Мое знакомство с редакционным спецпроектом "Автоконфискат" началось с прекрасной новости: "Мы дадим тебе деньги, а ты купишь автомобиль". Отлично, даже на "Поле чудес" предлагают выбрать - деньги или приз, а тут и то и другое одновременно. Но радоваться пришлось недолго - почти сразу же я узнал, что моим "новым" автомобилем станет Ford Sierra 1987 г.в. стоимостью 200$. А покупать его придется в "конфискате"… Эх, а я ведь мечтал о BMW. Ну да ладно.

Так как в выборе автомобиля я не участвовал, знакомство с "ласточкой" состоялось на сайте konfiskat.by. Сразу отмечу, что найти Sierra на интернет-площадке ТД "Восточный" оказалось не так-то просто. И это притом что я знал все необходимые данные автомобиля - марку, модель, год выпуска и цену. Захожу на вкладку "Товары" - "Автомобили" - с левой стороны страницы находится меню поиска. Ввожу данные Sierra - "результатов не найдено". Ладно, есть еще расширенный поиск. Так как других данных автомобиля у меня нет, в расширенном поиске ввожу ту же информацию - опять "результатов не найдено"

На деле расширенный поиск оказался даже менее расширенным, чем обычный. При вводе модели автомобиля компьютер выдал только "любая". Обычный же поиск позволил ввести Sierra. Сразу предполагаю, что автомобиля на сайте нет. Чтобы проверить работоспособность поиска, ввожу данные Mitsubishi Lancer, который находится в зоне видимости. Ответ тот же - "результатов не найдено".

Ничего не поделаешь, придется искать Sierra вручную. Наш автомобиль должен быть одним из самых старых в "конфискате", поэтому сортируем по году выпуска "от старых к новым". 

И снова что-то идет не так. Первый ряд автомобилей - 1992, 1993, 1984, 2007, 1986 годы выпуска. Это разве сортировка? Совсем отчаявшись, я начал искать автомобиль вручную и обнаружил его на девятой странице.

Справедливости ради стоит отметить, что для более быстрого поиска можно было воспользоваться вариантом с сортировкой по цене. Это единственная функция поиска, которая оказалась на сайте рабочей. Но чтобы это выяснить, мне пришлось перелопатить весь сайт.

После того как автомобиль был найден, пришло время регистрироваться для участия в аукционе. О том, что Sierra будет участвовать в торгах, свидетельствует запись под описанием транспортного средства. Там же указан последний срок подачи заявок.

Слева по ссылке "Информация для покупателей" находится положение "О порядке организации и проведения аукционов…". Для участия в аукционе нужно подать заявление. Бланк можно взять в Приложении 1 к Положению или на главной странице - справа в "менюшке" расположены бланки всех основных документов.

 

При подаче заявления помимо марки, модели и года выпуска автомобиля необходимо указать номер лота. Для этого нужно на сайте ТД "Восточный" отыскать извещение, в котором содержится объявление о проведении торгов. Глядя на главную страницу сайта, очень сложно догадаться, в какой из вкладок можно найти это извещение. Методом проб и ошибок место хранения извещений было обнаружено - архив новостей. 

Но и это еще не конец пути. Потому что на сайте все оказалось еще более запутано, чем я предполагал. В архиве шли подряд извещения о проведении аукционов 11.06.2015 и 15.06.2015. 

А где же торги, назначенные на 12.06.2015? Неужели я пропустил регистрацию? Нет, просто нужно перейти на следующую страницу - здесь хранятся извещения о проведении аукционов 12.06.2015 и 25.06.2015. Где логика? Я ведь хочу купить у вас машину, а вместо этого занимаюсь решением квестов.

Наконец, нахожу в извещении нашу красавицу - лот №33. Под списком автомобилей приведены основные данные для аукциона: залоговая стоимость, банковские реквизиты, срок, в который нужно будет забрать автомобиль в случае победы на аукционе, и другие.

Получив всю необходимую информацию, отправляюсь в ТД "Восточный" на регистрацию заявления, предварительно оплатив залоговую стоимость Sierra - 10% полной стоимости, в нашем случае это 354.000 белорусских рублей. Регистрация заявления заняла около 20 минут. Отдельно хотелось бы поблагодарить сотрудника ТД "Восточный", который согласился принять заявление в обеденный перерыв, иначе я бы там пробыл лишние минут сорок.

Наступил день аукциона. О проведении подобных мероприятий белорусы знают в большинстве своем по фильмам. Первые ассоциации, возникающие в связи со словом "аукцион", - дорогие произведения искусства, женщины в драгоценностях и вечерних платьях, миллиардеры и мужчина за тумбой в костюме и с молотком в руке. 

Но мне предстояло участвовать в аукционе по продаже автомобилей, где самым дорогим лотом был седельный тягач Mercedes-Benz Actros 1844LS 2008 г.в. за 790.205.000 белорусских рублей (чуть больше 51.000$). Поэтому о шике и роскоши совсем не думалось.

Перед началом торгов я решил "проведать" нашу "ляльку". Оказалось, что ее еще больше заставили. А что же будет, когда придет время вывозить ее оттуда?

11.45 - время идти в актовый зал. Сначала в зал могут попасть только участники аукциона. И только после того, как придут все зарегистрировавшиеся, начнут запускать "группу поддержки" - друзей и родственников участников. Попав в зал, нужно назвать свою фамилию "ведущему" аукциона и получить от него памятку "О порядке проведения аукциона" и "леденец" с порядковым номером. Именно с его помощью участники будут делать "шаги" в борьбе за выставленный лот. Вместе с табличкой неопытные участники вроде меня могут получить порцию азарта от предвкушения предстоящего действа.

12.00 - все в сборе, аукционист (ведущий аукциона) зачитывает название нормативно-правовых актов, которыми регулируется порядок проведения торгов, напоминает алгоритм действий участников в случае победы и поражения и… объявляет начало аукциона. 

Первый лот, за который развернулась борьба, - Range Rover 2006 г.в. стоимостью 238.780.000 рублей. Когда я бродил по площадке ТД "Восточный" и пытался сделать несколько общих фотографий, то краем объектива смог ухватить часть этой машины.

На внедорожник претендовали два участника. Один шаг на торгах равен 5%, для такого автомобиля это почти 800$. Но ожидаемой борьбы не получилось. Торги остановились после второго шага. Итоговую стоимость 263.254.950 руб. смог потянуть только один участник, который сразу же отправился оформлять приобретение. 

Следующее заявление аукциониста убило увеличившийся после розыгрыша первого лота азарт. Оказалось, что на остальные 7 лотов заявилось только по одному участнику и если они готовы оплатить "стоимость автомобиля + 5%", то все будут признаны победителями торгов. Следующей по списку была Sierra. Дав согласие на приобретение автомобиля, я отправился оплачивать расходы на проведение торгов. Это бремя ложится на каждого победителя, в нашем случае его размер составил 71.400 руб. на человека. 

После оплаты мне оставалось лишь оформить Sierra на себя и в течение трех рабочих дней забрать ее со стоянки на эвакуаторе. Но то, что произошло позже, заставило вспомнить о клиентоНЕориентированности, о которой упоминал Юра Гладчук в первой части. 

В секции автомобилей мне сообщили, что для оформления покупки нужно дождаться, пока завершится аукцион и в соответствии с протоколом будет произведена переоценка автомобилей. Произойдет это все не раньше обеденного перерыва. Напомню, что аукцион начался в 12.00, длился примерно до 12.15-12.20, значит, переоценка занимает минут 40. А потом еще час обеда. Итог - ждать нужно 1 час 40 минут. Зачем? Ну если вы знаете, что переоценка автомобилей проходит минут 40, а в обеденное время клиентами и бумагами все равно заниматься никто не будет (то, что у меня приняли заявление на участие в аукционе как раз в обеденный перерыв, скорее исключение. Еще раз спасибо тому сотруднику) - неужели сложно назначить время проведения аукциона на час-два раньше? Или на 14.00 - сразу после обеда. И это мне еще повезло, что забирать Sierra я планировал во вторник. А ведь у тех, кто собрался уехать на свежеприобретенном авто, выбора не было. Итог - оформление покупки я отложил на день вывоза.

Ко вторнику на сайте abw.by уже вышла первая часть "Автоконфиската", поэтому дополнительные ожидания от поездки в ТД "Восточный", конечно же, были. Но на удивление все проходило гладко: оплатил оставшуюся стоимость Sierra, получил на руки документы и стал дожидаться эвакуатора. В это время ко мне подошел мужчина и представился сотрудником службы безопасности ТД "Восточный":

- Это вы покупаете Ford Sierra?

- Да, - ответил я, заметив в его руках распечатанную статью Юры Гладчука.

- Это ваших рук дело?

- Посмотрите, в конце статьи написана фамилия автора, - указал я на бумаги в его руках.

- А я не знаю вашу фамилию.

- Моя фамилия Савинич. Эту статью написал Савинич?

- Да.

- Покажите, если там так написано.

- А вы знаете, что вы нарушили закон? - резко изменил тему разговора мой собеседник, так и не предъявив фамилию автора статьи 

- Да? А какой?

- Как будто у нас их много? - усмехнулся собеседник, намекнув на мою некомпетентность.

- А что, у нас один закон? Скажите конкретно, что я нарушил?

- Просто вот так делать больше не надо.

Так и не поняв, что я нарушил и чего мне больше не делать, я отправился за Sierra. К тому моменту наш эвакуатор пытался пробраться на площадку через узкий проезд, образованный оставленной фурой.

А вот на площадке нас ждало настоящее чудо. Всю редакцию очень интересовало, как сотрудники "конфиската" будут доставать автомобиль из недр стоянки. К моменту приема Sierra доступ к ней был свободен, машина лишь ждала, когда ее закрепят на эвакуаторе и вывезут на свободу. 

Кстати о приеме товара. Еще на площадке была проведена сверка с актом осмотра, который составлялся в момент поступления автомобиля на территорию ТД "Восточный". В списке значились детали, наличие которых можно было проверить, лишь открыв капот автомобиля. Однако мы знали, что капот в этом Ford не открывается. Поэтому я предложил сделать отметку, что "с актом согласен, но наличие… деталей проверить не удалось в связи с невозможностью открыть капот". На это мне ответили, что вместо отметки они откроют капот, но на это может уйти полдня. Понимая, что эвакуатор так долго ждать не станет, а детали не такие уж и важные (пробки маслозаливной горловины и бачка радиатора), мы решили больше не "кочевряжиться" и отправить "ляльку" в долгожданный ремонт. 

Сколько усилий и финансов потребуется для восстановления "старушки", вы сможете узнать в третьей части нашего спецпроекта. Следите за сайтом!

Роман САВИНИЧ

Фото автора 
ABW.BY

Мы хоть и надеемся, что больше услугами эвакуатора не будем пользоваться, все равно остаемся реалистами - наверняка помощь в дороге нам понадобится еще не раз. Ведь планов относительно Sierra - громадье. Поэтому с доставкой "старушки" вызвался помочь наш старый знакомый Андрей Березин из объединенной службы эвакуации авто, недавно рассказывавший о нюансах этого бизнеса. Если вдруг встанете в дороге - звоните по номеру 537 66 66 с любого оператора. Выручат всегда.

Наши материалы по теме

Спецпроект "Автоконфискат". Часть 1. Найти "конфетку" за 200 долларов в куче хлама