просвет: мы намерили всего лишь 170 мм под самой нижней точкой днища пустой машины - выступом на пыльнике. Мало! Причем над этим выступом - пустота. Теоретически с помощью кувалды и прочих манипуляций в гараже можно добиться 20-сантиметрового просвета в ненагруженном состоянии, но это, простите, возврат к советским временам - с помощью кувалды что-то изменять в новом автомобиле. Так что с нетерпением ждем на Kalina Cross нормальную силовую защиту картера и обещанные миллиметры дорожного просвета. Зато в остальном с "геометрией" полный порядок: по сравнению со стандартным универсалом угол въезда увеличился с 19 до 20,8, а угол съезда - с 19,6 до 22 градусов. Цифры получены при полной загрузке автомобиля.

Понятно, что внедорожник из Kalina Cross никакой, - это всего лишь немного приподнятый над дорогой универсал. Но все-таки хотелось бы, чтобы в списке опций была электронная имитация межколесной блокировки. Не думаю, что это сложно сделать, ведь машины с системой стабилизации АвтоВАЗ уже выпускает. Кстати, недорого на Kalina Cross можно установить "самоблок". Со степенью блокировки лучше не перебарщивать, ибо серьезно может пострадать управляемость. Но для тех, кому иногда нужно преодолевать легкое бездорожье и не хочется переплачивать за полноприводный автомобиль, варианты, как говорится, имеются. 

С начала 2014 года на все Kalina ставят так называемую "девятьсот двадцать восьмую" подвеску - с газонаполненными амортизаторами и толстыми стабилизаторами поперечной устойчивости. Но у Cross она была перенастроена: шток амортизатора удлинен на 16 мм, сами амортизаторы - с измененными характеристиками демпфирования. Пришлось, правда, уменьшить ход отбоя - при очень быстром проезде очень крупных неровностей можно услышать постукивания. Но все равно энергоемкость на высоте, а управляемость даже немного улучшилась. Только плавностью хода пришлось немного пожертвовать: машина стала чуть более подробно передавать изъяны дорожного покрытия. 

Практичность автомобиля наш человек оценит. Багажник для B-класса неплох, разве что погрузочную высоту можно было бы уменьшить. Опять же при складывании сидений приходится снимать подголовники. Крышка багажника открывается с помощью кнопки на ключе, самим ключом либо из салона. Почему бы не сделать открытие проще, на европейский манер, с помощью кнопки на самой крышке?

Кстати, вазовцы в багажном отделении предусмотрели крючки для пакетов! Спасибо за такую заботу! А вот сам ключ от Lada непродуманный: кнопки у него слишком большие, постоянно нажимаешь на них при включении и выключении зажигания - срабатывает сигнализация. 

А что с ценой? На данный момент Cross предлагается только в комплектации "Норма". В ней есть все самое необходимое: климатическая система, передние электростеклоподъемники, электроусилитель, подогрев передних сидений, аудиосистема, релинги, антиблокировочная система тормозов с усилителем экстренного торможения, подушка безопасности водителя, литые диски и прочие "навороты". У нас в гостях Kalina Cross c 16-клапанным двигателем мощностью 106 л.с. Стоимость такой версии - 480.900 рублей, или $7700. При этом переплата за "кроссоверность" в случае с 16-клапанником составляет всего лишь 26.200 рублей ($428). А ведь такая же Kalina-универсал, но без "внедорожных" атрибутов комплектуется штампованными 14-дюймовыми дисками, хотя в ней есть подушка безопасности пассажира. Неплохо! 

Из недостатков Kalina Cross больше всего раздражает гул трансмиссии, невнятный руль, отсутствие подушки безопасности пассажира и недостаточная шумоизоляция салона. Также производителю нужно что-то придумать с защитой картера - та, что была на тестируемой машине, никуда не годится. 

В остальном же за эту цену отличный автомобиль. Симпатичная внешность, практичный кузов-универсал, внедорожный обвес, увеличенный дорожный просвет, энергоемкая подвеска и мощный мотор. Остается только дождаться белорусской цены. Надеюсь, она будет как можно ближе к российской, потому что за эти деньги лично у меня к Kalina Cross претензий практически нет. А есть ли они у Павла Козловского и владельца автомобиля Сергея?

Павел Козловский: 

"И с чего вдруг столько шума? Подумаешь, якобы "внедорожная" Lada - что в ней такого особенного? Хитрая система полного привода? Откуда… Может, хотя бы "самоблок" спереди поставили? Ага, как же… Ну ладно, а хотя бы противобуксовочная система, пусть даже самая простенькая, в ней есть? Ответ очевиден: нет, нет, нет…

Поэтому я и говорю нет таким псевдокроссоверам. Будь Cross хотя бы красивым или радовал клиренсом 19-20 сантиметров - тогда да. А так сзади смотрится несуразно, спереди - нормально, но в такие "жирные" автомобили на куцых колесах не влюбляются. Дорожный просвет? Юра Гладчук протер весь асфальт перед машиной, пытаясь вымерить, сколько же конкретно миллиметров от дороги до выступа на защите картера двигателя. И получил какие-то несущественные циферки… Ребята, я два года ездил на Samand, и у него была почти "двадцатка" безо всяких маркетинговых потуг на "кроссоверность". А здесь что? И зачем?

Именно поэтому да этому Cross можно сказать только в одном случае: если он будет стоить примерно столько же, сколько и обычная Kalina. А доплачивать за якобы повышенную проходимость… Нет, спасибо".

Сергей, владелец Lada Kalina Cross: 

"История началась примерно полгода назад, когда я впервые увидел фото этой очаровательной машины. Конечно, еще даже пять лет назад представить себя владельцем нового автомобиля марки Lada было очень сложно. Но поблуждал по "Моторшоу-2014", посидел в этих однотипных салонах Volkswagen Polo, Citroёn C-Elysee, KIA Rio, Hyundai Accent, Renault Logan и наших "китайцев" - и понял, что не мое. О покупки "бэушки" речи не шло вообще - после трех лет работы в такси я твердо понял, что сказки про "за все время я только масло менял и топливо заливал" явно не про сегмент подержанных машин. И тут презентация новой модели Lada Kalina Cross. Я влюбился. У нашего дилера на момент покупки машины не было, поэтому поехал в Россию - и купил. 

Сидишь действительно высоко, прекрасная обзорность, большие зеркала, сиденья, кстати, очень удобные, рулевая колонка регулируется по высоте. Кроме того, есть иммобилайзер, антиблокировочная система тормозов с усилителем экстренного торможения (ABS + BAS), индикация температуры наружного воздуха, расширенный пакет шумоизоляции, обогрев передних сидений, климат-контроль, аудиосистема, литые 15-дюймовые колеса. Окончательно покорили шины - Pirelli! Вы можете себе это представить? Не удержавшись и посидев сзади, заметил специальное приспособление на потолке для дополнительного крепления детских кресел, что, наверно, не будет лишним для семей с детьми. И за все это - 480.900 российских рублей? Заверните! Первую машину в Минске тут же перепродал, вторая тоже почти "ушла", сейчас поеду за третьей, но на этот раз оставлю себе".

Юрий ГЛАДЧУК
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY

Заметки на полях

На верхней части передней панели нашлось место для удобного тайничка с крышкой

Ворсистые задние подкрылки снижают шум от камней и прочего дорожного мусора. Вы представляете?! АвтоВАЗ стал уделять внимание мелочам! Хоть и не во всем… Кстати, обратите внимание на шины: Pirelli P1 Cinturato размерности 195/55 R15

Контур резиновых уплотнителей у Kalina Cross снизу двойной: пороги пачкаться не будут, следовательно, и брюки тоже
Моторчик хорош тягой на "низах" и радует динамикой разгона. Сюда бы еще наш любимый "автомат" Jatco! Убедительно просим производителя не портить автомобиль "роботом" с одним сцеплением. В данный момент вазовцы еще не решили, какой трансмиссией комплектовать Kalina Cross: роботизированной собственной разработки или японским гидромеханическим "автоматом" Jatco?Что-то подсказывает, что выберут первый вариант
Учитывая класс автомобиля, сзади места хватает. Сам за собой с ростом 173 см сажусь более чем свободно. Только вот подлокотника и карманов в дверях здесь нет. Зато есть потолочные ручки, хотя некоторые производители "бюджетников" нынче отказываются и от них
Звучит аудиосистема неплохо, радует простым интерфейсом и крупными кнопками. Как и положено в XXI веке, имеет bluetooth-интерфейс, читает USB-флешки и SD-карточки, только вот колонки слабенькие
Зеркала заднего вида большие и удобные, "картинка" в них не искажается
Панель приборов информативна и неплохо читается. Полистав меню бортового компьютера удобными кнопками на подрулевом переключателе, можно найти индикацию температуры охлаждающей жидкости, наружного воздуха, средний расход топлива, вольтметр и прочую необходимую информацию
Раньше "ленивый" "поворотник" срабатывал через раз, но сейчас, похоже, узел доработали - все работает четко
Салон Kalina Cross отличается не только оранжевыми вставками, но еще и иными сиденьями. Они умеренно жесткие, установлены выше. И хотя регулировки кресел по высоте и руля по вылету пока еще нет, сидеть удобно

Таблица технических данных
Lada Kalina Cross
Двигатель
Тип бензиновый
Число и расположение цилиндров 4, рядное
Рабочий объем, куб. см 1596
Мощность, л.с. при об/мин 106/5800
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 148/4000
Трансмиссия
Привод передний
Тип 5, механическая
Подвески, тип
Передняя независимая McPherson
Задняя полузависимая пружинная
Динамика
Разгон до 100 км/ч, с 10,8
Макс. скорость, км/ч 177
Экономичность
Расход топлива в загородном цикле, л/100 км 5,8
В городском цикле, л/100 км 9,0
В смешанном цикле, л/100 км 7,0
Габаритные размеры
Длина/ширина/высота, мм 4104/1700/1560
Колесная база, мм 2476
Дополнительные данные
Объем багажника, л 355/670 (до подоконной линии)
Емкость топливного бака, л 50
Масса
Масса снаряженная, кг 1125-1160
Масса полная, кг 1560