Полигоном для испытаний новинки стали дороги Румынии, точнее - Трансильвании, где участникам тест-драйва предоставили массу возможностей в полной мере прочувствовать все достоинства кроссовера. Но об этом немного позже.

Сначала о внешности, которая, к счастью, серьезных изменений не претерпела. Новый, или, если быть честным, просто серьезно модернизированный Renault Duster внешне почти не изменился. Да, у него другая светотехника, иные бамперы спереди и сзади, новая решетка радиатора и видоизмененные релинги на крыше, но это все тот же брутальный Duster, который одни обожают, а другие ненавидят за раздутые колесные арки и изящность кирпича.

С моей колокольни такое развитие событий выглядит вполне логичным. 220 тыс. россиян и 4 тыс. белорусов не зря проголосовали своими кровно заработанными за машину первого поколения в период с января 2012-го по июнь 2015-го. Впрочем, кое-что все-таки хотелось бы изменить, но этого не произошло.

Я имею в виду фальшпороги, о которые с вероятностью 90% любой не предупрежденный об их коварстве пассажир пачкает брюки. Одна из компаний, производящих дополнительные аксессуары для Duster, даже специально выпустил альтернативу этим порогам под названием «Чистые штаны». Создатели модифицированной версии об этом, видимо, не слышали…

Второй момент, удививший в новом автомобиле при первом знакомстве, – отсутствие "жабо". Эта пластиковая накладка между лобовым стеклом и капотом, предотвращающая превращение упомянутой ниши в место, где зимой всегда скапливается снег, а летом и осенью листья, цветы с деревьев, тополиный пух и т.п., уже есть даже в списке дополнительного оборудования у официальных дилеров. Стоит немного, но на новом Duster ее нет…

Зато есть новые щетки стеклоочистителя, благодаря которым исчезла злополучная капля на лобовом стекле Duster, хорошо известная владельцам машин первого поколения. Тут покупателей услышали, и это не может не радовать.

В салоне автомобиля тоже есть поводы и для радости, и для огорчения. Тех, кого не устраивали прежние сиденья Duster, новинка порадует более безопасными и эргономичными креслами с более высокой спинкой и более выраженной боковой поддержкой.

Еще новый Duster в ходе модернизации обрел наконец-то заводской круиз-контроль и ограничитель скорости вкупе с новым рулевым колесом а-ля Logan, но…

… похорошевшая внешне «баранка» так и не приобрела функции продольной регулировки рулевой колонки, которая пришлась бы весьма кстати водителям ростом от 180 см и выше.

Щиток приборов нового Duster тоже под стать логановскому: шкалы тахометра и спидометра теперь соседи, показания бортового компьютера нынче отображаются в правой части щитка приборов. Еще у щитка иная подсветка, есть подсказчик переключения передач, стрелка «поворотника» отныне загорается в соответствии со стороной, указанной водителем, а не в обе стороны, как было раньше. О температуре охлаждающей жидкости на машинах с новым щитком теперь можно судить только с помощью контрольной лампы. Мое мнение – для кроссовера это минус, так как закипание мотора куда дешевле не допустить или предотвратить, чем впоследствии «лечить»…

Еще одно новшество в Duster – кнопка звукового сигнала, вернувшаяся на подушку рулевого колеса. Французский вариант, когда кнопка сигнала была в торце рычага указателя поворотов, в России не прижился. Плакать не будем.

Следующий предмет исследования – центральная консоль приборной панели, на которой расположились дефлекторы системы отопления и вентиляции, экран системы MediaNav и ряд кнопок, активирующих или деактивирующих функционал автомобиля. Перемещение кнопок по консоли сильно на эргономику не повлияло, а вот то, что экран системы MediaNav остался в нижней части, разочаровывает. Пользоваться им в режиме навигации неудобно, к тому же он по-прежнему сильно бликует на солнце. В итоге ехать солнечным днем приходится по звуковым командам навигатора, не отрывая взгляда от дороги. К чему, впрочем, быстро привыкаешь. 

В самом низу центральной консоли тоже перемены: здесь по соседству с кнопкой деактивации ESP поселилась кнопка ECO, при нажатии на которую можно сделать автомобиль экономичнее на 0,3-0,4 л.

Козырек для ниши, расположившейся в верхней части приборной панели, и новая отделка дверных накладок завершают список изменений, произошедших в пассажирской части салона. Но перемены есть и в багажном отделении, точнее - над ним.

Это, как и ожидалось, жесткая складывающаяся полка над багажником, куда при необходимости можно бросить всякую мелочовку типа зонта или кепки. Было бы очень неплохо, чтобы она подошла и машинам прежнего поколения, так как прежняя лишь скрывала от посторонних взглядов содержимое багажника.

Также потенциальных покупателей нового Duster наверняка порадует дистанционное управление открытием лючка бензобака. Ранее лючок не запирался вовсе, защиту от проникновения в бак обеспечивала запираемая крышка горловины. Теперь крышка без замка, запирается сам лючок.

Но основные перемены у модифицированного Duster не в салоне и не во внешности, а под капотом. Причем коснулись они всех модификаций: бензиновых, дизельных, с полным приводом, без него, с АКП и МКП. 

Начать, пожалуй, стоит с того, что моноприводных Duster c АКП в продуктовой линейке больше не будет. Причина – малый спрос. Теперь приобрести машину с АКП DP-8 можно будет только в полноприводном варианте и, как и прежде, лишь с 2-литровым бензиновым мотором F4R.

К слову, мощность бензинового 2-литрового мотора повышена с 135 до 143 л.с. Причем рост обеспечен не только за счет электроники, но и за счет изменений в ГРМ - в приводе распределительного вала впускных клапанов появился фазорегулятор. 

Бензиновый силовой агрегат K4M объемом 1,6 л модифицировать не стали - его просто заменили ниссановским мотором H4M аналогичного объема и мощностью 114 л.с. Среди его достоинств - цепной привод ГРМ, не требующий замены на протяжении всего срока службы, высокая экономичность (-0,4 л/100 км), более высокая (на 12 л.с.) мощность и крутящий момент, увеличившийся со 145 до 156 Нм. При этом машины с новым мотором будут оснащаться уже не классическим гидроусилителем руля, а электрогидроусилителем, гидронасос которого приводится в действие электромотором, а не самим ДВС.

Такое решение уже применялось в Duster первого поколения, но на дизеле. Компоновочно эта схема более удобна, разницу в эксплуатации заметят лишь любители водить машину в экстремальных режимах. В плане надежности к ней претензий пока не было.

Самые же существенные изменения коснулись дизельной модификации Duster. Ее мотор K9K прибавил в мощности аж 19 л.с., крутящий момент двигателя вырос на 20%, до 240 Нм, достигаемых по-прежнему при 1750 об/мин, при этом мотор стал на 0,3 л/100 км экономичнее и, как, впрочем, и вся линейка моторов, экологичнее. Все двигатели модифицированного Duster удовлетворяют требованиям Евро-5. Увы, достичь подобных показателей в части экологичности дизелю удалось лишь с дорогим DPF-фильтром, ресурс которого на российской солярке вызывает вопросы. На них представители Renault отвечают стандартной фразой про зависимость ресурса от качества используемого дизельного топлива. Поживем - увидим.

Но главные новшества нового дизельного мотора - это уход от прежней топливной системы Delphi. Теперь Duster оборудован системой подачи дизельного топлива от Siemens и новой турбиной, которая имеет изменяемую геометрию положения лопаток, что дает столь ощутимую прибавку мощности и крутящего момента.

Еще одна тема, которая заботит многих, - запуск и работа двигателя при минусовых температурах. И тут новый Duster тоже на высоте. В дополнение к предпусковому подогревателю, предлагаемому в качестве дополнительного оборудования, новая машина опционно получила куда более доступную функцию дистанционного запуска с ключа. Работает она на расстоянии до 200 метров прямой видимости и дает возможность водителю, не выходя из дома, прогреть двигатель зимой или охладить автомобиль летом. Увы, ставиться она будет только на бензиновые модификации Duster, т.к. прогрев тубодизеля на холостых оборотах неэффективен.

Если же есть сомнения в том, что бензиновый автомобиль заведется после ночи на морозе, на помощь придет опция системы MediaNav, позволяющая программно запускать и прогревать двигатель каждые два часа. Но и в этой бочке меда есть ложка дегтя: автомобиль, оставленный на передаче, не заведется, а «ручник» у Duster установлен на барабанные тормоза. Поэтому не исключена ситуация, что оставленная на «ручнике» машина заведется и в лютый мороз, но не поедет…

Следующая достойная упоминания опция - система помощи водителю при трогании в гору. При выжатом сцеплении она не дает машине скатываться назад, даже если педаль тормоза отпущена, - самое то, что надо новичкам за рулем.

Но и это далеко не все перемены в Duster. Видимая часть айсберга – новые фары головного света и новые фонари. Светят они, по моим ощущениям, так же, но впереди теперь есть ДХО, а сзади не одна, а две лампы заднего хода. К тому же у нового Duster сзади еще и светодиодные габариты. Активируется оптика с помощью CAN-шины, поэтому владельцам прежних Duster о переустановке оптики мечтать не стоит, хотя умельцы всегда найдутся…

«Как это все едет?» – спросите вы. Не хуже чем раньше – это точно. Машина стала комфортнее в части внешних шумов и немного динамичнее предшественниц. Эталонную для кроссовера подвеску изменения не затронули - Duster по-прежнему одинаково успешно ведет себя и на асфальте горных серпантинов, и на румынских горных тропах, где основной вид транспорта лошадь.

Лично меня более всего впечатлила экономичность турбодизеля: чуть более 6,5 л/100 км на асфальте в горах и 9,0 л/100 км при жесткой езде по бездорожью достойны уважения. При этом машина уверенно тянет на 1-й, 2-й, 3-й, 4-й передачах даже со скоростей 15-20 км/ч. А на 5-й и 6-й она экономит. И это без нажатия на кнопку ЕСО, способную сделать расход топлива еще ниже.

Руль у дизельной модификации, правда, не блещет обратной связью, но лишь на высоких скоростях при прохождении поворотов. Слишком уж легким его делает электрогидроусилитель, к которому тяжело приноровиться даже спустя 100 км пробега. Но это вопрос времени.

У 2-литровой полноприводной версии с обратной связью руля дела обстоят гораздо лучше. Я, конечно, консерватор, но гидроусилитель есть гидроусилитель.

Еще одна особенность модифицированного 2-литровика - смещение полки крутящего момента с 3750 к 4000 об/мин. Благодаря этому у модифицированной версии исчезло ощущение того, что после 3500 об/мин машина теряет динамику. 

В части способностей на бездорожье Duster по-прежнему на высоте. Перекочевавшая из-под заднего бампера под кузов банка глушителя на геометрические параметры проходимости автомобиля совершенно не повлияла, как не повлияли на них и видоизмененные бамперы. 

Duster остался Dusterом, и это не может не радовать. Причем как в части достоинств, так и в части стоимости. На российском рынке новая машина будет предлагаться по тем же ценам, что и раньше. Рубль в рубль. Опций в новинке станет больше. Среди них теперь и ветровое стекло с обогревом, и водительский стеклоподъемник с автодожимом, и интегрированная в панель подсветки заднего номерного знака камера заднего вида.  

В итоге тем, кто приглядывался к прежнему Duster, но не решался его купить в силу отсутствия какой-либо из упомянутых выше модернизаций, остается только позавидовать. Они уже в июле смогут приобрести автомобиль, который пусть не намного, но совершеннее своего предшественника. Тем, кто, как и я, уже является обладателем Duster, при желании обновить автомобиль нужно садиться за калькулятор, чтобы понять, стоит ли овчинка выделки в сегодняшних реалиях. Ждать осталось совсем немного: цены на новинку в РБ станут известны 3 июля, когда состоится белорусская премьера нового Duster.

Юрий ЛИХУТА
Фото и видео автора и компании Renault

ABW.BY


Технический центр Renault в Титу напоминает инкубатор генетически модифицированных Duster


Трехосный DusTruck - плод фантазии местных студентов и инженеров. Подобные эксперименты в техцентре приветствуются


Пикап на основе обычного Duster тоже hande made, но судя по выставке в Сан-Паулу, до серии совсем недалеко


Автомобиль скорой помощи на базе Duster тоже близок к жизненным реалиям. Такая машина заедет гораздо дальше обычной "скорой", если речь идет о горных селах, куда ведут не дороги, а тропы


Машина для коммунальных служб с полным приводом ничуть не абсурднее тракторов белорусской Госавтоинспекции


Duster на гусеничном ходу уже не фантазия, а реальный автомобиль для езды по заболоченной местности или снежному насту.
Установить гусеницы можно на обычный Duster "легким движением ключей" :-)