Опередить курс

Несмотря на то что мы уже несколько недель живем с новым курсом, ряд импортных (и не только) товаров до сих пор можно купить если не по прежним, то по "замороженным" рублевым ценам. Сказываются усилия правительства по их сдерживанию. Закупившись "впрок" мелочами вроде стеклоомывателя, щеток, ламп для фар, много не сэкономишь. Другое дело дорогостоящие товары: масла, аккумуляторы, запчасти и шины. В случае с последними на комплекте можно "отыграть" не один миллион! Ведь в перспективе все эти товары в рублях станут стоить дороже. 

Если "гаражники" изначально работают "по курсу" и моментально проиндексировали расценки на свои работы, то официально работающий сервис (причем не только СТО, но и те же автомойки) будет подтягивать стоимость услуг и материалов постепенно. Надо понимать: чем позже вы туда поедете, тем больше заплатите в рублях. Так что с ТО или ремонтом лучше не затягивать. 

Не забудем и про то, что страховые взносы по "автогражданке" привязаны к валюте. Так что если предстоит погашение второй части страховки, лучше это сделать по текущему курсу, не дожидаясь, когда он вырастет еще больше. 

Налоги и пошлины определяются базовой величиной, которую с 1 января уже увеличили на 30%, так что в этом вопросе что-то предпринимать уже поздно. Но те платежи и взносы, которые явно не привязаны к базовой величине, со временем также будут повышаться. 

Урезать затраты

Теперь поговорим о том, как в принципе можно уменьшить затраты на автомобиль. Но чтобы искать пути экономии, надо представлять, из каких статей они складываются, в какой пропорции. Только видя весь расклад, можно принимать решения: какие статьи расходов могут быть подрезаны, какие вовсе убраны. Не агитируя ни за один из способов экономии, просто рассмотрим наиболее реалистичные варианты и оценим их целесообразность. 

Расходы на топливо

В зависимости от особенностей (в том числе интенсивности) эксплуатации стоимость топлива может составлять порядка 30-50% всех затрат на владение автомобилем. Соответственно снижение издержек по этой статье может дать заметный эффект, тем более что дальнейший рост цен неизбежен (помните про установку правительства, что 92-й должен стоить эквивалентно одному доллару США?). 

Да-да, многие ездят закупаться в Россию и формируют собственный склад из десятка канистр. Но на год вперед не запасешься, да и не у всех восточная граница под боком, тем более что и у соседей прогнозируется рост цен. Так что поговорим об иных способах снижения затрат.

Скажем, при среднем расходе 8 л/100 км и ежегодном пробеге 20 тыс. км вам потребуется 1600 л топлива. И если вы заправляетесь 95-м бензином, то при нынешнем ценообразовании на данный пробег потребуется 19.040.000 рублей. 

Переход на 92-й бензин при сохранении расхода топлива даст экономию 1.280.000 рублей. Вопрос в том, позволяет ли двигатель вашего автомобиля использовать низкооктановое топливо, не приведет ли это к перерасходу, который сведет на нет всю экономию. 

Перевод автомобиля на сжиженный природный газ пропан-бутан при том же пробеге позволит сэкономить 7.880.000 рублей. Неплохо! Однако стоит учитывать стоимость установки ГБО, а также затраты, связанные с его обслуживанием. Это же (и в еще большей степени) касается эксплуатации автомобиля на метане. Но природный газ еще дешевле, что означает экономию 11.360.000 рублей!

И все же экономическая целесообразность установки ГБО появляется при ежегодных пробегах от 25-30 тыс. км в год и выше. Так что вариант перевода на газ подойдет не каждому, к тому же против перевода могут быть и другие причины. Но если нельзя сэкономить на стоимости топлива, может, имеется возможность снизить его потребление? 

Понятно, что самый радикальный способ - вовсе отказаться от поездок. Но оптимизация маршрута и отказ от "холостых" пробегов также приводят к уменьшению затрат. На какую величину, зависит от вашей изобретательности при составлении ежедневных маршрутов. 

Не будем подробно распространяться и об экономичном вождении, а также о том, что на него влияет, так как об этом мы уже рассказывали. Но заметим, что снижение расхода за счет этих мер даже на 10% при указанных выше параметрах (20 тыс. км при изначальном среднем расходе 8 л/100 км 95-го бензина) приведет к экономии 160 л, что по нынешним ценам составляет 1.904.000 рублей. В общем, есть о чем подумать!

Техническое обслуживание и ремонт

В зависимости от возраста автомобиля, его технического состояния, конструктивных особенностей, но главное - отношения владельца и способа обслуживания машины затраты на сервис могут колебаться в пределах 5-20% всех расходов. Соответственно от этого зависят и резервы для дальнейшей экономии. Скажем, если автовладелец и так самостоятельно обслуживает машину в своем гараже, отдавая приоритет б/у запчастям и самым дешевым "расходникам", куда уж больше "ужиматься"? 

Кардинально другая ситуация: автомобиль обслуживается исключительно на фирменном сервисе. Здесь один только переход на "независимую" СТО позволит снизить затраты на обслуживание за счет более низкой стоимости нормо-часа и перехода с оригинальных расходных запчастей и материалов на "лицензию". 

Вообще же поиск баланса между стоимостью запчастей/работ и их качеством, растягиванием интервалов проведения ТО, оттягиванием ремонта до последнего момента и надежностью, безопасностью - дело непростое и порой обреченное на провал. Как известно, скупой платит дважды, так что экономить на качестве расходных материалов вряд ли стоит. Впрочем, довольно подробно на эту тему мы уже рассуждали с нашим техническим экспертом Борисом Саенко как раз в разгар кризиса 2011 года.

Сделай сам

Желание сэкономить может сподвигнуть на то, чтобы обслуживать и ремонтировать автомобиль самостоятельно. Кто-то это делает и так, кого-то заставят обстоятельства. При наличии навыков или "ровных рук" - почему нет? Но только в случае простой конструкции. В современный автомобиль с отверткой уже не сунешься!

То же можно сказать про мойку и уборку салона: мы привыкли доверять эти работы профессионалам, но если подсчитать все обращения, за год легко набежит пара миллионов рублей. Что же, мыть автомобиль можно и самостоятельно, причем вовсе не обязательно во дворе с ведром и мочалкой, - как минимум в столице есть несколько моек самообслуживания. То же и с уборкой салона, которую можно сделать самостоятельно. 

Само собой, монтировать шины на диски и балансировать колеса своими руками не призываем, но и здесь есть возможность сэкономить. Купив второй комплект б/у дисков, вы избавитесь от необходимости перебортировать колеса раза в год (а это как раз и стоит денег!), притом что впоследствии сможете продать диски за те же деньги. Есть возможность сократить расходы и при обращении на шиномонтаж: услуги по снятию и установки колес с автомобиля оказываются отнюдь не бесплатно.

КАСКО и стоянка

У кого-то оформлена КАСКО, у кого-то автомобиль стоит на платной охраняемой стоянке или в гараже. И то и другое стоит денег. Так, добровольное страхование в зависимости от условий, возраста и стоимости автомобиля обойдется в 4-7% его цены. Отказ от КАСКО на автомобиль за $15.000 означает экономию $750. Аренда стоянки или гаража в столице обходится примерно вдвое дешевле, и это тоже приличная сумма, особенно сейчас, когда приходится учиться считать каждую копейку. С другой стороны, "снимая защиту", вы увеличиваете риски: ремонт поврежденного автомобиля может обойтись куда дороже сэкономленной суммы. 

Ловись, скидка, большая и маленькая!

Воспользовавшись специальными предложениями на товары или услуги, комплексное обслуживание, имея бонусную карту, вы можете снизить свои расходы по содержанию автомобиля, его заправке и обслуживанию. В сумме это может дать снижение расходов на 5-10%, а это еще несколько миллионов за год. 

Вердикт abw.by

Конечно, можно сказать: нужно искать не как экономить, а как зарабатывать больше. Но деньги водятся как раз у тех, кто умеет их считать. Это во-первых. А во-вторых, времена сейчас такие, когда экономия не будет лишней. В случае с автомобилем сокращение расходов даже на 10% означает экономию в несколько миллионов рублей за год, которые можно будет пустить на более важные нужды. Что, согласитесь, неплохо.

Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY