Сенсорное управление в автомобилях – зло. Мнение

Андрей Ахрем
10 Марта 2021 Все новости / Опыт эксплуатации

Водитель вынужден отвлекаться

Последнее время автомобили получили множество электронных помощников, которые требуют настройки. Естественно, что управление этими системами проще всего реализовать через сенсорный дисплей. Это позволяет сделать настройку наглядной и интуитивно понятной и минимизирует количество клавиш на центральной консоли или центральном тоннеле. Когда через тачскрин настраиваются второстепенные функции, управление которыми производится во время стоянки автомобиля, – вопросов к такому подходу не возникает.

Но производители пошли на поводу у моды – в итоге даже управление основным функционалом авто, необходимым в движении, переносится на тачскрин и сенсорные кнопки. Регулировка "климата", управление звуком, светом, подогревом сидений, стеклоочистителями – все эти действия должны производиться не глядя. Реализация их через сенсоры лишает водителя такой возможности.

Судите сами: для переключения трека или радиостанции вы вынуждены оторвать взгляд от дороги и посмотреть, куда нужно нажать. При сенсорном управлении "климатом" аналогично приходится поступить для изменения температуры или направления потоков – вам нужно увидеть кнопки, чтобы понять, куда нажимать, вместо того чтобы вслепую повернуть ручку или нажать клавишу. Отдельные автопроизводители сделали сенсорным управление головным светом. Вы серьезно? Такой подход и отсутствие тактильной связи приводит к тому, что на каждое действие водитель вынужден отвлекаться от дороги, так как не может выполнить его вслепую, что несет прямую угрозу безопасности дорожного движения.

Обратная сторона медали: вы приходите морозным утром к автомобилю, заводите его и хотите сразу же включить обдув, обогрев лобового стекла, подогрев сидений – подождите! В прямом смысле подождите, пока загрузится система и вы сможете выполнить необходимые действия. А если управление этими действиями распихано по разным пунктам настроек – вы потратите минуту времени на то, что могли сделать двумя нажатиями физических клавиш. Прогресс!

Появление интерфейсов зеркалирования смартфонов Apple CarPlay и Android Auto, призванных облегчить взаимодействие водителей с их гаджетами, также заставляет отвлекаться от дороги. По данным исследования организации IAM RoadSmart, время реакции водителя на нештатные ситуации при использовании интерфейса Apple CarPlay увеличивается на 57%, а в случае с Android Auto – на 53%. Также ученые отмечают, что, отвлекаясь на сенсорный экран, водитель может терять контроль над дорогой на время до 16 секунд. Это, согласитесь, очень много.

Более того, небольшое исследование, проведенное в 2018 году, показало, что водители переводят взгляд на дисплей автомобиля, даже если у них нет необходимости в этом. Само наличие экрана заставляет отвлекаться.

От сенсорных экранов не уйти

Однако производители не откажутся от сенсорных дисплеев по многим причинам. Во-первых, навигация, камеры заднего вида и системы кругового обзора требуют наличия экрана для своего функционирования, во-вторых, как уже говорилось выше, у современных автомобилей настраиваемых опций стало столько, что все управление ими невозможно "повесить" на физические клавиши.

Но главное в том, что наличие запроса на тачскрины позволяет автопроизводителям зарабатывать дополнительные деньги, которые покупатели готовы платить, ведь многие сегодня даже не рассматривают к покупке комплектации без продвинутой сенсорной медиасистемы с интерфейсами зеркалирования смартфона. О том, что в повседневной эксплуатации автомобили с сенсорными экранами и управлением оказываются неудобными и даже опасными, они задумываются позже. Зато перед соседями не стыдно за дешевую комплектацию.

Также подозреваю, что внедрение тачскринов в качестве замены всевозможных аналоговых блоков управления дает возможность автомобильным концернам экономить. Сегодня сенсорные дисплеи стали настолько дешевыми, что наверняка каждый из них стоит меньше, чем отдельные блок управления "климатом", магнитола и т.д. Та же ситуация, вероятно, и с сенсорными клавишами: поставил одну панель – и нет необходимости во множестве аналоговых кнопок. Следствием использования тачскрина является экономия на разработке дизайна и пользовательского интерфейса центральной консоли, которую заменяет большой экран. Правда, возникает необходимость тратиться на разработку качественного программного обеспечения...

Вердикт

Если вы хотите приобрести автомобиль в комплектации, где управление основополагающими функциями реализовано через тачскрин и сенсорные кнопки, – задумайтесь, так ли оно вам надо. Особенно если это платная опция.

Сегодня автоиндустрия уже не может уйти от сенсорных экранов, но одно дело использовать их для вывода карт навигации, второстепенной информации и редкого изменения каких-то настроек, которые вы не будете трогать в движении, другое – когда на экран или сенсорные кнопки завязаны основополагающие функции, для управления которыми приходится постоянно отвлекаться от дороги. И если в дорогих автомобилях, оборудованных активными системами безопасности вроде адаптивного "круиза", автоторможения и контроля полосы движения, последствия отвлечения водителя может исправить сама машина, то в более дешевых авто такое отвлечение сулит серьезные проблемы.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Стой и смотри. Дисплеи в базе объявлений Автобизнеса

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!

Перейти к обсуждению статьи