МАЗ, КАМАЗ и калейдоскоп китайских брендов на выставке БАМАП-2024

Сергей Грищенко
28 Мая 2024 Все новости / Коммерческий транспорт

Новый МАЗ нужно ждать 150 дней

Вероятно, многие ожидали, что Минский автозавод покажет на выставке концепт MAZ-X с гибридным приводом, а заодно и рестайлинговый тягач из анонсированной недавно лимитированной серии. Но первый отправили в Москву, где на следующей неделе открывается объединенная выставка COMvex/CTT Expo, а второй еще не готов (премьеру приурочили к 80-летнему юбилею предприятия). Поэтому на БАМАП Минский автозавод выставил свой серийный седельный тягач МАЗ-54402L в сцепке со шторным 91,3-кубовым полуприцепом МАЗ-975830.

Тягач оснащен 453-сильным двигателем Евро-5 отечественного производства и 12-ступенчатой роботизированной коробкой передач, которые в силу определенных обстоятельств по-прежнему ноунеймы (по крайней мере пресс-служба завода настоятельно рекомендует марки и модели в публикациях не указывать). Задний мост – гипоидный собственного производства. Нагрузка на ССУ – 10 300 кг, высота – 1150 мм. Объем топливных баков – 1200 л (800+400 л).

В базовую комплектацию входят новое рулевое колесо меньшего размера с кнопками управления, регулируемая по высоте и углу наклона рулевая колонка, сиденья водителя и пассажира на пневмоподвеске с подголовниками и подлокотниками, два спальных места размером 700х2020 мм, круиз-контроль, электропакет, независимый жидкостный подогреватель двигателя, противосолнечный козырек, противотуманные фары, тахограф цифровой, шторка ветрового стекла с ручным управлением, магнитола.

При всех минусах – неплохая «рабочая лошадка», да еще и стоит 240 тыс. рублей с НДС (около $75 000), полуприцеп – от 120 тыс. рублей ($37 500). Вот только если возникнет желание приобрести такой тягач (или полуприцеп), придется запастись терпением: на сегодняшний день у завода огромнейший пакет предоплаченных заказов, из-за чего срок изготовления техники составляет 150 календарных дней. И это притом, что главный конвейер работает на максимуме возможностей – суточный темп недавно вырос до 42 автомобилей. Правда, сборка машин идет только в одну смену, а переход на двухсменный режим работы остается делом некой отдаленной перспективы. Поэтому тот, кто не хочет (или не может) ждать 5 месяцев новый МАЗ, начинает искать другие варианты.

Обновленный КАМАЗ-54901 теперь и в Беларуси

Интересный вариант – обновленный магистральный тягач КАМАЗ-54901, который в настоящее время стал гораздо доступнее. Пообщались с представителями компании «ПарадАвто», одного из двух официальных дилеров в Беларуси. Узнали: в настоящее время этот российский автомобиль премиального класса можно приобрести за $92 000. Цена – с учетом утильсбора и НДС. Доплачивать за холодильник и кондиционер не нужно – они входят в базовую комплектацию. Однако завод уже предупредил дилеров – в ближайшее время ждите подорожания, так как цены на комплектующие и материалы растут. Тем не менее сегодня еще можно заказать тягач по названной выше цене. Срок поставки – две-три недели.

Что изменилось в тягачах КАМАЗ-54901 по сравнению с прошлогодней выставкой БАМАП? Сейчас уже все автомобили продаются с новыми 13-литровыми моторами КАМАЗ-910.52-460 (Евро-5), мощность которых увеличилась с 450 до 482 лошадиных сил, а максимальный крутящий момент – с 210 до 245 Н·м. Коробка передач осталась прежней – 12-ступенчатая автоматизированная Fast Gear F12JZ24DD. Задний мост тот же – китайский Hande HDZ. Топливные баки по-прежнему вмещают 1300 литров (700+600). Новация в интерьере кабины – сенсорный дисплей мультимедийной системы с увеличенной до 15,6 дюйма диагональю.

Последний из «большой семерки»

Пять лет назад на выставке БАМАП доминировали европейские бренды «большой семерки». В этом году Старый свет представлял единственный автомобиль – магистральный тягач Iveco S-Way AS440S49T/P с колесной формулой 4х2.

Автомобиль выставила компания «МАРИ», которая по-прежнему предлагает на белорусском рынке автотехнику этой итальянской марки. За «чистокровного европейца» со всеми наворотами, оснащенного 490-сильным двигателем Cursor 13 уровня Евро-6 и 12-ступенчатым «роботом» ZF TraXon, просят $166 200 (с учетом НДС и утильсбора). Цена – огонь! Но такой аппарат – настоящий эксклюзив по нынешним временам. Срок поставки в обычной комплектации – один месяц. Если автомобиль заказывается по индивидуальным требованиям, то срок изготовления – три месяца.

Тем не менее сегодня и компания «МАРИ» начинает продавать китайские автомобили. Причем ставку здесь решили сделать сразу на трех производителей – Foton, Hongyan и Sdac.

Новые имена в магистральных перевозках

Sdac – это суббренд компании Weichai, выпускающий мало- и среднетоннажные грузовики, поэтому о нем поговорим не сегодня. С тягачами Foton белорусы уже понемногу знакомятся. А вот что такое Hongyan?

Компания Hongyan – правопреемник совместного предприятия SAIC Iveco Hongyan, созданного в 2007 году концерном SAIC Motors и компанией Iveco. В 2021 году китайцы полностью выкупили долю итальянцев, и теперь компания называется SAIC Hongyan Automotive Co., Ltd. Продукция – тяжелые и среднетоннажные грузовики, использующие технологии Iveco.

Представленный на стенде компании «МАРИ» магистральный тягач Hongyan Genlyon H6 с колесной формулой 4х2 – прямой наследник Iveco Stralis. Он оснащен 520-сильным двигателем Iveco Cursor 13 (Евро-5) и автоматизированной коробкой передач ZF 12TX2621TD (это тоже TraXon, только китайского производства) с ретардером. Топливные баки имеют вместимость 1200 л.

Кабина снаружи производит неплохое впечатление. Внутри выглядит по-европейски комфортно и дорого. Кожаные сиденья – с обогревом и вентиляцией на пневматической подвеске. Мультируль. Полный электропакет, центральный замок с дистанционным управлением. Кондиционер, холодильник. Управление мультимедиа (Bluetooth, MP3+USB) на руле, 10-дюймовый монитор. Камеры кругового обзора 360 градусов. Автономный отопитель. Нижнее спальное место на вид очень широкое (но только в центральной части). Из минусов: пол не ровный; центральная консоль с рычагом АКПП, пожалуй, слишком далеко выступает назад – по этой причине водителю будет сложно выбираться со своего места в центр кабины.

Цена тягача в такой комплектации в зависимости от условий поставки – от $110 000 с учетом утильсбора и НДС. При этом на автомобиль предоставляется 2-летняя гарантия с ограничением пробега не более 240 тыс. км. Под заказ автомобиль производится за 45 дней, плюс 2-3 недели – логистика (доставка). В Беларусь тягачи перегоняются своим ходом.

Auman Galaxy – новый флагман бренда Foton, который сочетает в себе футуристический дизайн экстерьера с высокой производительностью. Передняя панель с концентрической перфорацией вокруг фирменной эмблемы (при включении подсветки создается эффект звездного неба) и светодиодная головная оптика формируют облик эдакого космического пришельца. Под кабиной у Galaxy – 560-сильный мотор Foton Cummins X13 (Евро-6), который сочетается с «роботом» ZF 12TX2621TD с ретардером. Ведущий мост изготовлен по технологии Daimler. Емкость топливных баков – 1180 л (630+550). Колесная база – 4200 мм.

Кабина – с ровным полом и просто космическим нижним спальным местом шириной 1010 мм. Комплектация – «почти все включено». Водительское кресло – на пневмоподвеске, с подогревом, вентиляцией и электрорегулировкой. ЖК приборная панель и мультимедийная система с 12,3-дюймовым LCD-экраном. Полный электропакет. Автономный воздушный отопитель. Климат-контроль и холодильник. Центральный замок с ДУ. Адаптивный круиз-контроль. Система кругового обзора. Датчики дождя и света. В числе электронных помощников – системы предупреждения о выезде из полосы (LDWS) и предупреждения о столкновении (AEBS).

Компания «МАРИ» просит за этот стильный «магистральник» почти $124 000 с учетом утильсбора и НДС 20%. При этом на автомобиль предоставляется 3-летняя гарантия с ограничением пробега не более 450 тыс. км.

Кроме компании «МАРИ», «Галактику», ставшую автомобилем 2022 года в Китае, на выставке представил еще один дилер, который начал заниматься техникой Foton Auman – «КФ-АВТО» (тягач с черной кабиной). Цены и условия покупки у них могут отличаться.

Кстати, на выставке показали также тягач предыдущего поколения – Foton Auman EST A. Дебют этой модели, которая была разработана совместно с Daimler, состоялся еще в 2016 году. Но и сегодня данный автомобиль смотрится весьма привлекательно. Он оснащен 470-сильным двигателем Cummins ISG12 (Евро-5) и трансмиссией ZF TraXon с программным обеспечением на основе GPS.

Кабина не такая большая, как у Galaxy, но достаточно просторная и с ровным полом. Оснащение скромное, без навороченных тачскринов, но самое необходимое в списке комплектации присутствует: водительское кресло – на пневмоподвеске и с подогревом; два спальных места стандартных размеров; люк в крыше; электропривод стеклоподъемников; электропривод и обогрев боковых зеркал; радио FM/AM, USB, акустическая система с 4 динамиками; кондиционер; автономный воздушный отопитель; круиз-контроль; центральный замок, холодильник; прикуриватель. Продавец дает на тягач 36-месячную гарантию без ограничения пробега. А вот узнать актуальную цену нам так и не удалось.

Официальные поставки тягачей Foton Auman EST A в Беларусь начались в прошлом году – первопроходцем стала компания «КФ-АВТО». Рост числа дилеров – хороший признак: сервисное обслуживание станет ближе и доступнее, проще и быстрее можно будет приобрести необходимые запчасти и расходники. В России Foton имеет почти 90 сервисных центров. Грузовые автомобили – в первой десятке самых востребованных. Так, за 2023 год, по данным компании «АСМ-холдинг», в РФ было реализовано 6296 грузовых автомобилей Foton (пятое место среди китайских брендов), в том числе 5495 тягачей Foton Auman.

MAN – SITRAK – «Белтракэндбас»

На сегодняшний день практически все бывшие дилеры «большой семерки» в Беларуси переключились на китайских производителей. Кто-то раньше, кто-то позже. У каждого была своя мотивация. Например, компания «Белтракэндбас», продававшая ранее в Беларуси технику MAN, сегодня успешно реализует автомобили SITRAK, использующие технологии этого немецкого бренда.

С августа 2022 года в Беларуси стали продаваться тягачи SITRAK C7H 4х2. Модель, всем своим внешним видом говорящая «Я – MAN», оказалась настолько популярной, что начала занимать верхние строчки в топах продаж как в России, так и в Беларуси. Первые тягачи, реализованные у нас в стране, уже достигли пробега более 500 тыс. км и продолжают работать без каких-либо нареканий – такую информацию услышали мы от одного из менеджеров «Белтракэндбас».

По итогам 2023 года, если верить статистике регистраций в РФ новых грузовиков «АСМ-холдинга», модель SITRAK C7H заняла абсолютное первое место – россияне приобрели 18 360 таких автомобилей. Всего SITRAK продала в России в прошлом году 23 990 грузовиков – это второй результат после КАМАЗа!

На выставку БАМАП-2024 компания «Белтракэндбас» привезла новинки – магистральные тягачи SITRAK C7H MAX с разными вариантами кабин: высокой C9H-G (высота от пола до потолка – 1905 мм) и супервысокой C9H-H (2130 мм). Вторую можно отличить по небольшим окнам над дверями. Кроме того, тягач с супервысокой кабиной получил эксклюзивный серый цвет и лайтбар на крыше. Что интересно, оба автомобиля продавались на выставке по одной цене – $116 000 с учетом утильсбора и НДС.

Модель SITRAK C7H MAX претерпела некоторый фейслифтинг (обратите внимание на радиаторные решетки, воздухозаборники, капот, фары) и получила полностью новый интерьер. Что касается силовой линии, то она осталась прежней: двигатель – 480-сильный Sinotruk МС 13.48-50-9 (лицензия MAN D26) стандарта Евро-5; коробка передач – роботизированная ZF TraXon (12TX2620TD).

DAF – JAC – «Трансконсалт Сервис»

Компания «Трансконсалт Сервис», занимавшаяся до 2022 года продажами в Беларуси грузовиков DAF и Ford Truck, переключилась на технику китайской JAC Motors. Для начала занимались мало- и среднетоннажной техникой. На прошлогодней выставке БАМАП компания представила в качестве пробного шара магистральный тягач модели K7. Рынок принял новичка. И в этом году на стенде «Трансконсалт Сервис», кроме пикапа T8 и легкого грузовичка N35, демонстрировалось уже два таких красавца.

Оснащенный 490-сильным двигателем Cummins ISGe5-490 (Евро-5) и надежным «роботом» ZF TraXon (12TX2621TD), тягач JAC K7 сумел составить достойную конкуренцию другим китайским моделям на рынке «магистральников». Его снаряженная масса – 7493 кг, полная – 18 000 кг. Он способен буксировать автопоезда с максимальной допустимой массой 43 000 кг. Колесная база – 3900 мм. Высота ССУ – 1200 мм. Общий объем алюминиевых топливных баков составляет 1200 л (800+400 л). Тормоза дисковые, предусмотрена индикация износа тормозных колодок. Установлены электронная тормозная система EBS и электронный контроль устойчивости ESC, система предупреждения об экстренном торможении ESS. Максимальная скорость – 120 км/ч. «Экономичная» скорость – 70–90 км/ч.

В просторной кабине с ровным полом есть все необходимое для комфортной работы. Водительское и пассажирское сиденье – на пневмоподвеске. Мультируль, сенсорный мультимедийный экран. В стандартную комплектацию входят: круиз-контроль, индикатор засоренности воздушного фильтра, центральный замок, полный электропакет, кондиционер, большой холодильник собственного производства JAC, сухой и мокрый обогреватели кабины, солнцезащитный козырек и шторка. Опрокидывание кабины электрическое.

Shacman как Shacman

Но, пожалуй, уверенней всех на выставке БАМАП-2024 себя чувствовали дилеры Shacman. Автомобили этой марки продаются в нашей стране уже несколько лет, они узнаваемы, хорошо себя зарекомендовали, поэтому пользуются высоким спросом. У этого китайского бренда в Беларуси уже три дилера: к компании «КитБизнесАвто» (shacman.by) присоединились «Сельхоз-Маркет» (shacman-bel.by и Автомобильный дом «Энергия ГмбХ» (shacmantruck.by) – все они представили свои топовые модели. Главная у всех троих – седельный тягач Shacman X6000 (SX4188YY381) с колесной формулой 4х2.

Эта модель – флагман китайского производителя, совместная разработка с немецким концерном MAN. Тягач комплектуется 480-сильным двигателем Weichai WP13.480E501 (Евро-5) и 12-ступенчатым «роботом» ZF 12TX2421TD с гидравлическим ретардером. Снаряженная масса тягача – 7300 кг, допустимые нагрузки по осям – 7000+13 000 кг. Передняя подвеска – на полуэллиптических рессорах с телескопическими гидравлическими амортизаторами; задняя – пневматическая (4 пневмобаллона) с электронной системой управления Wabco ECAS. Топливные баки емкостью 980 и 500 л – алюминиевые. Максимальная скорость – 120 км/ч (с электронным ограничителем – 90 км/ч).

Кабина – высокая, с ровным полом. Передние и задние опоры имеют пневматическую подвеску. Сиденья водителя и пассажира – кожаные, с подогревом, подлокотниками, на пневмоподвеске, имеют 13 режимов регулировки. Пассажирское сиденье может складываться. Спальных места – два, оба с LED-подсветкой. Предусмотрены люк с электроприводом, кондиционер, 20-литровый холодильник, большие ящики для хранения. Теплоизоляция кабины выполнена по северному варианту – как и для России. При этом предусмотрена усиленная отопительная система. Зеркала заднего вида имеют подогрев и электрорегулировку.

В стандартную комплектацию входят мультируль, электронный щиток приборов, автомагнитола с цветным 10-дюймовым сенсорным экраном, Bluetooth, USB и SIM, бесключевой доступ, кнопка «Старт-Стоп», электростеклоподъемники, двойной климат-контроль, система кругового обзора 360°, система контроля давления в шинах, датчики дождя и освещенности, адаптивный свет, LED-фары и задние LED-сигналы, электропривод опрокидывания кабины. В числе интеллектуальных систем – система удержания в полосе, система помощи при экстренном торможении, адаптивный круиз-контроль, система контроля усталости водителя. Цена тягача в базовой комплектации – $115 000 с учетом утильсбора и НДС. Срок поставки – такие автомобили имеются в наличии на складе дилера.

Новые игроки на рынке – Dongfeng, FAW, SANY

Компания «ВИТ-М» из Минска, официальный дилер грузовой техники Dongfeng, представила магистральный тягач премиального класса серии GX модели DFH4180.

Автомобиль оснащается 508-сильным двигателем Cummins ISZ520 (Евро-5) и 12-ступенчатой роботизированной коробкой передач Eaton ECEO-26N112C OD AMT с гидравлическим ретардером. Передняя ось и ведущий мост производства американской компании Dana. Передняя подвеска – 2-листовая рессора, задняя – пневматическая 4-х точечная. Снаряженная масса тягача – 8440 кг, полная – 18 000 кг. Допустимая полная масса автопоезда – 44 т.

Кабина – Tianlong с высокой крышей (пневмоподвеска, электропривод подъема). Сиденье водителя – на пневмоподвеске с подогревом и вентиляцией, пассажирское – на пневмоподвеске. Два спальных места. Предусмотрены: круиз-контроль; 7-дюймовый мультимедийный ЖК-дисплей c Bluetooth и USB-разъемом; центральный замок с дистанционным управлением; автоматический кондиционер; электрический люк в крыше; солнцезащитные козырьки; холодильник; камеры кругового обзора с функцией видеозаписи; стояночный обогреватель. Цена на новинку – $120 000 со всеми затратами по Беларуси (утильсбор, НДС). Гарантийная поддержка: один год на весь автомобиль без учета пробега и два года – на силовую линию.

Компания «Дакар СканСервис», продававшая до 2022 года в Беларуси грузовики шведской марки Scania, взяла паузу, чтобы получше присмотреться к потенциальным партнерам из Поднебесной. И в итоге свой выбора остановила на бренде №1 в Китае – FAW.

На выставке БАМАП компания «Дакар СканСервис», теперь уже официальный дилер FAW Trucks, продемонстрировала магистральный тягач FAW J7 (CA4180P77K25E5). Он укомплектован 550-сильным мотором FAW модели CA6DM3-55E52 (Евро-5) и 12-супенчатым «роботом» ZF12TX2621TD с гидравлическим ретардером. Масса автомобиля в снаряженном состоянии – 8100 кг, технически допустимая максимальная масса автопоезда – 43 т. Высота ССУ – 1150 мм. Объем алюминиевых топливных баков с подогревом – 1100 л (800+300 л).

Кабина у FAW J7 – с высокой крышей и ровным полом (внутренняя высота по центру – 202 см). Подвеска – пневматическая четырехточечная. Предусмотрено 2 спальных места (ширина нижнего спальника – 81 см). Многофункциональное рулевое колесо – с кожаной обивкой. Регулировка рулевой колонки – по вылету и наклону. Установлено комфортабельное сиденье для водителя Grammer с пневмоподвеской, функциями вентиляции и обогрева и подлокотниками.

В оснащение автомобиля также входят жидкокристаллическая приборная панель (с меню на русском языке); 8-дюймовый сенсорный терминал; круиз-контроль; зеркала заднего вида с электроприводом и электрообогревом; центральный замок с активацией от брелока; автономный воздушный отопитель; холодильник однокамерный объемом 27 л; датчик света и датчик дождя; видеокамеры высокой четкости в трех направлениях; системы предупреждения о лобовом столкновении (FCW) и контроля движения в полосе (LDW); датчики контроля давления и температуры в шинах, индикация неработающих предохранителей. Головные фары – галогеновые с дневными ходовыми огнями. За тягач в такой комплектации компания «Дакар СканСервис» запрашивает $109 500 с учетом утильсбора и НДС. Срок поставки – примерно 30-45 календарных дней с момента предоплаты. Срок гарантийного периода: 24 месяца без ограничения пробега (кроме КПП ZF TraXon – 200 тыс. км) на силовую линию; от 12 до 36 месяцев без ограничения пробега на остальные компоненты.

Еще одна новинка на рынке магистральных перевозок в Беларуси – тягачи марки SANY, которые продвигает компания СООО «Брествнештранс», получившая статус официального представителя. На выставке демонстрировались седельные тягачи модели D495AS, оснащенные 490-сильным мотором Sany Power D12C5 (Евро-5) и 12-ступенчатой роботизированной коробкой передач Fast Gear. Об этих машинах мы уже успели написать более подробно.

Отметим, что в этот обзор вошли только магистральные тягачи, представленные на выставке БАМАП-2024. Об остальных новинках мы расскажем позже. Отдельный материал посвятим рынку туристических автобусов. Следите за нашими публикациями.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!

Перейти к обсуждению статьи