Сергей Грищенко
27 Июля 2024
Все новости /
Коммерческий транспорт
Журналистам показали производство, продемонстрировали новинки техники, познакомили с музейным комплексом, отвезли на полигон «Утес», где «Волаты» козырнули своими способностями передвигаться по бездорожью и пересеченной местности. У некогда «самого секретного» автозавода Беларуси сегодня нет секретов. Ну, или почти нет…
История предприятия началась 23 июля 1954 года, когда приказом директора Минского автозавода было создано Специальное конструкторское бюро №1 (СКБ-1) по тяжелым колесным артиллерийским тягачам и двигателям к ним с опытной базой.
Впрочем, решение об организации СКБ-1 на самом деле принималось на самом высоком государственном уровне – перед бюро ставилась задача разработки уникальной тяжелой и сверхтяжелой техники в интересах Министерства обороны. И директор МАЗа действовал во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 25 июня 1954 года №1258-563cc и приказов Министра автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР №21сс и №25сс.
Возглавил это секретное подразделение, называвшееся п/я Р-6131, легендарный советский конструктор Борис Львович Шапошник (1902–1985). Кстати, уроженец Пинска. К этому моменту за плечами у Шапошника был опыт работы главным конструктором московского ЗИС, ульяновского УльЗИС (ныне УАЗ) и строившегося автозавода в Новосибирске. С 1949 года он работал главным конструктором на МАЗе и руководил созданием первого в СССР карьерного самосвала – 25-тонного МАЗ-525.
Вслед за Шапошником в СКБ-1 были переведены и многие конструкторы из ОГК автозавода, участвовавшие в разработке этого уникального по тем временам автомобиля. СКБ-1 получило отремонтированное помещение для своей работы. Штат был укомплектован лучшими специалистами (в том числе переведенными в Минск с других предприятий) и выпускниками вузов и техникумов. Так на Минском автозаводе стало формироваться Производство специальных колесных тягачей.
Первым проектом СКБ-1 стал колесный тягач МАЗ-528 с колесной формулой 4х4, оснащенный 165-сильным двигателем ЯАЗ-206, механической 5-ступенчатой коробкой передач, раздаточной коробкой с межосевым дифференциалом и кабиной от МАЗ-200 – в 1955 году были собраны два опытных образца этой машины. Дальнейшим развитием темы стали лесовозный тягач МАЗ-532 и инженерный тягач МАЗ-538.
Первой серийной машиной СКБ-1 оказался одноосный тягач МАЗ-529В с форсированным до 180 л.с. двигателем ЯАЗ-206. При снаряженной массе 9 тонн он мог буксировать прицепы массой до 25 тонн. Первый опытный образец одноосника появился в 1956 году. В 1958 году на Могилевском автомобильном заводе (МоАЗ) стартовало массовое производство этой машины.
Скреперы, землевозы, цементовозы, катки, работавшие в паре с тягачом МАЗ-529В, стали незаменимыми в дорожном, гидротехническом, ирригационном и промышленном строительстве – без них не обходилась ни одна крупная стройка в Советском Союзе 1960–1970 гг.
Кроме того, МАЗ-529В оказался техникой двойного назначения – этот одноосный тягач нашел применение в составе установщиков ракетных комплексов на стационарных позициях. Также для МАЗ-529В были разработаны топливозаправщики ракетного топлива и специальные армейские автокраны.
В 1957 году появился тягач МАЗ-535 с колесной формулой 8х8 – первый четырехосный автомобиль, разработанный в СКБ-1. Это была по-настоящему уникальная машина, вобравшая в себя целый ряд конструкторских решений, которые в отечественном автомобилестроении применялись впервые.
Тягач оснащался 375-сильным двигателем Д-12-А-375 (транспортная модификация известного танкового дизеля В2 обеспечивала высокую удельную мощность) и оригинальной гидромеханической трансмиссией, обеспечивающей полуавтоматическое переключение передач без разрыва мощности.
В трансмиссии использовались полная дифференциальная схема привода всех колес и двухступенчатый приводов мостов (в том числе с колесной планетарной передачей). Мосты размещались по тележечной (2+2) схеме, два передних моста – с управляемыми колесами. Подвеска всех колес была сделана независимой – с применением торсионов и гидроамортизаторов, которые обеспечивали большой ход при минимальных ускорениях (в том числе вертикальных). Шины – низкого давления с центральной системой накачки. Тормоза – пневмогидравлические. Все это обеспечивало тягачу МАЗ-535 исключительно высокие проходимость и тягово-динамические характеристики.
Изначально автомобиль предназначался для транспортировки артиллерийских систем массой до 10 тонн, но затем нашел более широкое применение, в том числе в ракетных войсках для транспортировки различных ракетных систем. Кроме того, в 1959–1960 гг. в СКБ-1 было создано специальное шасси МАЗ-535Б под монтаж пусковой установки ракетного комплекса «Ладога».
На Минском автозаводе выпускались также балластный тягач МАЗ-535А и седельный МАЗ-535В, использовавшийся для транспортировки бронетехники и тяжеловесного оборудования. В 1961 году производство 535-й серии было перенесено в Курган на завод «Уралсельмаш» (будущий Курганский завод колесных тягачей – КЗКТ).
Знаменитый тягач МАЗ-537 появился как дальнейшее развитие 535-го семейства. Автомобиль получил увеличенную колесную базу, усиленную раму и самый мощный на то время 525-сильный двигатель Д-12-А-525. С ним МАЗ-537 мог транспортировать полуприцепы общей массой 65 тонн со скоростью 55 км/ч. В 1959–!1965 гг. автомобили этого семейства выпускал Минский автозавод, с 1963-го по 1989 год – КЗКТ.
В музейной экспозиции МЗКТ на открытой площадке можно увидеть седельный тягач МАЗ-537Г с увеличенной до 27 тонн нагрузкой на опорно-сцепное устройство.
История появления еще одного легендарного автомобиля – четырехосного МАЗ-543 – связана с созданием первой советской управляемой твердотопливной оперативно-тактической ракеты «Темп» с дальностью полета 600 км. К ее разработке в СССР приступили летом 1959 года. Изначально запуск ракеты планировался со стартовой площадки, размещенной на полуприцепе автомобиля МАЗ-535В. Однако технические возможности такой системы не смогли удовлетворить военных, и в результате в качестве базы под «Темп» коллективу СКБ-1 пришлось создать полностью новый автомобиль-вездеход – первые опытные образцы МАЗ-543 появились в 1962 году.
В 1963 году на заводе началась подготовка к серийному производству 543-го семейства. В 1965 году МАЗ-543 полностью вытеснил МАЗ-537 из производственной программы. «Четырехосник» второго поколения получил широкое распространение, причем не только в военной сфере (база под РК «Эльбрус», РСЗО «Смерч», ЗРК С-300, комплексы «Рубеж» и «Берег» и т.д.), но и на «гражданке» (вспомните знаменитые «Ураганы» МАЗ-543П/МАЗ-7310, покорявшие сибирские просторы).
Стоит отметить, что конструкция МАЗ-543 оказалась настолько удачной, что автомобили этого семейства до сих пор (!) серийно выпускаются в Минске в разных модификациях (543А, 543М), но уже под брендом МЗКТ (в 1991 году производство специальной колесной техники Минского автозавода было выделено в самостоятельное предприятие – Минский завод колесных тягачей).
Новенькие шасси МАЗ-543А мы видели в этот четверг на площадке готовой продукции. А седельный тягач МЗКТ-741060 (он также входит в семейство 543) мы застали в цехе сборки и испытания автомобилей. Тягач оснащается 510-сильным дизелем V12 и автоматической трансмиссией собственного производства. Нагрузка на ССУ составляет 17 900 кг, полная масса автомобиля – 39 900 кг.
А на музейной площадке мы обнаружили вот такой самосвал времен СССР – МАЗ-7516. Его грузоподъемность – 19 тонн. Мощность – стандартные 525 «лошадок». Максимальная скорость – 60 км/ч.
Удалось увидеть собственными глазами сборку еще одного уникального автомобиля – шасси МЗКТ-79221, которое имеет колесную формулу 16х16. Обратите внимание на исполинскую раму на стапелях на фото внизу – это основа будущего автомобиля-гиганта.
МЗКТ-79221 – самое многоосное серийное шасси в линейке Минского завода колесных тягачей на сегодняшний день. Его длина – 19 650 мм. Автомобиль оснащается 800-сильным двигателем V12 российского производства. Максимальная скорость – 40 км/ч. Запас хода по контрольному расходу топлива – 500 км.
Напомним, колесное шасси МАЗ-79221 (16х16), разработка которого началась еще в 1992 году, изначально предназначалось для размещения изделия, систем и специального оборудования автономной пусковой установки ракетного комплекса «Тополь-М» и его транспортно-разгрузочного агрегата (первые 3 пусковые установки заступили на боевое дежурство РВСН РФ в 2006 году). В настоящее время это шасси служит базой для другой российской МБР – твердотопливной ракеты пятого поколения «Ярс» (РС-24). Ее тактико-технические характеристики не раскрываются.
Оказался в сборочном цехе в день нашего посещения и другой знаковый для завода автомобиль – шасси семейства МЗКТ-7930 «Астролог», разработка которого также началась в 1992 году. Это представитель уже четвертого поколения минских «колесников» (третье – это четырехосный МАЗ-7911 семейства «Оплот» и некоторые другие машины, о которых в одном материале рассказать просто невозможно).
Шасси МЗКТ-7930 имеет колесную формулу 8х8 и оснащается 500-сильным дизельным двигателем V8, механической или автоматической коробкой передач.
Семейство МЗКТ-7930 – лидер российского рынка военных шасси в классе грузоподъемности от 17,8 до 24 тонн. На базе этого автомобиля размещаются такие известные комплексы вооружений, как ОТРК «Искандер», БРК «Бал-Э» и «Бастион», антенные посты ЗРК С-400 и множество других систем и машины обеспечения. Ну и напомним, что МЗКТ-7930 послужил базой для белорусского РСЗО «Полонез» (на фото вверху).
Здесь же, рядом с большими «Волатами», собирают и шасси для автобусов «Неман» нового поколения. Шасси, напомним, разработали специалисты МЗКТ, так что им не угрожают никакие санкции. После сборки шасси перевозят в Лиду, где по-прежнему выпускают вот такие красивые автобусы среднего класса.
Однако о новых «Неманах», а также о всех последних новинках Минского завода колесных тягачей мы расскажем во второй части нашего репортажа.
Кстати, у вас есть уникальная возможность вместе с работниками МЗКТ принять участие в праздновании 70-летнего юбилея предприятия: сегодня, 27 июля, на заводе проходит день открытых дверей. Двери для гостей открыты с 10 до 16 часов. Не забудьте взять с собой документ, удостоверяющий личность.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!