Больше не пешеходы: что для самокатчиков планируют поменять в ПДД

Евгений Грачёв
13 Сентября 2024 Все новости / Законодательство

Данный указ внесет изменения в Правила дорожного движения. Что сразу бросается в глаза, так это тот факт, что до настоящего времени ПДД пешеходом называли физическое лицо, которое участвует в дорожном движении, в том числе с использованием средств персональной мобильности (СПМ).

В действующих ПДД средство персональной мобильности – устройство или приспособление, не являющееся транспортным средством, приводимое в движение двигателем и предназначенное для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее).

То есть сейчас пешеходами называют всех любителей электросамокатов, гироскутеров и прочих модных в последнее время гаджетов, на которых они рассекают по пешеходным дорожкам и не только. Но скоро все может измениться.

Как показывает практика, поклонники таких гаджетов доставляют множество неудобств «настоящим» пешеходам, которые передвигаются на своих двоих. Если не сказать больше – временами СПМ становятся источником серьезных проблем. Несчастные случаи с причинением травм продолжают расти в геометрической прогрессии. Шутка ли – некоторые электросамокаты разгоняются до 80 км/ч, а то и больше. При этом и ГАИ, и СМИ постоянно говорят о том, что с этим нужно что-то делать. И вот, наконец, грядут долгожданные изменения.

Пешеходы, СПМ и транспорт

Какие изменения в ПДД предполагаются в отношении СПМ?

1. Под средством персональной мобильности отныне будет пониматься транспортное средство, предназначенное для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей), имеющее одно или несколько колес (роликов) и максимальную конструктивную скорость не более 25 км/ч. И это серьезный звоночек для любителей «покатушек» на электросамокатах с пассажирами.

2. У слова «пешеход» предполагается единственное четкое определение: «пешеход – физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на самокате, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, средство персональной мобильности, мотоблок, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску (тележку) и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы».

3. Проект предусматривает запрет передвигаться на электросамокатах (и других СПМ), не держась за руль обеими руками или не держа ноги на подножках (педалях).

4. Если ранее те, кто передвигался по велосипедной дорожке на СПМ, назывались пешеходами, то теперь они будут называться водителями.

Поясним. В главе 4 ПДД «Права и обязанности пешеходов» указано, что они обязаны двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, а при их отсутствии – по велосипедной дорожке, не создавая препятствий лицам, передвигающимся на СПМ. Теперь же это не «лица, передвигающиеся на СПМ», а водители. Такие вот дела.

5. В действующей редакции ПДД указано, что если на сигналы светофора нанесены силуэты велосипеда либо под транспортным светофором установлена обозначающая табличка белого цвета с черным силуэтом велосипеда, действие сигналов такого светофора распространяется только на велосипедистов. Теперь это требование планируется распространить и на водителей средств персональной мобильности.

6. Также предполагается ввести запрет водителям СПМ, не достигшим 14 лет, управлять такими средствами на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица (за исключением жилых зон).

7. Предусмотрен запрет оставлять СПМ в местах, где это создает препятствие для движения пешеходов. И вот эта мера, особенно в отношении каршеринговых электросамокатов, на наш взгляд, просто необходима. И очень давно.

Наличие шлема для поклонников СПМ, как и в действующей редакции ПДД, остается рекомендательной мерой, а не обязательной.

Итак, подытожим, как будет выглядеть мир средств персональной мобильности с учетом предложенных изменений? СПМ будет считаться всё, что до 25 км/ч (максимальная скорость, заложенная конструкцией средства). Все, что свыше этой скорости, будет относиться к мопедам или мотоциклам (в зависимости от их технических характеристик). Из этого следует, что подобные средства будут подлежать государственной регистрации, на них придется проходить техосмотр, приобретать страховку, получать права и все прочее, что положено по ПДД владельцам мопедов (мотоциклов). Пока порядок не определен, но, судя по всему, изменения ждут нас очень скоро.

И последнее. Любителям управлять такими средствами (конструктивная скорость которых свыше 25 км/ч) под «мухой» следует помнить, что их будут привлекать к ответственности по серьезной «пьяной» статье 18.15 КоАП, которой предусмотрены штрафы до 200 базовых величин и лишение прав на срок до 5 лет, в зависимости от тяжести опьянения.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!

Перейти к обсуждению статьи