Как раз о сигнализациях и текущем положении дел с ними мы поговорили с владельцем "электрической" СТО "Новатек" Александром, чей опыт в этой сфере перевалил за десять лет. Давайте разбираться: сигнализации – эхо из прошлого или все еще актуальное дополнение к авто?

"Правило "чем дороже, тем лучше" работает достаточно неплохо"

– Как изменились сигнализации за последний десяток лет?

– Основные компоненты в виде датчиков прошли сквозь года практически без изменений. Заметно "прокачались" методы шифрования и защиты от взлома, сами системы перешли, по сути, из "аналога" в "цифру".

Раньше много времени требовалось на подключение и совсем немного на конечную настройку сигнализации. Сейчас все ровно наоборот: установка значительно упростилась, а вот настройки требуют куда больше внимания.

– То есть "накосячить" при установке стало сложнее? Как обычному автолюбителю распознать некачественную работу?

– К сожалению, отследить качество работ сразу по их завершении практически нереально. Часто проблемы проявляются лишь спустя какое-то время, когда о себе дает знать плохой контакт, перебитый провод или развалившаяся скрутка. Установка сигнализации в какой-то мере процесс творческий. Если потом что-то идет не так, отыскать неисправность стороннему человеку может быть очень сложно. В любом случае оценить качество без разборки не получится. Остается уповать на отзывы в интернете и рекомендации знакомых.

В части настроек и калибровок все намного проще. Их можно изменить в любой момент. Единственная рекомендация: не молчать, если какие-то нюансы всплыли сразу после установки.

– На что обращать внимание при выборе сигнализации?

Скорее нужно отталкиваться от денег, которые вы готовы на это потратить. В сегменте сигнализаций правило "чем дороже, тем лучше" работает достаточно неплохо. Но надо признать, что отдельные бренды, на мой взгляд, все же несколько переоценены, в продаже можно найти сигнализации ничуть не хуже, но за меньшие деньги.

Выбирать сейчас приходится, по сути, из двух видов сигнализаций. Первый тип – сигнализации без обратной связи с односторонней направленностью, у которых есть только сирена и нет связи с брелоком. С точки зрения защищенности автомобиля этот вариант, конечно, не очень: много ли сейчас людей отреагируют на звуки сирены во дворе?

Второй тип сигнализаций – двухсторонние с обратной связью. Это уже те комплексы, которые поддерживают связь при помощи брелока. Их функции гораздо интереснее, пользы они приносят больше.

Как распределяется выбор водителей в таком случае?

У каждого предприятия своя статистика, но по опыту нашей СТО примерно 70 процентов покупок приходится на самые бюджетные сигнализации, а оставшиеся 30 – на дорогие. Дешевые охранные системы берут в качестве замены центральному замку, когда его нет или присутствуют проблемы с его работой, они же позволяют следить за авто с минимальным набором датчиков. К примеру, контролировать открытие дверей или отслеживать удары.

С дорогими сигнализациями все достаточно просто: водители решают, что если уже заниматься установкой сигнализацией, то выбирать лучшее. Поэтому средний сегмент с двухсторонней связью, но без того же автозапуска практически не востребован.

Ради автозапуска и покупают?

 В зимний период такая тенденция действительно хорошо заметна. Но в целом спрос более-менее равномерный в течение года. Часто установка сигнализации связана с покупкой авто, когда водители вкладываются в приобретение и стараются довести машину до наилучшего состояния.

Во-первых, это защита от "дворовых" ДТП, когда машину "притирают" и уезжают. Во-вторых, это улучшение комфорта владения. Удаленный контроль при помощи мобильных приложений, возможность отслеживать положение по GPS, GSM-модули, дожим стекол, тот же автозапуск – полезных функций хватает.

А бесполезные функции есть? Сейчас во многих сферах любят хвастать тем, что в реальной жизни оказывается ненужным.

Так или иначе применимо абсолютно все. Чем-то пользуются чаще, чем-то реже. Например, микрофон для прослушки салона. Сказать, что это бесполезно, нельзя, хотя и пользуются такой опцией в исключительно редких случаях. К подобным примерам можно отнести и функцию "антиграбитель". Она позволяет заглушить двигатель, если водителя вынудили покинуть салон, а брелок или метка остались в руках. В теории это может пригодиться, но часто ли приходилось слышать о таких случаях из первых уст?

"В современных сигнализациях автозапуск никак не влияет на защищенность авто"

Достаточно ли надежны современные сигнализации, когда речь заходит именно о степени защищенности авто?

Сигнализации далеко шагнули за последние годы. Популярная страшилка о том, что злоумышленники перехватывают сигнал с брелока и потом с легкостью угоняют автомобиль, уже неактуальна. Криптозащита улучшается с каждым годом, перехватить сигнал практически нереально. Поэтому, если речь не идет о самых дешевых сигнализациях из Китая, в защите автомобиля можно быть уверенным.

Но надо понимать, что при большом желании завладеть автомобилем угонщики сделают это в любом случае. Не станут препятствием даже полноценные охранные комплексы – их задача сделать так, чтобы на угон понадобилось как можно больше времени. Для этого идут в ход антивандальные блоки управления, перепиновка диагностического разъема, метки, спрятанные в нескольких местах, GPS-маяки. Часто такие системы разрабатываются индивидуально под автомобиль, а также могут дополняться каким-то механическими способами от угона. Комплексные системы гораздо эффективнее обычных сигнализаций, но 100-процентной защиты все равно не предоставляют.

Стоит ли бояться автозапуска? Не увеличивает ли он шансы угнать автомобиль?

В современных сигнализациях автозапуск никак не влияет на защищенность авто. Изменился даже подход к установке: теперь не надо хранить какие-то дополнительные метки иммобилайзера или чипы в автомобиле, а общение с блоком управления происходит по цифровой LIN-шине.

Помимо надежности такое решение избавляет от расходов на дополнительные модули иммобилайзера и метки для него. Ведь часто бывает, что от автомобиля есть только один ключ. Но такие системы доступны не для всех машин: чем авто старше, тем больше вероятность, что без дополнительной метки не обойтись.

Какие авто приезжают для установки сигнализации чаще других? Новые "бюджетники"? Подержанный, но все еще "премиум"?

Наверное, чаще других на установку приезжают еще "свежие" 3-5-летние автомобили. Но выделить какой-то определенный класс сложно, потому что все зависит от желания конкретного владельца и его финансовых возможностей. Редко кто будет покупать сигнализацию, когда деньги есть только на какое-то действительно необходимое обслуживание или ремонт.

Почему во дворах все еще хватает автомобилей, который периодически "достают" соседей орущей сиреной?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Сигнализации, как и любые другие компоненты авто, иногда нуждаются в ремонте. "Глюки" в работе характерны для более старых автомобилей, которые не всегда в должной мере обслуживаются. Выходят из строя датчики, со временем отказывают блоки управления, где-то сгнивает проводка – все это сказывается на работе.

Однако "доставать" соседей сигнализация может и за счет не совсем правильной настройки. Почти все датчики можно и нужно подстраивать под конкретные условия эксплуатации. При первичной настройке задаются усредненные параметры срабатывания. В дальнейшем может потребоваться повторная калибровка, потому что все зависит от условий хранения авто: будет это стоянка у оживленной дороги или в тихом дворе.

На ваш взгляд, сигнализации еще долго "проживут" на рынке?

 Процесс вытеснения сторонних сигнализаций заводскими комплексами идет уже давно. Они перекрывают большинство потребностей. К примеру, раньше множество бюджетных автомобилей не было оборудовано центральным замком – этот вопрос решали за счет установки сигнализации. Сейчас такая опция есть почти в каждом автомобиле, зачем что-то устанавливать дополнительно?

Поэтому интерес к сигнализациям постепенно снижается уже не первый год, это будет происходить и в дальнейшем. Однако вряд ли можно говорить о прогнозируемом и полном вымирании. Скорее в какой-то момент интерес к ним зафиксируется на одном уровне. Пусть опции из дорогих авто постепенно и перебираются в более бюджетные классы, но все равно они будут в чем-то обделены.