«Пока жив, но все сложно»: как дела у белорусского тюнинга

Максим Ивашин
23 Июля 2024 Все новости / Авторынок

– Мы этом в бизнесе 5 лет. Наша основная услуга – кузовной ремонт любых марок и любой степени. Попутно занимаемся переделкой автомобилей под запросы клиента: речь идет главным образом о внешнем виде, а также об интерьере конкретной машины.

Сколько стоит «обвесить» авто

Сразу (не)простой вопрос: как дела на данный момент?

– По основному спектру – спрос небывалый. Арки, пороги, днище, плюс антикор – количество обращений просто огромное. Поскольку всё больше изрядно подержанных автомобилей нуждается в поддержании нормального состояния.

По тюнингу дела гораздо скромнее. Грубо говоря, из 100 звонков два клиента хотели бы что-нибудь поменять в своей машине. Но такие работы стоят недешево, а в Беларуси очень мало людей, готовых платить за тюнинг. В результате большинство заказчиков – из России.

– Давайте тогда о ценах. Создать внешне непохожее на другие авто – сколько это стоит?

– Если речь идет о кузовных обвесах, заказать 2 бампера, капот, накладки на крылья и пороги – это уже $1500. Плюс доставка из России – минимум 2 кубометра контейнерной площади, потому что пластик легкий, но объемный. Далее установка: это не просто «привинтить куда–то». Чаще всего подгонка по месту включает минимальный кузовной ремонт (убрать ржавчину из-под старых деталей + подготовить кузов под установку). Еще покраска. Сейчас в тренде матовое покрытие, а также полуматовый сатин. Эти лаки мало того что просто дорогие – их еще и не достать. Нам такие материалы не продадут…

Поскольку нормальных герметиков, нормального клея становится все меньше, мы вынуждены экспериментировать с прежде незнакомыми материалами. В общем, уникально «обвесить» автомобиль сегодня стоит порядка $7000.

«Хоть из баночек крась»

– Но в Беларуси были предприятия по производству пластиковых обвесов. Может быть, не десятки, но и не одна фирма. Куда исчезли?

– Производство пластиковых обвесов по индивидуальному заказу – это очень долго и дорого. Проще заказать несколько комплектов в России: там вменяемые цены и минимальные риски. Правда, качество часто невменяемое, поэтому прилагаются «правильные руки» на СТО, и из нескольких комплектов может выйти набор на одну машину.

Кстати, мне приходилось покупать и дорогие обвесы, и сверхдорогие, и обычные. В итоге все равно приходится по месту подгонять. Литье производят по шаблонам, и шаблоны эти далеко не везде подходят.

– Значит, хороших материалов по возрождению кузова становится все меньше, а их стоимость все выше… А что же насчет китайского рынка – там нынче, как в старой поговорке про Грецию, вроде бы «всё есть»?

– Складских запасов нам хватит максимум до конца года. А потом – хоть из баночек крась! Уже сейчас наши профессиональные колеровщики не могут выполнять свои задачи: им либо не хватает ингредиентов, либо стоимость зашкаливает (и продолжит расти). В итоге проще не подбирать оттенок отдельных элементов, а перекрасить всю машину в примерно похожий цвет.

На китайских сайтах много интересного. Но это интернет, а что в реале? Тем не менее мы хотим попробовать поработать с китайскими комплектующими. Закажем минимальную партию: краски, абразивы и т.д. Пока не уверены, но иного выхода просто нет.

Клеевой пистолет и другие национальные особенности

– А самих «китайцев» на переделку вам уже привозили?

– Еще нет, но после ДТП мы их уже разбирали. Там очень интересно: в большинстве случаев потрясающая колеровка, ну и салон… «космолет». Но начинаешь разбирать и видишь, например, насколько китайский автопром любит использовать клеевой пистолет. Т.е. автомобиль собирали «на умелой коленке».

– Вы говорите, что большинство клиентов из России. Они требовательны, капризны?

– Главная проблема многих клиентов, не только из России, – у них нет идеи, как машина должна выглядеть по завершении работ. Они не приходят с фразой «я хочу вот так». Вместо этого спрашивают: «Что вы мне предложите?» И многие, посмотрев вместе с нами те предложения, которые доступны в интернете, на этом разговор заканчивают. Дорого.

Те же, кто знает, чего хочет, приезжают, оставляют машину и улетают из Беларуси на несколько месяцев – то ли работать, то ли отдыхать… Бывает, что со временем техническое задание изменяется. Тут важно заключать максимально детальный договор, каждый новый шаг оформлять дополнительным соглашением, с подписями и т.п. И обязательно брать какой-то процент предоплаты! К сожалению, россияне любят «кидалово», поэтому ухо нужно держать востро.

– Еще одна головная боль: Технический регламент 018/2011 Таможенного союза. Согласно нему почти любое изменение конструкции автомобиля является поводом для длительной процедуры согласований, испытаний и получения новых документов с перечнем внесенных изменений. Регламент действует на всей территории Таможенного союза, включая Беларусь и РФ. Что делать любителям тюнинга?

– Клиент заказывает тюнинг на свой страх и риск. Я всегда предупреждаю: после переделки машина может не соответствовать стандартам. В ответ чаще всего получаю стандартное же: «Делай давай, я в курсе, я деньги плачу!»

Надежда? Есть!

– Давайте назовем самые частые работы по переоборудованию.

– Этот список выглядит примерно так:

  1. Шумоизоляция.
  2. Бамперы и расширители колесных арок.
  3. Перекраска в «интересный» цвет.
  4. Эксклюзивная обшивка салона.
  5. Оклейка пленкой.

– А крупный тюнинг-проект, где будут хотя бы двери-«ножницы»? Или двери-«крылья чайки»?

– За всю историю компании о подобном у меня спрашивали только 2 раза. Так что я даже не вникал в тему. О большой переделке сейчас приходится только мечтать.

– Так чем живет сегодня белорусский тюнинг?

– Интересом. Тот же маляр – все-таки творческий человек, и ему интересно добиться необычного, уникального цвета машины. В целом же наша философия – клиент вышел из своего автомобиля, обернулся и улыбнулся. И так каждый раз! Не особенно важно, что машина «от нас» по начинке останется обычной: скажем, там 3-литровый дизель от Х6, но выглядит она как заряженная «эмка». Просто мы знаем, что на каждую машину имеется свой покупатель. Даже если это очень маленький процент людей…

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!

Перейти к обсуждению статьи