«Сейчас 99% новых автомобилей – это китайские бренды»

– «Моторшоу» – бренд настолько легендарный, что воспринимается, как история из детства. Почему решили вернуть эту выставку?

– Сейчас много кто говорит, что с детства ходил на «Моторшоу». Дети превращаются во взрослых, начинают интересоваться новыми машинами, и к этой истории надо очень бережно относиться.

Последняя выставка на сегодня была в 2013 году. Многое с той поры ушло в интернет, даже мировые презентации и выставки. Немало разговоров ходит – мол, зачем это нужно. Собственно говоря, прошло 11 лет и выросло целое поколение маркетологов, которые не работали в таком формате. В прошлом году была первая попытка вернуть этот метод. Мы посчитали уместным дать людям сигнал, что новые машины здесь, специально собраны на одной площадке.

– В прошлом году под репортажем с «АвтоЭкспо» были комментарии в стиле «так там одни «китайцы», что смотреть».

– Ситуация на автомобильном рынке поменялась. Конечно, можно бойкотировать то, что все продают сейчас, и то, что ездит по улицам. Но если сейчас 99% новых автомобилей – это китайские бренды, и людям надо покупать машины – что тогда?

В Европе и вообще во всем мире в выставках участвуют сами заводы. У нас есть BELGEE. Но, по сути, на выставке работают дилеры, которые хотят показать и продать машины. Конечно, они тоже, как и везде, хотят чем-то удивить, поразить какой-то новинкой.

– Чем возрожденное «Моторшоу» будет отличаться от прошлогоднего «АвтоЭКСПО»?

– Вообще «АвтоЭКСПО» должен был пройти совершенно в другом формате, без стендов. Мы сперва даже не представляли, сколько машин есть! Когда поняли, решили полностью заполнять Футбольный манеж, и это начало напоминать «Моторшоу».

Второй момент – это то, что на стендах шли презентации. Сувениры, подарки, розыгрыши – в прошлом году успели как-то частично захватить это. Не скажу, что в этом году идет прямо строительство стендов. Раньше привозили заводские стенды, условно говоря, была поддержка заводов. Сейчас, когда дилеры все делают в одиночку, они очень аккуратно обращаются с инвестициями.

В этом году надеемся, что наши участники более качественно подготовятся к демонстрации себя, но со своей стороны мы тоже там нашли пару фишек, которые, надеюсь, очень порадуют посетителей. К примеру, мы разыграем автомобиль, а еще впервые будет розыгрыш игровой приставки среди детских билетов, и это помимо всяких квестов. Что важно: выставка будет работать до 21:00. Все-таки «Моторшоу» ориентировано на комфортное посещение.

– На «Моторшоу» приходят не только те, кто хочет сравнить новые машины в одном месте и что-то купить, но и просто интересующиеся, и даже дети. Как относитесь к такой публике?

– Понятно, что не все приходят купить автомобиль. Но помню разговор с одним из тележурналистов. Он говорил, что ребенком побывал на «Моторшоу», и его пустили посидеть в Skoda. И потом, когда он выбирал первую машину, это была именно Skoda – то есть он настолько был впечатлен, как к нему тогда отнеслись.

Мы же не поставим на входе детектор – «я никогда не куплю машину». Опять же, пример: приходит семейная пара. Они, может, и не думают о покупке новой машины. Но на выставке они посмотрят на автомобили, посидят в салоне, ощутят запах новой машины, увидят какое-то финансовое предложение – и задумаются. То есть «Моторшоу» меняет сознание, зарождает «хотелку».

«Из каждого угла постоянно кто-то ревел в микрофон»

– Помните, как продвигали первое «Моторшоу»?

– Дело было в 2001-м. Чтобы прорекламировать выставку, мы скупили все растяжки над проспектом. Сейчас так не сделаешь, это запрещено. Мы использовали все возможные инструменты. Например, взаимодействовали с радиостанциями. Диджеи каждый день озвучивали так называемые читалки, в которых говорилось, что будет на выставке и сколько дней осталось до открытия «Моторшоу».

Сейчас все развилось, но стало как-то грубее, что ли. Ушли те возможности, но я не жалуюсь. Плюс тогда не было интернета. С одной стороны, это огромная ниша для продвижения, но нужно понимать, как распределять бюджет и что правильно создавать.

В городе сейчас безумное количество рекламы разных брендов и услуг. Раньше кроме рекламы «Моторшоу» можно было ничего другого и не увидеть, а сейчас множество других предложений – и даже если поставить 50 билбордов выставки, они все равно сольются с общим фоном.

Мы организовывали «Моторшоу» в Уручье. На первых порах было сумасшествие: все кричали, дилеры спорили, где кто хочет разместить стенд. А во время первого «Моторшоу» постоянно из каждого угла кто-то ревел в микрофон! Пришлось вводить правила, которые действуют до сих пор.

– «Моторшоу» после 2013 года стало на паузу. В 2018-м была попытка реинкарнации в формате выставки «Время кроссоверов», которая вышла весьма неоднозначной.

– Во-первых, там была маленькая площадочка. И что такое кроссоверы? Сейчас для нас это как само собой разумеющееся, их покупают чаще, чем седаны. А тогда это был перелом на рынке, я предложил формат, который финансово мог бы сработать.

Вообще в выставочном деле есть такая история: когда устраиваешь новую выставку, то нужно 5 лет, чтобы выйти на определенный уровень. В первый год идеально сильно не «заминусоваться», а потом выставку надо раскручивать. Мы попробовали «Время кроссоверов» в 2018-м, а затем случилась просадка по бизнесу у дилеров. Это всегда очень сильно сказывается.

«Идея ё-мобиля очень быстро пошла не туда»

– Для вас лично «Моторшоу» – это бизнес, праздник или еще что-то?

– Это, конечно, дело жизни и праздник. Апофеозом стала выставка в 2013 году, которая проходила в «Минск-Арене». Площадь та же, но за счет трибун появляется своя специфика: заходишь сверху и сразу видишь всю экспозицию. Смотрелось просто «вау»! Казалось, что сделал что-то фантастическое, просто скачок в небеса.

Для дилера выставка – это всегда задача продать автомобили. Но на любом автошоу проходит обмен энергией, постоянное общение. В конце дня вы можете быть опустошены, но это такая очень позитивная опустошенность, именно от того, что стараешься решить вопросы и задачи каждого.

– Проведение «Моторшоу» – это в какой-то степени тоже автомобильный бизнес. Как вы попали в это дело?

– После университета работал в рекламном отделе газеты «Белорусский рынок». У нас было новшество: мы начали формировать сводные таблицы по продаже компьютеров и стали заниматься рекламой как таковой. И вот именно в это время, занимаясь рекламой, я познакомился с Геной Лашковым, литовцем, он в Беларуси продавал машины. У него возникла идея: мол, давайте сделаем выставку, я вам машин нагоню, а вы их прорекламируете. И вот так я соединился с этой темой с 1992 года и больше не выхожу из нее.

А еще в детстве я мечтал быть водителем такси, потому что очень хотелось водить машину. Вроде бы идешь на работу, а тебе там дают управлять автомобилем! Но жизнь распорядилась таким образом, и я ей благодарен.

– Кстати, а какая машина у вас была первой?

– Это был новый автомобиль, Peugeot 605. Сейчас я езжу на Land Rover Discovery. Цепочка моих автомобилей прошла полный путь до Bentley Bentayga, но потом ее «замечательный» коронавирус перемолол.

– Вы успели поучаствовать не только в выставочном деле, но и в пиаре небезызвестного ё-мобиля. По прошествии стольких лет есть понимание, почему этот проект не взлетел?

– Были разные персонажи и люди, которые вели этот проект. Андрей Бирюков являлся паровозом, который это тянул. Он нашел подход к Михаилу Прохорову. Первая идея, которая была ему подана, – это изготовление простого автомобиля. Причем первые скетчи, которые туда повезли, напоминают нынешние машины на искусственном интеллекте, у которых не разберешь, где передняя часть, а где задняя.

Вся машина была концептуально построена на удешевлении. И эта идея Михаилу Прохорову понравилась. Пошел этот «движ» с минскими ребятами, родился бренд. Но идея очень быстро пошла не туда. Простоту попытались превратить в суперинновационность. Ё-мобили были как современные последовательные гибриды – заливаешь бензин, а едешь на электромоторах.

Помню, Анатолий Чубайс на презентации подошел и говорит: «Слушайте, у вас тут инновации на инновациях и инновациями погоняют. Когда их как бутерброд налеплено, то ничего не получится». И он как в воду глядел, собственно говоря. Потом, когда пошли испытания на полигоне, оказалось, что расчеты оказались не совсем такими, как было задумано.

Идея была прекрасной, но родился совсем не тот продукт. Хотя для меня это был огромный опыт, очень было интересно в нем работать: Москва, пресс-конференции, презентации, экономические форумы, первым лицам возились эти машины, по городам России ездили…

«Сейчас «серых» дилеров стало огромное количество»

– Возвращаемся к нашим реалиям. Нынешний рынок новых машин в Беларуси – это Geely/BELGEE против остальных?

– С одной стороны, есть такое мнение, хотя надо понимать, что в прошлом году доля BELGEE была под 80%, а сейчас на уровне 50%. Однако в количественном выражении BELGEE продает больше, чем в прошлом году.

За прошлые годы никогда такого не было, чтобы каждый новый месяц продавалось больше, чем в предыдущий. BELGEE – молодцы, возможно, им где-то легче, чем-то остальным брендам. Но у нас и другие марки сборки придумывали, и что-то ничего не получалось...

Наш рынок – это, с одной стороны напряженно, но есть и элемент дружественности, насколько она может присутствовать. Все работают вместе, обсуждают вопросы, в том числе BELGEE как член БАА.

– Часто упрекают, что сейчас среди новых машин продается один «китай». Это данность, к которой нужно привыкнуть?

– Однозначно. Людям, которым сейчас надо купить новую машину, вообще не надо париться. Понятно, что раньше мы ездили на тех машинах, а потом произошла пертурбация и стали ездить на этих. Но ведь европейские, корейские и японские автопроизводители с нашими дилерами и импортерами в большей своей части как были в хороших отношениях, так и остаются. Просто они вынуждены следовать санкциям. Но когда-нибудь их снимут, и произойдет перезагрузка.

Другое дело, что к тому моменту рынок займут китайские бренды. Будет интересно посмотреть, с какими ценами «старые игроки» зайдут сюда и каково им придется.

– Белорусы уже свыклись с новыми китайскими машинами?

– Стереотипов хватает. Но люди смотрят друг на друга. Может, сосед и умолчит, что в его «китайце» что-то скрипит, скажет, что все нормально, отлично и он наслаждается. Вообще позитива хватает, как, думаю, хватает и негатива. Но и с новым немецким «премиумом» тоже можно было хапнуть проблем, и там бывало даже больнее, учитывая стоимость машин и обслуживания. Думаю, еще год-два пройдет, и люди привыкнут к «китайцам».

– Еще пару лет назад было заметно, что 140-й указ – это больная тема для БАА и дилеров. Сейчас, с учетом проблем с пригоном машин, проблема уже не так актуальна?

– Ситуация все равно для дилеров непонятна, им бы хотелось честного рынка. Если 140-й указ рассчитан на помощь инвалидам, многодетным семьям, то нужно, чтобы это реально так и было.

Сейчас же движение на Россию уменьшилось, потому что там ввели свои ограничения. Возможно, белорусским дилерам от этого не так больно, как раньше. Но хочется большей четкости формулировок в указе.

– Интересно, что нынешняя ситуация на рынке возвращает забытые термины. Например, «серые» дилеры.

– Сейчас «серых» дилеров стало огромное количество, точнее компаний, которые готовы пригнать автомобили. Конечно же, хватает разных историй, и сейчас известно, что идут суды по неправильной растаможке. Простому гражданину в это очень сложно вникнуть.

Многие «серые» дилеры пытаются заключать контракты, «отбеливать» себя. Это так. Да, иногда это контракты с каким-нибудь дистрибьютором из России или откуда-то еще. Но это раньше красиво было, мол, у тебя контракт с заводом, все хорошо. А теперь и у официалов-то иногда контракты просто с российским или каким-то другим дистрибьютором.

– Что сейчас происходит на рынке электромобилей и что с ними будет?

– Мое мнение: когда снимут льготу, «электричек» перестанут покупать в таком количестве. Сейчас их берут «на движе», на них маленькая цена. Конечно, если есть частный дом, то вопросов нет, тем более если машина куплена официально и есть сервис.

Но прибавим на электромобиль 50% стоимости и все сразу же встанет на место, все опять кинутся на авто с ДВС. Электромобиль станет дорогой игрушкой.

Еще есть подводные камни, которые никто не исследовал. Электромоторы – это электромагнитное излучение. Достаточно ли в нынешних машинах защиты от него? Об этом пока никто не задумывается.

– Идеальная машина для белорусов на сегодня?

– Дизельная! Как всегда говорит мой друг, а дизель есть?

Я когда-то сам ездил только на бензиновых автомобилях, для меня дизель был презрительной историей. Но в начале 2000-х в моей жизни появилась четырехлитровая дизельная Audi. Дизель не было слышно, а та тяга, которую он давал, и тот расход… Заправлялся не раз в неделю, а раз в две.

Когда мы устраиваем голосование за «Автомобиль мечты» на «Моторшоу», то всегда выигрывает какой-нибудь премиум. Но кто бы за что ни проголосовал, а сядет он или она в свою машину. Например, если у тебя семья, то будешь искать какой-то минивэн или похожие машины. Но вот почему-то эта история – «а есть ли дизель, а бывает ли дизель?» – этот вопрос остается до сих пор.