Обесценивание российского рубля и отсутствие каких-либо барьеров в рамках Таможенного союза в IV квартале 2014 года в одно мгновенье сделали львиную долю предложений белорусских автодилеров неконкурентоспособными. Белорусы, наученные горьким опытом прежних лет и хранящие свои сбережения в твердой валюте, расчехлили кошельки и потянулись за новыми автомобилями в Россию. Немудрено, так как цены у российских дилеров в одночасье оказались едва ли не в раза полтора привлекательнее. Оно и понятно - зачем платить больше?

В результате машин в наших краях существенно прибавилось, автопарк страны помолодел, стал безопаснее и экологичнее. И все было бы хорошо, если бы не несколько но!!!

Во-первых, конкретно недополучил средств бюджет Республики Беларусь. По информации, озвученной БАА, 25.000 новых машин и 45.000 единиц "бэушной" автотехники из РФ, ввезенные белорусами самостоятельно, - это ни много ни мало 1 млрд долларов, 30-35% из которого страна получила бы в виде налоговых поступлений и прочих отчислений в бюджет. Но "прозорливые" чиновники, видимо, посчитали иначе и получили 0 вместо 300-350 млн долларов. Действительно, не ахти какая цифра в масштабах страны. 

Во-вторых, недополучили денег и простые сотрудники дилеров, которые потратили бы их в белорусских же магазинах. Более того, некоторые из них просто лишились работы, так как уже сегодня многие автодилеры переступили порог безубыточности, и не факт, что ряды дилеров не поредеют в 2015-м. К слову, в РФ банкротства в авторетейле уже идут полным ходом.

В-третьих, из страны действительно уехала валюта. С которой население, ее заработавшее, как оказалось, готово расстаться, но на взаимовыгодных условиях. И все бы ничего, если бы у нас подобной ситуации не было бы едва ли не в каждой первой отрасли. Но вернемся к автомобилям и попробуем проанализировать причины произошедшего, ведь всего 2-3 года назад россияне ехали к нам за машинами, а не мы к ним. И их деньги оседали в нашей стране, а не наоборот. И наши дилеры были очень даже конкурентоспособными на фоне российского дилершипа. Увы, все изменилось.

Отмена президентского указа №546, более высокий, чем у соседей по ТС, 20-процентный НДС, утильсбор, введенный весной 2014 года, указ №361, оставивший дилеров без оборотного капитала, - это лишь краткий список мер, которые привели к тому, что люди потянулись за новыми машинами на восток. 

По словам спикеров БАА, на протяжении 15 лет существования БАА чиновничья братия услышала предпринимателей лишь 1-2 раза. К слову, именно тогда россияне поехали к нам за новыми авто. Но что имеем - не храним, потерявши - плачем… На запросы, письма и просьбы автодилеров (3-5 в месяц) чиновники исправно отвечают в установленные сроки, вот толку от этих ответов никакого. Миллионы долларов, уехавшие в РФ только на новые авто, - это не повод призадуматься, что что-то не так? А ведь есть еще подержанные автомобили из РФ, которых тоже было ввезено немало.

Однако, несмотря и вопреки, караван идет - люди покупают новые авто. За неимением полных данных о регистрации автомобилей в РБ мы представляем статистику Белорусской автомобильной ассоциации, собранную силами официальных дилеров, состоящих в ней.

Продажи членов БАА и Geely в 2014 году составили 25.338 автомобилей (25.973 в 2013-м). Можно сказать, что автодилеры выдержали удар рынка и не все у них так плохо, так как минус 2% - потеря несущественная. Но в планах на 2014 год у автодилеров были продажи 33.000-35.000 машин, 13.000-15.000 из которых в 2014-м приехали из РФ, а еще 10.000-12.000 авто, купленных белорусами в минувшем году "сверх плана", не что иное, как банальный перенос спроса с 2015 года. В итоге в нынешнем году на продажу больше 20.000 автомобилей белорусским дилерам рассчитывать не приходится, и это самый оптимистичный прогноз.

Как мы уже писали, самым продаваемым автомобилем РБ ожидаемо стал Polo Sedan российской сборки. По уточненным ассоциацией данным, топ-20 новых авто 2014 года в РБ выглядит следующим образом:

1 VW Polo 2247
2 KIA Rio 1438
3 Renault Sandero Stepway 1317
4 Geely SC7 2138
5 Renault Duster 1153
6 Nissan Almera New 852
7 Renault Logan 830
8 Skoda Rapid 620
9 Lada 2121 619
10 Lada Largus 607
11 Hyundai Accent 592
12 Skoda Octavia 534
13 KIA Sportage 501
14 Nissan Qashqai 456
15 Geely Emgrand X7 453
16 Toyota Rav4 418
17 Toyota Corolla 407
18 Peugeot 408 379
19 Citroёn C4 Sedan 316
20 KIA Ceed 289

Среди марок, которые предпочли официально приобретать белорусы, лидирует Renault.

На "падающем" рынке легких коммерческих автомобилей лидер ГАЗ с 1947 официально проданными авто.

Переходя к частностям, представляем расклад продаж в классах по весьма занятной классификации БАА, из которого видно, что хотя балом у нас правят "бюджетники", но только ими предпочтения белорусов не ограничиваются.        

А - особо малый класс
1 Citroёn C1/Chevrolet Spark 1/1
-//- Остальные (4) 0
В - малый класс
1 VW Polo 2247
2 KIA Rio 1438
3 Renault Logan 830
-//- Остальные (32) 1833
С - малый средний
1 Geely SC7 1238
2 Nissan Almera New 852
3 Skoda Rapid 620
-//- Остальные (52) 2896
D - средний
1 Skoda Octavia 534
2 Peugeot 408 379
3 Mazda6 165
-//- Остальные (20) 409
Е - высший средний (бизнес-класс)
1 Toyota Camry 236
2 Skoda Superb 135
3 Audi A6 54
-//- Остальные (11) 154
FI - представительский класс
1 Mercedes-Benz S-class 48
2 BMW 7-series 11
3 Audi A8 8
-//- Остальные (4) 10
HI - родстер/кабриолеты
1 BMW Z-series 2
2 Porsche Boxter 1
I - универсалы повышенной проходимости
1 Subaru Outback 27
2 Audi A6 Allroad 7
3 Volvo XC70 6
-//- Остальные (1) 0
J - внедорожники
1 Lada 2121 619
2 Chevrolet Niva 175
3 Toyota LC Prado 104
-//- Остальные (19) 641
K1 - легкий кроссовер
1 Renault Sandero Stepway 1317
2 Renault Duster 1153
3 Nissan Juke 246
-//- Остальные (12) 510
K2 - средний кроссовер
1 Nissan Qashqai 456
2 Geely Emgrand X7 453
3 Toyota RAV4 418
-//- Остальные (20) 1447
K3 - тяжелый кроссовер
1 KIA Sportage 501
2 BMW X5 153
3 Toyota Highlander 101
-//- Остальные (20) 430
L - минивэн
1 Renault Lodgy 127
2 VW Touran 35
3 Chevrolet Orlando 34
-//- Остальные (13) 98

Как видно из представленных выше диаграмм и таблиц, в покупках белорусов нашлось место и Mercedes, BMW и Audi. И то, что по неподтвержденным данным счет между ввезенными новыми и подержанными авто - 1:1, учитывая нашу прежнюю слабость к подержанным авто, тоже не может не радовать.

Итоги продаж коммерческих авто по классам
М1 - мини-фургоны
1 VW Caddy 446
2 Renault Dokker 235
3 Peugeot Partner (B9) 105
-//- Остальные (14) 154
М2 - легкие фургоны
1 VW T5 195
2 GAZ Соболь 118
3 Renault Trafic 44
-//- Остальные (9) 80
M3 - фургоны
1 GAZ ГАЗель 865
2 VW Crafter 224
3 GAZ Next 211
-//- Остальные (5) 462
M4 - грузовики
1 GAZ-3307, -33081, -3309 443
2 GAZ Белава 186  
3 GAZ Валдай 68  
К4 - пикапы
1 Toyota Hilux 50
2 VW Amarok 29
3 Mitsubishi 20
-//- Остальные (5) 11

Огорчает другое: государственный "доильный аппарат" не слышит, не видит или просто не понимает масштабов того, какие выгоды он мог бы извлечь, купи белорусы у себя дома не 25.338 авто, а все 45.000-50.000 и хотя бы 50% из 45.000 ввезенной из РФ "бэушки". Тогда, глядишь, и цены на коммунальные услуги задирать не пришлось бы, и стоимость бензина следовала бы за снижающейся ценой на нефть. Но "доильный аппарат" настроен по-другому. В результате инвесторы у нас за небольшим исключением - китайцы, мелкий бизнес умирает как класс, цены на аренду стремительно пошли вниз, на очереди недвижимость, рекламой которой забиты все каналы коммуникации, и т.д.

Лавина машин, приехавших в минувшем году из РФ, наглядно продемонстрировала: наши люди деньги считать умеют и на изменения на рынке реагируют мгновенно. Чиновники, правда, тоже наши, но с ними картина была обратной. Остается лишь надеяться, что новое правительство будет работать иначе и по-настоящему услышит белорусских бизнесменов и простых граждан… 

Юрий ЛИХУТА
Фото автора
ABW.BY

При подготовке материала использованы статистические данные с сайта auto-baa.by