«Если соблюдаешь технику безопасности – тебя не любят». Честно о работе крановщика

Михаил Мурза
18 Августа 2024 Все новости / Люди и машины

Мы встретились на ж/д станции Лошица в Октябрьском районе и решили пройтись по местам, которые были возведены с помощью гусеничного крана РДК-25. Нашему герою 68 лет, и чем-то он напоминает доброго дедушку, который делится с внуком историями прошлого. И, как маленького сорванца, меня завораживают рассказы, связанные с опасностью.

«И кран падал, и с рельсов сходил…»

За почти полвека работы Василий Антонович сталкивался со всяким. При работе крана самое страшное – его падение. Когда эта махина весом несколько десятков тонн стремительно летит на головы людей, каски, как понимаете, не спасают. А такое тоже случается.

– Обычно это происходит по вине крановщика: отключают предохранитель грузоподъемности по разным соображениям, что нередко приводит к его перегрузу. Могут не поставить «тупики» (устройство, которое препятствует движению крана за границы рабочей зоны) либо работать при ветре быстрее 12,5 м/c. Бывали несчастные случаи: и кран падал, и с рельсов сходил. Мы как-то облагораживали Лошицкий парк, и моя коллега «взяла» слишком тяжелую бочку цемента. Кран накренился и рухнул, крановщица получила травму, которая не позволила ей дальше продолжать работу. Но, слава богу, все живы остались.

– А крановщик несет материальную ответственность за поломку крана?

– Обычно руководство оценивает ущерб и налагает штраф на машиниста в случае нарушений с его стороны. Выплаты могут достигать 100 и 200 тыс. рублей, но я примерно говорю, мне сложно приводить конкретные цифры, со мной, тьфу-тьфу, такого не случалось.

Мы останавливаемся, чтобы посмотреть на больницу скорой помощи по улице Кижеватова. Дважды ветеран труда Василий Антонович делится, как еще в прошлом столетии помогал в реконструкции здания. А я наблюдаю, как десятки пациентов входят в него с надеждой получить помощь. И ведь за свою жизнь «мой» дедушка успел возвести не одну больницу.

«Музей ВОВ построил, а сам ни разу там не был»

В 1980 году Минск принимал футбольный турнир ХХII Летней Олимпиады. К этому событию за два года начали реконструкцию стадиона «Динамо». Башенный кран поставить было нельзя: под футбольным полем находились подвалы и бомбоубежище. Поэтому настилали шпалы и ставили маленький, но грузоподъемный «тяжеловес». Тогда еще молодой специалист Вася только набирался опыта. Со страхом, но сильным желанием поднимал бетон метр за метром.

– Впоследствии принимал участие в заключительной реконструкции стадиона, которая началась в 2012 году. Также помогал строить «Республиканский клинический медицинский центр» Управления делами Президента. Помню, как в 1986 году начинали возведение Дворца Республики. На проспекте Победителей мы командой поставили обелиск «Минск – город-герой». Кстати, музей ВОВ также мы строили. Забавно, ни разу там не был, зато дети его посетили. А так я много зданий построил в Лошице: детские сады, школы, поликлиники, больницы, жилые дома до 5 этажей. Были в моей карьере и высотные сооружения, но там я помогал с первыми ярусами, а после ставили башенный кран и нас отправляли на другую точку.

Двери поезда метро, на котором мы ехали, открылись, диктор произнес привычное: «Станцыя метро “Плошча Леніна”». А Василий Антонович неожиданно тихо сказал:

– Каждый раз, проезжая эту станцию, накатывает ностальгия.

Почему?

– Я ведь построил эту станцию. Там, где сейчас автобусная остановка «Ленина», стоял мой кран. Строить метро – отдельное мастерство, потому что ты опускаешь груз вниз, не видя стропальщика, который его принимает. И так 8 часов каждый день приходится работать. Я также строил станцию «Спортивная». Вагонетками вывозили землю, загружали в большую бадью, а мне необходимо было ее доставать.

«Если соблюдать технику безопасности – тебя не любят на стройке»

Крановщик должен быть психологом, хотя бы на самом базовом уровне. Ведь приходится находить общий язык с людьми, у которых другой взгляд на твою работу.

– Надо понимать друг друга: договариваться и со стропальщиком, и с простым рабочим. Он может сказать, мол, я ему не так подвел груз, а я понимаю, что все сделано по инструкции. И здесь легко поругаться. За смену мой кран мог переместить 50 кубов бетона, что немало. Но другие рабочие стремятся быстрее выполнить план – попросят, например, остаться после работы, а я не могу без разрешения начальства – нарушу технику безопасности. Поэтому крановщиков не все любят.

– На работе у вас случались несчастные случаи?

– Я должен следить за мельчайшим изменением обстановки, но даже внимательность не всегда спасает. Один мужик травмировался под моей стрелой. Мы строили 4-ю больницу, я подавал щитки опалубки. Стропальщик дал команду «вира» (вверх) и, видимо, не успел убрать руки с груза. В итоге его подняло где-то на метр, он упал и сломал ногу. Его увезла скорая, а меня проверили на алкотестере. Но в той ситуации рано была дана команда «вира», поэтому меня не наказали.

Василий Антонович вспоминает, как брал своего маленького сына на работу и тот восторженно наблюдал за строительным процессом. Прошли годы, и сын, ставший сам отцом, начал покупать внуку Василия Антовича игрушечные краны на батарейках. И вот дедушка вновь передает свой опыт подрастающему поколению. Хотя по стопам деда-крановщика никто не пошел, он не расстраивается – сейчас другое время, спокойно объясняет наш герой.

Мы сделали крюк и вернулись в Октябрьский район. Смотрю вслед «моему» дедушке, который направляется к себе домой. Хоть Василий Антонович уже 5 лет как на пенсии, он продолжает работать. Отучился на курсах лифтера и сейчас трудится в РНПЦ травматологии и ортопедии, которую когда-то сам и реставрировал.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!

Перейти к обсуждению статьи