Страна велосипедов. Нет, это я не о Голландии или какой-нибудь там Германии. Я – о Беларуси. Серьезно. Да, в наших городах по-прежнему нет нормальных велодорожек, бордюры по колено, а велосипедист, пешеход и водитель как лебедь, рак и щука. Но оглянитесь вокруг: несмотря ни на что, в белорусские города возвращаются велосипеды – теперь это модно, стильно и для организма отличный тренажер. Бесплатные велопрокаты работали прошлым летом, работают они и в этом сезоне. Белорусы предлагают не имеющие аналогов велопарковки. Организуются регулярные «покатушки», фестивали, даже компании в своей PR-активности велосипеды не обходят. А посему велосипеду в городе быть! А что с деревней? По-моему, из деревень «велики» вообще никуда не уходили. «Сяляне» побогаче обзавелись автомобилями и скутерами, но от велосипедов никто не отказался. Поэтому велосипед для белоруса больше чем транспорт.

А если это велосипед с приставкой «электро»? Итак, в руках у меня Flygear 555 – электровелосипед заводской комплектации, и для начала пройдемся по принципиальным моментам. С 5 метров не каждый сразу определит, что перед ним не обычный двухколесник. Электроначинку выдает разве что массивный «багажник», который на поверку оказывается батареей. Батарея эта съемная, поэтому для зарядки не нужно весь велосипед тянуть к розетке. Сразу за батареей, под пластиковым кожухом, установлен контроллер, от которого идет вся элекроразводка.

 

Как видите, сзади вместо обычной ступицы здесь мотор. Людям увлекающимся рекомендую начать знакомство с обзорной статьи в Википедии, а потом можно сполна окунуться в обсуждения на специализированных форумах. А можно обратиться к статье «Автобизнеса» 2011 года, когда наш аксакал Сергей Ильич Боярских впервые познакомился с электротягой на примере Bosch eBike System. Кроме массивного мотор-колеса, здесь все привычно: кассета на 6 звездочек да дисковые тормоза. Механическая оснастка - Shimano.

Итак, берусь за руль, завожу… Тьфу, включаю бортовой компьютер. Здесь, во-первых, расположена индикация заряда батареи, во-вторых, можно включать головной свет, ну а в-третьих, выставляется уровень помощи при педалировании. Чтобы привыкнуть, выставляю Low и начинаю крутить педали. Уже после полуоборота чувствуется пинок – в дело вступает моторная сущность заднего колеса. Крутить перестаешь – мотор отключается. Вроде все понятно, можно в путь!

Необычайная легкость... Помните, как легко крутить педали, когда несешься с горки? Вот здесь абсолютно также, но что по ровной дороге, что в горку - все равно: педали словно гладишь, но не нажимаешь. И чем выше уровень помощи мотор-колеса, тем легче. А потом я обнаружил волшебную ручку... Именно она позволяет ехать полностью в электрическом режиме – крутить педали в этом случае не нужно вообще. Вот так и начался наш трехдневный тест-драйв.

По информации продавца, одного заряда батареи должно хватать на 55-60 км в "гибридном" режиме, когда ездок помогает крутить педали, и на 20-25 км - в чисто электрическом. И знаете, что? Это абсолютная правда. Когда за первых два дня я проехал 40 км, еще около 5 км осилили мои коллеги, индикатор заряда показывал половину. И это удручало: а вдруг я не успею разрядить батарею? Поэтому на третий день на работу отправился на чистой электротяге. Проехал еще порядка 2 км по "равнине", поднялся на затяжную горку, после чего "аккум" наконец-то сдался. Я радовался как ребенок: вот теперь-то мне нужно будет его подзарядить. Но, знаете, радости хватило километра на три. Без электропомощи я почувствовал себя беспомощным. За счет не самой легкой рамы и "электробалласта" велосипед по ТХ весит под 28 кг. Тяжело! Кое-как дотянув до офисной розетки, снял аккумулятор, который запирается на свой замок, и поставил его на подзарядку. Через 7 часов индикатор стал зеленым - готово!

Еще из наблюдений вот что. Благодаря электропомощи очень легко набирать максимальную постоянную скорость и забираться даже на самые крутые горки. Посмотрите на видео - это, конечно, баловство, но я так проехал специально, чтобы показать, что электропривод реально может везти, а не просто помогать. На разгоне нет тех самых силовых движений, когда всем телом налегаешь на педали, чтобы быстрее разогнаться. К примеру, при движении по проспекту Независимости приходится замедляться раз 30-40 перед бордюрами и переходами, и это больше всего бесит: либо вытягиваешь силой, либо каждый раз играешь с переключателями. Здесь можно заднюю кассету выставить на самую маленькую (то есть быструю, но и "тяжелую") звездочку, потому что на разгоне поможет электропривод. Жаль лишь, что в этих велосипедах не предусмотрена возможность рекуперативной подзарядки во время торможения. 

Ну и по традиции передаю «тест-драйвовый» транспорт в руки коллег. Два разных взгляда на одно "велочудо".

Взгляд "вело-чайника"


Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ:

«Когда Леша дал мне прокатиться на этом чудо-коне, я не стала ему говорить, что он поступает опрометчиво. Ведь в 8 лет, когда я училась кататься на двухколесном велосипеде, я почти насквозь рассекла себе щеку. А в 17, когда впервые села на мопед, стесала кожу на пятке, потому что забыла, где тормоз, и «тормозила ногами, а не головой», как это мне на днях советовали на форуме.

В общем, мне было страшно в начале поездки, еще страшнее стало во время движения, когда некая волшебная сила придала мне ускорение. Я не знаю, испытывают ли такие же эмоции велосипедисты, но я четко почувствовала, что управляю действительно мощным (в плане массы и скорости) механизмом, а последствия в случае чего могут быть очень серьезными. Так что велосипедистам (с навесными моторами или без) не место среди пешеходов, для них обязательно должна быть создана специальная инфраструктура.

Зато для меня, загородного жителя, у которого ближайший магазин расположен в километре, а центр города – в четырех, подобный вариант был бы просто находкой. А что? С горочки – со свистом, на горочку – с мотором! Красота! Правда, все свои сумки пришлось бы сменить на рюкзаки, ведь при отсутствии багажника перевозить вещи иным способом невозможно».

Мнение заядлого велосипедиста
 

Иван КРИШКЕВИЧ:

«Если тебе нужно просто подняться наверх, тогда, конечно, лучше воспользоваться эскалатором или лифтом. А если ты хочешь именно БЕЖАТЬ ПО ЛЕСТНИЦЕ? При наличии автомобиля я выбираю велосипед вовсе не с целью сэкономить. Это – легкий и стремительный спортивный снаряд, позволяющий выжать из себя скорость, а вместе с ней и пот, и радость, и эмоции от чистоты и свободы перемещения. Отмахать сто километров за четыре часа и сделать это без помощи моторчика и вообще без посторонней помощи – вот в чем «цымус»! Пробираться по лесу, прыгать по выступающим корням деревьев, спускаясь по крутому спуску, валить нагло по прямой через заросший бурьяном пустырь. Аккумулятор сдохнет, а человек сдюжит!

Конечно, если велосипед – единственное средство передвижения, да еще где-нибудь на периферии, где до ближайшего магазина пять километров ходу, то педали крутит и стар и млад. Деду или бабке экстрим ни к чему – дай бог до райцентра добраться и домой вернуться. И вот здесь моторчик будет в самый раз! Вопрос лишь в том, во сколько обойдется этот «помощник», будет ли он всепогодным. На периферии ведь педали крутят и зимой, и летом, и в дождь, и в снегопад. Жизнь такая…»

Вердикт ABW.BY

Думаю, практически у каждого из нас наберется с пяток велосипедных историй. Кто-то приезжал к любимой на «велике», прятал его в кустах (не солидно ведь перед дамой!), а утром не находил. Кто-то брал новенький «горник» у друга покататься, а потом устраивал ему невольный краш-тест с ближайшей сосной. Ну а мы как-то на пару с лучшим другом тянули друг друга на шнурке: в моем велосипеде цепь застряла намертво между звездочкой и рамой. Тянули 15 км. Вот тогда бы электропомощь нам ой как пригодилась. А кому она может пригодиться сейчас?

По словам дилера, лучше всего электровелосипеды расходятся в деревнях, среди пожилых людей. Старикам тяжело крутить педали, такая помощь ногам – отличное решение. В продаже есть модели попроще и подешевле, они-то и пользуются особым спросом. А еще хорошо берут наборы для самостоятельного переоборудования, но в этом случае электрическим становится переднее колесо - по сути, получается, полный привод! Это позволяет, во-первых, не быть привязанным к производителю рамы и навесного, а во-вторых, можно здорово сэкономить. 

Алексей ХВОЩИНСКИЙ
Фото и видео Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY
Редакция выражает благодарность магазину evelo.by за предоставленный на тест-драйв электровелосипед

Путевой дневник

(+) В комплекте с велосипедом кроме зарядного и инструкции идет неплохой набор ключей, которого должно хватить практически в любой ситуации.

(-) На первый взгляд батарея закреплена надежно, но при проезде даже небольших препятствий ее трясет так, что кажется, вот-вот вывалится. 

(+) В роли головного света здесь фара на 3 светодиода, включается с борткомпьютера на руле. Сзади фонарь встроен в батарею и включается сам, когда темно. Кстати, фотоэлемент настроен хорошо – ждать кромешной тьмы для его включения не нужно.


(-) Главный минус этого велосипеда – вес. 28 кг – это тяжело. Пока едешь, он абсолютно не ощущается, но если нужно ехать только «на педалях», такой балласт из батареи и мотор-колеса сразу чувствуется. А уж как я его тянул на 5 этаж…


(+) Отличное универсальное седло для поездок на небольшие расстояния.  Средней жесткости, имеет удачный профиль. Спортсменам вряд ли понравится, но на каждый день – хороший вариант. 


(-) Передняя вилка оснащена регулировкой жесткости, но даже в самом «зажатом» положении мне было слишком «мягко». В режиме разгона эффект клевка  нивелируется мотор-колесом, но прыгать с бордюров с такой мягкой вилкой – неудобно. Возможно, дело привычки.


(+) Дисковые тормоза по кругу… Раньше так говорили о машинах, сейчас – о велосипедах. Качество замедления – отменное. 


(-) Только ручки тормозов на руле выглядят дешево и хлипко. 

(+) Провода электроначинки проложены внутри рамы, поэтому риск их повредить минимальный.