Обесценивание российского рубля и отсутствие каких-либо барьеров в рамках Таможенного союза в IV квартале 2014 года в одно мгновенье сделали львиную долю предложений белорусских автодилеров неконкурентоспособными. Белорусы, наученные горьким опытом прежних лет и хранящие свои сбережения в твердой валюте, расчехлили кошельки и потянулись за новыми автомобилями в Россию. Немудрено, так как цены у российских дилеров в одночасье оказались едва ли не в раза полтора привлекательнее. Оно и понятно - зачем платить больше?
В результате машин в наших краях существенно прибавилось, автопарк страны помолодел, стал безопаснее и экологичнее. И все было бы хорошо, если бы не несколько но!!!
Во-первых, конкретно недополучил средств бюджет Республики Беларусь. По информации, озвученной БАА, 25.000 новых машин и 45.000 единиц "бэушной" автотехники из РФ, ввезенные белорусами самостоятельно, - это ни много ни мало 1 млрд долларов, 30-35% из которого страна получила бы в виде налоговых поступлений и прочих отчислений в бюджет. Но "прозорливые" чиновники, видимо, посчитали иначе и получили 0 вместо 300-350 млн долларов. Действительно, не ахти какая цифра в масштабах страны.
Во-вторых, недополучили денег и простые сотрудники дилеров, которые потратили бы их в белорусских же магазинах. Более того, некоторые из них просто лишились работы, так как уже сегодня многие автодилеры переступили порог безубыточности, и не факт, что ряды дилеров не поредеют в 2015-м. К слову, в РФ банкротства в авторетейле уже идут полным ходом.
В-третьих, из страны действительно уехала валюта. С которой население, ее заработавшее, как оказалось, готово расстаться, но на взаимовыгодных условиях. И все бы ничего, если бы у нас подобной ситуации не было бы едва ли не в каждой первой отрасли. Но вернемся к автомобилям и попробуем проанализировать причины произошедшего, ведь всего 2-3 года назад россияне ехали к нам за машинами, а не мы к ним. И их деньги оседали в нашей стране, а не наоборот. И наши дилеры были очень даже конкурентоспособными на фоне российского дилершипа. Увы, все изменилось.
Отмена президентского указа №546, более высокий, чем у соседей по ТС, 20-процентный НДС, утильсбор, введенный весной 2014 года, указ №361, оставивший дилеров без оборотного капитала, - это лишь краткий список мер, которые привели к тому, что люди потянулись за новыми машинами на восток.
По словам спикеров БАА, на протяжении 15 лет существования БАА чиновничья братия услышала предпринимателей лишь 1-2 раза. К слову, именно тогда россияне поехали к нам за новыми авто. Но что имеем - не храним, потерявши - плачем… На запросы, письма и просьбы автодилеров (3-5 в месяц) чиновники исправно отвечают в установленные сроки, вот толку от этих ответов никакого. Миллионы долларов, уехавшие в РФ только на новые авто, - это не повод призадуматься, что что-то не так? А ведь есть еще подержанные автомобили из РФ, которых тоже было ввезено немало.
Однако, несмотря и вопреки, караван идет - люди покупают новые авто. За неимением полных данных о регистрации автомобилей в РБ мы представляем статистику Белорусской автомобильной ассоциации, собранную силами официальных дилеров, состоящих в ней.
Продажи членов БАА и Geely в 2014 году составили 25.338 автомобилей (25.973 в 2013-м). Можно сказать, что автодилеры выдержали удар рынка и не все у них так плохо, так как минус 2% - потеря несущественная. Но в планах на 2014 год у автодилеров были продажи 33.000-35.000 машин, 13.000-15.000 из которых в 2014-м приехали из РФ, а еще 10.000-12.000 авто, купленных белорусами в минувшем году "сверх плана", не что иное, как банальный перенос спроса с 2015 года. В итоге в нынешнем году на продажу больше 20.000 автомобилей белорусским дилерам рассчитывать не приходится, и это самый оптимистичный прогноз.
Как мы уже писали, самым продаваемым автомобилем РБ ожидаемо стал Polo Sedan российской сборки. По уточненным ассоциацией данным, топ-20 новых авто 2014 года в РБ выглядит следующим образом:
1 | VW Polo | 2247 |
2 | KIA Rio | 1438 |
3 | Renault Sandero Stepway | 1317 |
4 | Geely SC7 | 2138 |
5 | Renault Duster | 1153 |
6 | Nissan Almera New | 852 |
7 | Renault Logan | 830 |
8 | Skoda Rapid | 620 |
9 | Lada 2121 | 619 |
10 | Lada Largus | 607 |
11 | Hyundai Accent | 592 |
12 | Skoda Octavia | 534 |
13 | KIA Sportage | 501 |
14 | Nissan Qashqai | 456 |
15 | Geely Emgrand X7 | 453 |
16 | Toyota Rav4 | 418 |
17 | Toyota Corolla | 407 |
18 | Peugeot 408 | 379 |
19 | Citroёn C4 Sedan | 316 |
20 | KIA Ceed | 289 |
Среди марок, которые предпочли официально приобретать белорусы, лидирует Renault.
На "падающем" рынке легких коммерческих автомобилей лидер ГАЗ с 1947 официально проданными авто.
Переходя к частностям, представляем расклад продаж в классах по весьма занятной классификации БАА, из которого видно, что хотя балом у нас правят "бюджетники", но только ими предпочтения белорусов не ограничиваются.
А - особо малый класс | ||
1 | Citroёn C1/Chevrolet Spark | 1/1 |
-//- | Остальные (4) | 0 |
В - малый класс | ||
1 | VW Polo | 2247 |
2 | KIA Rio | 1438 |
3 | Renault Logan | 830 |
-//- | Остальные (32) | 1833 |
С - малый средний | ||
1 | Geely SC7 | 1238 |
2 | Nissan Almera New | 852 |
3 | Skoda Rapid | 620 |
-//- | Остальные (52) | 2896 |
D - средний | ||
1 | Skoda Octavia | 534 |
2 | Peugeot 408 | 379 |
3 | Mazda6 | 165 |
-//- | Остальные (20) | 409 |
Е - высший средний (бизнес-класс) | ||
1 | Toyota Camry | 236 |
2 | Skoda Superb | 135 |
3 | Audi A6 | 54 |
-//- | Остальные (11) | 154 |
FI - представительский класс | ||
1 | Mercedes-Benz S-class | 48 |
2 | BMW 7-series | 11 |
3 | Audi A8 | 8 |
-//- | Остальные (4) | 10 |
HI - родстер/кабриолеты | ||
1 | BMW Z-series | 2 |
2 | Porsche Boxter | 1 |
I - универсалы повышенной проходимости | ||
1 | Subaru Outback | 27 |
2 | Audi A6 Allroad | 7 |
3 | Volvo XC70 | 6 |
-//- | Остальные (1) | 0 |
J - внедорожники | ||
1 | Lada 2121 | 619 |
2 | Chevrolet Niva | 175 |
3 | Toyota LC Prado | 104 |
-//- | Остальные (19) | 641 |
K1 - легкий кроссовер | ||
1 | Renault Sandero Stepway | 1317 |
2 | Renault Duster | 1153 |
3 | Nissan Juke | 246 |
-//- | Остальные (12) | 510 |
K2 - средний кроссовер | ||
1 | Nissan Qashqai | 456 |
2 | Geely Emgrand X7 | 453 |
3 | Toyota RAV4 | 418 |
-//- | Остальные (20) | 1447 |
K3 - тяжелый кроссовер | ||
1 | KIA Sportage | 501 |
2 | BMW X5 | 153 |
3 | Toyota Highlander | 101 |
-//- | Остальные (20) | 430 |
L - минивэн | ||
1 | Renault Lodgy | 127 |
2 | VW Touran | 35 |
3 | Chevrolet Orlando | 34 |
-//- | Остальные (13) | 98 |
Как видно из представленных выше диаграмм и таблиц, в покупках белорусов нашлось место и Mercedes, BMW и Audi. И то, что по неподтвержденным данным счет между ввезенными новыми и подержанными авто - 1:1, учитывая нашу прежнюю слабость к подержанным авто, тоже не может не радовать.
Итоги продаж коммерческих авто по классам | |||
М1 - мини-фургоны | |||
1 | VW Caddy | 446 | |
2 | Renault Dokker | 235 | |
3 | Peugeot Partner (B9) | 105 | |
-//- | Остальные (14) | 154 | |
М2 - легкие фургоны | |||
1 | VW T5 195 | ||
2 | GAZ Соболь | 118 | |
3 | Renault Trafic | 44 | |
-//- | Остальные (9) | 80 | |
M3 - фургоны | |||
1 | GAZ ГАЗель | 865 | |
2 | VW Crafter | 224 | |
3 | GAZ Next | 211 | |
-//- | Остальные (5) | 462 | |
M4 - грузовики | |||
1 | GAZ-3307, -33081, -3309 | 443 | |
2 | GAZ Белава | 186 | |
3 | GAZ Валдай | 68 | |
К4 - пикапы | |||
1 | Toyota Hilux | 50 | |
2 | VW Amarok | 29 | |
3 | Mitsubishi | 20 | |
-//- | Остальные (5) | 11 |
Огорчает другое: государственный "доильный аппарат" не слышит, не видит или просто не понимает масштабов того, какие выгоды он мог бы извлечь, купи белорусы у себя дома не 25.338 авто, а все 45.000-50.000 и хотя бы 50% из 45.000 ввезенной из РФ "бэушки". Тогда, глядишь, и цены на коммунальные услуги задирать не пришлось бы, и стоимость бензина следовала бы за снижающейся ценой на нефть. Но "доильный аппарат" настроен по-другому. В результате инвесторы у нас за небольшим исключением - китайцы, мелкий бизнес умирает как класс, цены на аренду стремительно пошли вниз, на очереди недвижимость, рекламой которой забиты все каналы коммуникации, и т.д.
Лавина машин, приехавших в минувшем году из РФ, наглядно продемонстрировала: наши люди деньги считать умеют и на изменения на рынке реагируют мгновенно. Чиновники, правда, тоже наши, но с ними картина была обратной. Остается лишь надеяться, что новое правительство будет работать иначе и по-настоящему услышит белорусских бизнесменов и простых граждан…
Юрий ЛИХУТА
Фото автора
ABW.BY
При подготовке материала использованы статистические данные с сайта auto-baa.by
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт