От имени Сергея расскажем вам об этом путешествии и покажем его глазами музей, который впечатляет своим размахом, обилием и разнообразием экспонатов:

– Этот год знаковый для нашей семьи и богатый на юбилеи, поэтому нам захотелось отметить его по-особенному. После долгих раздумий решили долететь до Стамбула и досконально осмотреть великий город, а затем попутешествовать по северу Турции. На Стамбул у нас была выделена целая неделя.

Не буду останавливаться на достопримечательностях и истории древнего Константинополя, ведь об этом можно рассказывать бесконечно. Лучше опишу одно интересное место, которое отсутствует в основных путеводителях.

Осматривающие бухту Золотой Рог с воды могут обратить внимание на верфь Хаскёй (Hasköy). Здесь видно скопление кораблей, какие-то самолеты и ангары. Это музей Рахми М. Коча – богача, коллекционера и мецената. Туристы нечасто сюда заглядывают, и совершенно зря.

Музей, посвященный истории транспорта, промышленности и коммуникаций, был открыт в 1996 году, хотя коллекция начала создаваться гораздо раньше. Казалось бы, что интересного может показать турецкий миллиардер? Скажу сразу: это инженерный рай, обеспечивающий технический экстаз для любителей самой разной механики. Описывать каждый экспонат не буду, остановлюсь лишь на некоторых, что сильно меня заинтересовали.

Начнем с павильона железнодорожного транспорта. Помимо паровозов, трамваев, фуникулера и вагона султана, здесь имеются очень интересные экспонаты.

Итальянская автомотриса 1930-х – FIAT Littorina ALn 56. Эдакий междугородный скоростной автобус, но ездящий по рельсам.

Данный вид транспорта был довольно распространен в Италии во времена Муссолини. С его помощью была развита сеть пассажирских перевозок внутри страны.

Литторины поставлялись и на экспорт, причем в некоторых африканских странах они используются до сих пор.

Основой долголетия послужила конструкция самолетного типа с каркасом из стальных труб и алюминиевой обшивкой. Два дизельных мотора монтировались на отдельных тележках, что обеспечивало хорошую ремонтопригодность и избавляло кузов от вибраций. Дизайн в стиле модерн, 56 пассажирских мест и скорость до 90 км/ч.

В павильоне водного транспорта обратил на себя внимание Amphicar 770.

Машина весьма интересная и неоднозначная. Спроектированная немецким конструктором Гансом Триппелем на деньги Харольда Кванда (одного из владельцев BMW) в начале 1960-х, амфибия задумывалась как универсальный автомобиль, на котором днем едешь на работу, а вечером катишь рыбачить прямо из него на любимом озере. И не надо никакой лодки – всё в одном наборе!

Основной расчет был на рынок США, ведь население там побогаче. Вот только делали всё в Европе и из доступных агрегатов. Двигатель «Триумф» на 43 л.с. оказался довольно слабым, цельнометаллический герметичный кузов – тяжелым. В результате разгон до «сотни» занимал… 43 секунды, максимальная скорость на суше – 70 миль в час, на воде – 7 миль в час. Эти цифры были отражены в цифровом индексе модели. Стоила амфибия как новехонький «Мустанг». В общем, для основного потребителя машина оказалась дорогой, а богатая клиентура могла себе позволить и лодку, и автомобиль без компромиссов. У машины были отдельные почитатели, например, президент США Линдон Джонсон. Большой шутник, он любил пугать гостей своего ранчо, разгоняясь с горки к озеру с криком: «О боже, у меня отказали тормоза!»

Следующий павильон – паровой техники.

Тут просто глаза разбегаются! Паровая карета Malden Steam Car.

На табличке указан 1898 год. Правда, поискав более подробную информацию, выяснил, что данные аппараты производились с 1902-го по 1903 год, их было всего несколько штук. Настоящий раритет!

Вызвал интерес и трактор Aultman-Taylor. Довольно известная компания начала прошлого века первой применила коническую передачу. Вся эта махина развивает 25 л.с.:)

Одним из последних выпускавшихся паровых монстров можно считать асфальтовый каток 1930-х годов от английской фирмы John Flower & Co.

Эта фирма известна прежде всего тем, что именно она в 1900 году произвела на базе своего трактора первый в мире броневик для перевозки солдат и боеприпасов.

Отмечу еще экспозицию пожарных автомобилей.

На втором этаже павильона – выставка мотоциклов и карет.

И конечно же, павильон автомобилей.

Стоит сразу сказать, что экспозиция периодически меняется, не все машины помещаются на выделенных площадях.

Их разнообразие просто поражает. От первой коляски Бенца (реплика)…

… до машин 1970-1980-х годов.

Проходим мимо россыпи Ford Model T в разнообразных модификациях.

На чем бы остановиться? Вот, пожалуй, достойный экземпляр – Cadillac Runabout, или Model A 1903 года.

Это самая первая модель легендарной марки, которую в 1902 году возглавил Генри Лиланд. Пикантность ситуации в том, что компания была создана не с нуля, фактически это переименованная фирма Генри Форда, из которой тот ушел в 1901 году после финансового провала. Взяв в название фамилию первого мэра Детройта, Лиланд вывел марку на новый уровень. За первый год продав 2238 машин и выручив 1,8 млн долларов, Cadillac прочно встал на ноги и занимает второе место в списке старейших автомобильных компаний. Машина запомнилась участием в гонке на надежность «1000 миль», где заняла первое место.

А вот интересный грузовичок Albion A10 Mk1.

Сделала его шотландская фирма, выпускавшая в начале прошлого века грузовики и автобусы и поставлявшая свою продукцию в том числе британской армии. Причем эта машина – в санитарном исполнении, да не простом, а с рентгеновским аппаратом.

1917 год! Машина полностью рабочая, осмотреть можно всё, даже днище со всеми механизмами через закрепленные зеркала. Фантастика!

Сложно выбрать что-то из этих великолепных автомобилей.

Множество из них – со своей историей. Например, этот Fiat Zero.

Помимо того что их всего было выпущено 2 тысячи единиц, так еще этим авто пользовался Мустафа Кемаль Ататюрк, первый президент Турецкой республики.

Ряды машин европейского производства: Mercedes, Rolls-Royce, Jaguar, Bentley.

Хватает и машин попроще, но не менее знаковых.

Из них выделю Ford Anglia 105E.

Да, это тот самый автомобиль, что участвовал в съемках фильма о Гарри Поттере.

Машина сконструирована в конце 1950-х годов в британском центре исследований и разработок Ford, только открывшемся в то время. Дизайн курировал Элвуд Энгель. В результате получился двухдверный седан в модном аэрокосмическом духе. Для своего времени машина выглядела шикарно: хром, козырьки над фарами, «плавники», отрицательный наклон заднего стекла, электрические стеклоочистители, варианты двухцветной окраски – и всё это за вполне вменяемые деньги. В технической части всё значительно проще: литровый 39-сильный мотор, 4-скоростная КПП и масса 737 кг.

Тем не менее в 1962 году этот автомобиль участвовал в рекордном заезде на кольце Монфлери близ Парижа, где в течение недели безостановочно гнал по треку, установив 6 мировых рекордов для автомобилей с двигателем до 1 литра и показав среднюю скорость 134 км/ч. Существовал еще и вариант в кузове универсал.

Машина была довольно популярной, общий тираж выпуска превысил миллион единиц.

Далее мы видим целую россыпь американских машин: Lincoln, Buick, Ford, Cadillac.

Опа! Studebaker!

Правда, не совсем. Если быть точным, это Avanti II, выпущенный уже после банкротства фирмы. Фактически эта модель «похоронила» Studebaker, который к началу 1960-х и так едва стоял на ногах. Стеклопластиковый кузов, V8, просторный четырехместный салон, куча опций.

Машину позиционировали как конкурента Chevrolet Corvette. Провал был эпическим: за 1962 год было продано 1200 автомобилей против 20.000 тех же Corvette. В 1963-м фирмы Studebaker не стало. Но! У машины нашлись поклонники в лице братьев Альтман. Они выкупили права на производство модели вместе с заводом, где ее и выпускали. Со слегка перекроенной под моторы Chevrolet конструкцией в 1964 году под маркой Avanti II машина вышла в свет. Стоит отметить, что Альтманы, трезво оценив свои возможности, ограничивают выпуск 300 единицами в год. И дело пошло! Потихоньку, меняя моторы, коробки и «начинку», модель производили без существенных изменений до 1985 года. Но и впоследствии, как птица Феникс, Avanti периодически появлялся на рынке.

Не факт, что эта экзотическая модель не возродится вновь.

В музее есть и экспозиция с машинами, выпущенными в СССР.

И это еще далеко не всё, что здесь можно посмотреть. Корабли, паровозы, самолеты, есть даже буровая установка.

На территории музея имеется небольшая зона с магазинчиками и кафе в стиле старого Стамбула.

Смело закладывайте полдня, а лучше день на осмотр всей экспозиции. Далеко не все жемчужины этой огромной коллекции я здесь описал. Экстравагантный богач собрал множество разных редкостей, от детских игрушек до двигателей для фуникулеров. В сущности, в музее представлено всё, что ездит, летает, плавает (есть целая экспозиция судов и паромов). Меня особенно тронул тот факт, что коллекция продолжает развиваться и пополняться, дело Рахми М. Коча процветает, люди передают свои собранные редкости в дар прекрасному музею.

Рекомендую. Путешествуйте с удовольствием!

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!