Поездке за "покупками" к московским дилерам предшествовала основательная подготовка в части изучения их предложений и спецпредложений в Интернете, беседы с перегонщиками, компаниями-посредниками, владельцами лафетов и небольших автовозов. В качестве предметов "покупки" были выбраны лидеры белорусского рынка новых авто: Volkswagen Polo Sedan, Renault Duster, Skoda Rapid, Toyota Camry, которую с недавних пор продают с существенным дисконтом из-за смены модельного ряда, и Ford Kuga, стоимость моноприводной версии которого в РФ, если верить Интернету, опустилась до 24-25 тыс. долларов в рублевом эквиваленте.

Предварительный "дайвинг" в Сети продемонстрировал определенную расстановку сил. Следует отметить, что в процессе поиска рассматривались не виртуальные автомобили с формулировкой "цена от ХХХ", а вполне реальные авто, находящиеся в шоу-румах и на складах дилеров. Путь потенциального покупателя при поиске подобных машин в Интернете начинается с сайтов импортеров (toyota.ru, volkswagen.ru, skoda-avto.ru и т.д.) c последующим переходом в раздел "Дилеры". В случае покупки нового автомобиля в Москве это лучший путь, практически на 100% гарантирующий прозрачность предстоящих сделок.

Нашли дилера в импортерском списке - кликайте на него и переходите уже на сайт официального дилера. Далее смотрим автомобили в наличии, так как заказную машину можно ожидать от полутора до шести месяцев. Именно "Автомобили в наличии" сообщают вам о вполне реальных авто, имеющихся у дилеров.

Взгляд зацепился за Skoda Rapid Ambition 1.6 MPI 5 MG цвета черный "перламутр" за 614.000 российских рублей. Аргументы - беспроблемный мотор, надежная трансмиссия, наличие в данном автомобиле подогрева зеркал, передних сидений, центрального замка с ДУ и кондиционера. Немного смутили стальные диски, но это дело наживное, чего не скажешь о ESP и "противотуманках".

У белорусского дилера машины, на 100% соответствующей выбранному в РФ авто, не оказалось, но с мотором 1.6 MPI, МКПП, в "металлике" и с похожим набором опций автомобиль был. Его цена со скидкой - 14.390 евро, из существенных отличий - литые диски, противотуманные фары и ESP. При этом "на весах" разница в стоимости около 2230 евро! И это без фразы "а поторговаться…". Комментарии излишни - визит в Тушино помечаю как обязательный.

Еще один "клиент" для сравнения - Volkswagen Polo Sedan 1.6 Сomfortline, но уже с АКПП (для разнообразия). Стоимость на сайте дилера - 650.500 рублей. Цена зачеркнута, что наталкивает на мысль о возможном торге. Похожий автомобиль в Минске предлагается за $18.335, но автомобиль акционный. Звонок в "Атлант-М Уручье" - приобрести машину можно на $1000 дешевле, а если подождать 30 дней после оплаты, то и на 1500. Разница все равно имеет место быть: $16.450 - в Москве, $17.335 - в Минске. Правда, в случае с Volkswаgen уже москвичи предлагают не только более доступную, но и более "навороченную" машину: плюс литье, плюс противотуманные фары.

Теперь присмотримся к Renault. Здесь будем искать моноприводный Duster 2.0 Privilege c АКПП. Дилера ищем по описанной выше схеме и поближе к метро. Найти "живую" моноприводную машину в версии Privilege оказывается непросто. Машин на "механике" валом, монопривод, полный привод, 1.6, 2.0. После продолжительных поисков находится лишь один Duster в самой дорогой комплектации Luxe Privilege 2.0 c АКПП, но красного цвета. Его стоимость в РФ - 758.000 росс. рублей. В Минске аналогичная машина предлагается за $22.300. Разница - $3134, но в белорусской столице есть и версия Privilege 2.0 АКП за $18.350, без поисков и с выбором цвета. Она не порадует кожаным салоном, но обойдется не дороже московского варианта.

Следующий предмет исследования - Toyota Camry. Здесь изучаем базовую комплектацию, так как у Toyota даже в "Стандарте" есть все опции, подразумевающие комфортную эксплуатацию. Ценник на подобный автомобиль стартует с 969.000 российских рублей, сразу предлагается акция - минус 90.000 рублей. Но, как говорится, читать нужно внимательно. В реальных деньгах белорусу по акции уступят лишь 50.000, а еще на 40.000 могут рассчитывать лишь россияне, сдавшие предыдущую машину в утиль. Итого ценник без торга на Toyota Camry 2.0 "Стандарт" в РФ - 929.000 росс. рублей. А что в РБ? Все то же, ценник также в российских рублях, но уже 945.800. Разница - 16.800 рублей, или $425.

Выбор Ford Kuga в качестве еще одного автомобиля для покупки вовсе не случаен. Продажи этой марки в РФ падают вдвое быстрее рынка новых авто. Так, в августе рынок "присел" на 26%, а продажи Ford - на 51%. Не сказаться на российских ценах это не могло. Поэтому ищем дилера Ford в Москве и прицениваемся к новому базовому Kuga 2.5 с моноприводом и "автоматом". "Ford Измайлово", как, впрочем, и остальные дилеры, предлагает подобную машину за 899.000 рублей, но с учетом сдачи прежней машины по системе Trade-in. Реальная цена - 999.000 рублей.

Однако довольно теории - пора ехать. В Москве неплохо позаботиться о проживании. Вероятность совершить сделку по покупке автомобиля за один день - 20%. Не у всех дилеров есть ПТС (паспорт транспортного средства), машина должна пройти предпродажную подготовку, на нее должны оформить документы и т.д. Если предварительных созвонов и встреч не было, шансы оформится за день еще меньше. Лучший вариант - друзья и родственники, если таковых нет - гостиница в "замкадье" от 3000 росс. рублей.

Тема денег - отдельный вопрос. Курс рубля падает изо дня в день. На момент моего приезда доллар стоил 39,3 руб., через день к вечеру - 39,55. Цены же в рублях, в большинстве случаев расчеты - тоже в рублях. Логичнее ехать с американской валютой, но при этом возникнут вопросы по ее обмену на рубли. Московские обменники по-прежнему не самое идеальное место: криминала хватает, фальшивых 5-тысячных купюр тоже. Остаются банки, но и там деньги будут "засвечены". В идеале - покупать у дилера, имеющего операционную кассу, в которой вы заплатите долларами, а их тут же конвертируют в рубли. Подобный сервис характерен для крупных центров типа "Toyota Измайлово". Но лучше узнать о таких нюансах еще до поездки.

Маршруты по Москве без автомобиля лучше продумать заранее. Самые большие дилерские островки, как уже упоминалось, - за пределами МКАД или рядом с ней. Метро там, как правило, нет, но ко многим дилеры организуют трансферы от метрополитена, даже вывешивают их расписания на своих сайтах. Вещь весьма удобная и позволяет не тратиться на такси. Ехать лучше туда, где рядом сразу несколько дилеров различных марок, что впоследствии позволяет весьма удачно торговаться.

Приехав к дилеру, имеет смысл сразу выяснить наличие интересующего вас варианта, близких к нему автомобилей и обозначить продавцу, что вы не россиянин, что льготы по программе утилизации, равно как и возможность сдачи машины в Trade-in, не для вас. Далее начинается самое интересное - торг. Торговаться надо, делать это следует весьма настойчиво. У продавцов новых автомобилей в Москве на складах огромное количество машин и несколько "линий обороны".

Первую, которая касается акционных автомобилей, они сдают быстро. Причина проста - акции, как правило, инициируются импортерами, автомобиль не может быть продан дороже своей стоимости, особенно если он не является дефицитной моделью, за которой стоят очереди.

Вторая линия обороны - предложение аналогичной интересующему вас автомобилю машины с набором опций попроще. Цена вроде ниже, но "начинка" уже не та.

Третья линия - скидки. Их поначалу будут предлагать в виде дополнительного оборудования. Например: мы вам предлагаем машину без релингов на крыше, делаем скидку 25.000 росс. рублей и за них устанавливаем вам релинги. Вариант, но не самый интересный. Я старался получить вполне реальные скидки в деньгах. Для этого пришлось составить свою стратегию.

Предварительно прошерстив Интернет, акционные скидки я парировал аргументом, что они есть у всех дилеров. Обрезание "комплектации" с заменой автомобиля на машину попроще отклонял обязательным для меня набором опций, от которых я не желаю отступаться, предложение скидки в виде дополнительного оборудования - отсутствием необходимости в нем. Для финишной прямой была заготовочка в виде нежелания приобретать машину дороже ближайшей круглой суммы, например, 1.000.000 руб. для Ford Kuga или 900.000 руб. для Toyota Camry при "последней" цене дилера 1.035.800 и 929.000 соответственно. Прием в обоих случаях срабатывал, так как, повторюсь, машин на московских складах очень много, а до конца года всего два с половиной месяца. Позже, когда я сознался, что журналист, один из продавцов сказал, что людей с таким подходом к торгу, как у меня, он относит к категории "умно-жадных" клиентов. Само собой, от них продавцы не в восторге.

У дилера Renault, расположенного в 700 метрах от метро "Таганская", на ул. Марксистской, в дополнение к интересовавшему меня Duster поинтересовался стоимостью и наличием автомобилей в базовой комплектации с моноприводом и мотором 1,6 л, не представленных на белорусском рынке. Выяснилось, что дефицита на них уже нет. Но покупают "пустышки" в основном перекупщики, объявлениями которых "Duster за 400.000 рублей" пестрит Интернет. Стоимость подобного автомобиля у официального дилера - от 496.000 росс. рублей. Если цена ниже, а машина новая, вероятность, что вас обманут, - 99,9%. Заработок дилера на подобном автомобиле мизерный, подвижек по цене ожидать не стоит. К тому же базовый белый цвет в дефиците, а все остальные - за доплату 10.000 рублей. Также дополнительно к цене Duster прибавьте еще 10.000 руб. за доставку машины к дилеру (если вы покупаете авто не из шоу-рума).

Более других в ходе торгов "зацепил" продавец салона "Ford Измайлово". Пообщавшись с ним, я едва не решился на покупку Kuga, настолько поразила его работа. Торг с Александром привожу ниже в качестве примера:

- Меня интересует Ford Kuga 4х2, 2.5 АТ, предлагаемый за 999.000 рублей. Желательно белого цвета. У вас есть такой?

- Присаживайтесь, сейчас посмотрим наличие машин на складе. Вы знаете, у нас белый цвет за доплату 7000 рублей. Без доплаты - только красный. Остальные цвета уже за 15.000.

- Нет, красный не устраивает, а еще хотелось бы взглянуть на автомобиль в версии Trend вживую. У вас в салоне такая машина есть?

- К сожалению, версии Trend в шоу-руме нет, есть Trend Plus. Внешне отличается отсутствием релингов на крыше, по салону машина такая же.

- Если верить Интернету, в ней еще отсутствует подогрев передних сидений, зеркал, форсунок омывателей стекла, а в Trend Plus все это есть. Но эта версия существенно дороже. Литые диски для меня не принципиальны, их можно докупить потом, а зиму и на стальных нормально отъездить.

- Совершенно верно. Но вам я могу порекомендовать добавить пакет "Комфорт" к Kuga Trend. Релинги тоже можно установить у нас за 25.000 рублей. Итого машина обойдется вам в 1.060.800.

- Предложение интересное, но все равно дорого. Видя цену 899.000 рублей, я рассчитывал, что будет дороже, но никак не более миллиона российских.

- Предлагаю вам взять автомобиль без релингов, но с пакетом "Комфорт" и в "металлике" Ginger Ale. Цена для вас будет до миллиона.

- Спасибо, но релинги потом ставить нужно будет, а я из Беларуси, неизвестно, во сколько они мне там обойдутся… Извините, но я, наверное, съезжу еще в 2-3 салона Ford. Слышал, что в Major Ford на Новорижском шоссе скидки до 250.000 российских рублей.

- Ваше желание вполне понятно. Вы не могли бы оставить свой контактный телефон и взять нашу комплектацию выбранного вам автомобиля и мою визитку? Когда найдете более выгодное предложение, перед тем, как бронировать автомобиль, наберите меня. Возможно, мое окажется еще лучше.

Вот такой диалог. И выторгованные 36.800 росс. рублей. И реальный автомобиль, который я действительно уже почти готов был купить.

Описанная выше тактика также позволила выторговать 40.000 росс. рублей на упомянутый красный Renault Duster 2.0 АКП Luxe Privilege и 30.000 росс. рублей на Toyota Camry. Skoda и Volkswagen тоже готовы были подвинуться на 2-3% задекларированных на сайте цен. Это с учетом того, что я даже не доставал деньги.

Продолжая разговор о скидках, следует заметить, что телефонные торги в Москве не приветствуются и, как правило, заканчиваются ничем. Приятным исключением стал московский дилер VW "Автоцентр Атлант-М", где мне продемонстрировали таблицу с дельтой цен на автомобили Volkswagen. Правда, стоит заметить, что и белорусский импортер уже успел объявить скидки на некоторые модели. На все VW Polo Sedan цены были снижены на $1000, а на Tiguan  - $3000.   

Бронирование автомобиля под честное слово в большинстве случаев тоже фикция. Оно возможно лишь для перевода денег, если вы в РБ, и максимум на сутки. Но, как вы сами понимаете, дистанционно заплатив за бронь автомобиля, на дальнейший торг особо рассчитывать не приходится - уже никуда не денетесь, приедете и купите.

В итоге вырисовывается следующий сценарий самостоятельной покупки нового авто в Москве: "дайвинг" по Интернету до отъезда, расчет маршрутов посещения дилеров, поездка на несколько дней, с деньгами и остановкой у друзей или родственников, поиск машины с посещением большого количества автосалонов (для бронирования машины вовсе не обязательно возить с собой всю сумму, достаточно иметь в кармане 30.000-50.000 росс. руб.), торг "до слез" (помним, что склады большие), обмен основной суммы на российские рубли уже после бронирования конкретного автомобиля, получение машины и последующий выезд из Москвы не в часы пик, а когда поспокойнее.

Кстати, в части доставки машины из Москвы в Минск тоже есть варианты. Самый надежный - хороший автовоз со страховкой. На одну машину он обойдется около 700 долларов, на несколько - 350-500, так что лучше кооперироваться с кем-то. Можно приехать и своим ходом, заплатив лишь за страховку и расходы на топливо. Не очень понятна ситуация с BelToll, но, вероятнее всего, ее можно разрешить, обратившись в пункт аренды бортовых устройств. В результате по прибытии в Минск останется лишь заплатить утильсбор как физлицо и поставить машину на учет (здесь стоит вспомнить, что пикапы в РБ оплачиваются по тарифам коммерческого транспорта). В части новых легковых авто это совсем несложная процедура.

Накладные расходы на поездку в Москву - билет в одну сторону, перемещение между дилерами, 1-2 ночевки, питание и т.п. - даже при самых скромных запросах вряд ли не выйдут за пределы 200-250 долларов. Торг с дилерами тоже дело весьма индивидуальное и зависит от выбранного вами автомобиля. Склады в Москве большие, но не безразмерные. Вместе с тем низкий курс рубля и условия, в которые волею чиновников поставлены белорусские дилеры, делают приобретение машины в Москве выгодной покупкой в 80% случаев. Главное - не пытаться экономить на всем.

Юрий ЛИХУТА
ABW.BY
Минск - Москва - Минск