Мы бы даже рассмотрели этот вопрос чуть шире. Что собой вообще представляет данная модель и почему она не так популярна у нас, как одноклассники? Ну и главное – стоит ли вообще рассматривать ее к покупке?

Откуда родом?

В 1990-х Fiat Tipo первого поколения был достаточно распространен и уважаем на нашем вторичном рынке. Вместе с родственным седаном и универсалом Tempra он представлял собой "итальянский ответ" таким моделям, как Volkswagen Golf, Opel Kadett/Astra, Ford Escort, Renault 19 и т.д.

В его пользу говорили просторный кузов, богатое оснащение и темпераментные моторы. Последние, впрочем, оказались "горячи" во многих смыслах, в том числе и потому что банально перегревались. Не отличалась большой долговечностью система выпуска, недолго "жили" синхронизаторы в коробках, да и ходовая часть была не самой выносливой, притом что, например, рычаги приходилось менять в сборе. В общем, в части эксплуатации "итальянцы" оказались не так просты. Тем не менее многие из экземпляров дожили до наших дней, а некоторые предлагаются к продаже.  

Но новый Tipo, выпускаемый с 2015 года, это не совсем прямой наследник прежней модели. Дело даже не в разрыве поколений, ведь после прекращения выпуска в 1995 году его сменили Bravo/Brava и Marea, а затем были Stilo и снова Bravo. Формально новый Tipo также относится к европейскому С-сегменту (гольф-классу), но на деле оказывается на стыке между ним и более компактным В-классом. Новый Tipo заменяет модель Linea на базе Punto, то есть выросшую из В-сегмента. Он также выпускается на заводе Tofas в Турции и нацелен в первую очередь на рынки развивающихся стран. Ну а то, что в современной легковой линейке Fiat это самая крупная модель, – отдельная история.

Заметим, что Tipo – это лишь альтернативное название Fiat Egea, а ведь есть еще и "клон" Dodge Neon. Модель построена на платформе GM-Fiat Small Wide Platform, на которой также созданы микроминивен 500L и пикап Toro. Tipo предлагается с тремя типами кузова: хэтчбек, седан и универсал. Колесная база составляет 2638 мм, длина кузова в зависимости от модификации колеблется в пределах 4268-4571 мм. То есть по части размеров это действительно гольф-класс. Но салон собран из простых материалов, сам интерьер выглядит довольно бюджетно – сказывается позиционирование модели.

Так что, прежде чем принимать решение о покупке, советуем посмотреть Tipo "вживую", проехать на нем, чтобы представлять, как он выглядит на фоне других кандидатов. Наше мнение: если сравнивать с Ford Focus III, Opel Astra K, Renault Megane IV или Peugeot 308, то выглядит достаточно скромно.

Моторы: "прожорливые" и "обрывающие" (но не все)

Но мы же про б/у автомобиль, а как там дело обстоит с надежностью? В нашем регионе модель встречается крайне редко, но и в Европе пока особо не отметилась проблемами, возможно, в силу относительно небольшого возраста. Впрочем, производителю уже приходилось проводить несколько отзывных кампаний, связанных с риском неисправности подушек безопасности (это касалось машин, изготовленных в период с октября 2015 года по июль 2016-го, а также с 31 октября 2020 года по 9 февраля 2021-го). В остальном специфических проблем, касающихся именно Tipo, не отмечено. Но ведь автомобиль оснащается двигателями и коробками, известными по другим моделям, – и вот здесь информации больше будет.

Смысл брать Tipo с атмосферным бензиновым двигателем 1.4 FIRE (95 л.с.) есть: да, он не самый мощный, зато проверенная временем конструкция с чугунным блоком демонстрирует хорошую ремонтопригодность и надежность. Картину слегка омрачает лишь риск увеличенного потребления масла (в том числе из-за не очень удачной по конструкции системы вентиляции картерных газов), также есть вероятность, что с возрастом придется разбираться, из-за чего двигатель работает не так, как надо, – тут может быть все, начиная с дроссельной заслонки и заканчивая неисправным кислородным датчиком.

Примерно та же картина с 120-сильным турбомотором 1.4 T-Jet, который также оказался и вполне надежным, и ресурсным, разве что более "прожорливым". Но тут уже применяется двухмассовый маховик, что увеличивает стоимость замены сцепления. Также может встречаться версия на сжиженном нефтяном газе (LPG) – вот к ней стоит отнестись настороженно: велик риск больших пробегов, а если есть проблемы с оборудованием, то в первую очередь под удар попадает ГБЦ.

Также на некоторых рынках Tipo могут оснащать 1,6-литровым 110-сильным двигателем E-torQ, который может работать как на бензине, так и на биоэтаноле. Но этот вариант для нас неактуален, тем более что и не очень интересен с точки зрения растаможки.

Нельзя назвать "проходным" и 1,6-литровый турбодизель MultiJet (120-130 л.с.), хотя по своим характеристикам он подходит Tipo лучше, чем 1.3 MultiJet (95 л.с.). В любом случае стоит обратить внимание на работу системы EGR, а также на возможность регенерации сажевого фильтра. Обычно проблемы начинаются из-за специфической эксплуатации (короткие поездки, когда двигатель не выходит на рабочую температуру или работает на ней непродолжительное время, отсутствие условий для автоматического прожига фильтра), также важно подбирать моторное масло в соответствии с требованиями производителя.

А еще 1,3-литровый двигатель известен тем, что ресурс цепи привода ГРМ может составлять 150-200 тыс. км, так что важно не дотянуть до ее перескока или обрыва. На двигателе 1.6 может потребовать внимания система охлаждения: важно проверять ее на предмет отсутствия утечек антифриза и следить за термостатом. Но в целом при условии своевременного технического обслуживания оба мотора демонстрируют неплохую надежность. Главное – найти "живой" экземпляр без космического пробега. А так как модель свежая, шансы на это есть.

Коробки: "робот" не для пробок, "механика" требует внимания

Беспроблемный 6-ступенчатый "автомат" Aisin положен только 1,6-литровому бензиновому мотору, а вот с дизелем 1.6 MultiJet может идти 6-ступенчатая роботизированная коробка с двумя сцеплениями DDCT (не путать с Selespeed, которая также ставилась на модели Fiat). Основные вопросы связаны с износом сцепления (да, там стоят пакеты "сухого" типа), изредка случалось разрушение подшипника вала главной передачи – как предполагается, из-за неправильной установки регулировочных шайб на заводе. В любом случае диагностика коробки перед покупкой настоятельно рекомендуется. И в процессе эксплуатации стоит избегать "ползущего" режима, так как он ведет к ускоренному износу сцепления и перегреву.

Но большинство модификаций Tipo предлагается с механической коробкой передач: 5-ступенчатой для 1.3 MultiJet и 6-ступенчатой для остальных. Правило №1 – следить за утечками масла, правило №2 – менять масло каждый 60 тыс. км, правило №3 – не "насиловать" коробку резкими стартами и агрессивной ездой, и тогда она проживет долго и счастливо. Нарушение правил чревато проблемами с дифференциалом и подшипниками валов.

Судя по всему, вероятность крупных проблем сведена к минимуму. Использование хорошо известных агрегатов – это плюс не только с точки зрения надежности, но и вообще эксплуатации: специалисты по Fiat в стране имеются, но вряд ли в Tipo есть нечто, что потребует серьезного знания специфики итальянской техники. Разве что "робот".

Вот запчасти могут стать проблемой. Понятно, что "расходники", а также детали, взаимозаменяемые с другими моделями Fiat, Alfa Romeo и Lancia, вы найдете достаточно легко и быстро. Но, скажем, кузовщина и ряд оригинальных узлов уже придется искать, скорее всего, просто заказывать и ждать. И как раз это – одна из причин, по которой проще взять тот же Focus или Megane, которых в стране куда больше, которые все знают и на которые "все есть". Вот и весь сказ.

Есть вопрос или тема для редакции? Пишите на news@abw.by или в Telegram @abwochevidets / Viber +375-29-689-88-93