Но вот незадача - категории "D" у наших журналистов, увы, нет. Поэтому мы выбираем другой путь - едем к маршрутчикам. Кто, как не они, знает все нюансы городских и пригородных автоперевозок, проводя две трети жизни за рулем и на автовокзалах в ожидании очередной партии пассажиров. И кому, как не им, лучше знать, какой должна быть машина, претендующая на роль маршрутки или пригородного микроавтобуса.

Автостоянка на Привокзальной площади - первый пункт нашего маршрута. Здесь ГАЗелей нет - здесь царство подержанных Iveco, Volkswagen, Ford. Со стороны - бардак бардаком. Все смешалось: люди, машины, общественный транспорт. Но в этом всем есть свой порядок. Найти желающих оценить новинку удалось не сразу: у маршрутчиков время - деньги, каждый пассажир на счету. Тем не менее несколько перевозчиков машиной заинтересовались.

Взращенные на "бэушке" частные пассажироперевозчики на новое авто смотрят с опаской, но очень профессионально. Обилие мест для пассажиров, наличие второй двери, турбодизель Cummins, удобное место водителя с перегородкой они сразу относят к плюсам автомобиля. Стоит заметить, что на этой стоянке в основном сосредоточены труженики междугородных пассажироперевозок, где перегородка оплате не помеха.

Отсутствие места для багажа, узенькие пассажирские сиденья и узкий проход между ними, напротив, вызывают нарекания. А информация о стоимости газовского микроавтобуса - минимум 330 млн бел. рублей по факту на ноябрь 2014 года - сразу гасит едва появившийся огонек в глазах. В наших реалиях такую сумму "отбить" будет весьма непросто. 

И уже не радуют ни три дополнительных места для пассажиров, ни экономичный и надежный мотор. Малому бизнесу как воздух нужны простые и выгодные финансовые инструменты для приобретения подобного транспорта. Осилить такую покупку за свои кровные смогут лишь единицы, и вряд ли их выбором будет ГАЗ.

Следующая остановка - в месте стоянки микроавтобусов, перевозящих пассажиров в Узду. Отзывы практически те же, но появляется вопрос о полной массе автомобиля. Табличка на стекле гласит 4252 кг, то есть здравствуй, BelToll, со всеми вытекающими последствиями. И снова балл мимо пассажирской ГАЗели.

Неподалеку остановка, где осуществляется посадка пассажиров на рейс. Судя по взглядам людей, стоящих на ней, им ГАЗель заочно нравится. Большие стекла, огромный и, что весьма важно, теплый салон, обилие поручней для коротких поездок по городу, отсутствие людей в салоне с новехонькими сиденьями для человека, ожидающего на легком морозе общественный транспорт, почти рай. 

Снаружи городская маршрутка - из серии "то, что доктор прописал". Но стоит сесть на сиденье, как понимаешь, что пассажиры будут сидеть здесь плечом к плечу, особенно зимой, когда все облачены в верхнюю одежду. Им, конечно, не привыкать, но в тех же переоборудованных Sprinter и Сrafter, где мест меньше, все куда уютнее, даже с учетом того, что после местного "тюнинга" и "улучшайзинга" их увешанные шторками салоны больше напоминают берлоги зажиточных медведей.

Далее двигаемся на Дружную. Застаем здесь три маршрутки: одна междугородняя, две городские. Водители рассматривают пассажирскую ГАЗель с интересом, и это несмотря на то, что их "лошадки" имеют трехлучевую звезду на капоте. И вновь во главу угла ставится количество мест. Не удивительно, ведь каждый пассажир - это деньги. Желающих воспользоваться маршруткой нынче хватает. Но цена новинки, по мнению владельцев маршруток, высоковата, даже с учетом того, что это новый автомобиль. 

"В РФ Sprinter в новом дизайне с пробегом 300 тысяч можно приобрести за эквивалент 25.000 долларов. До пробега 500 тысяч он больших хлопот не доставит. Если и доставит, то запчасти есть, ремонтников хватает. А потом его еще и продашь за 15.000-16.000. ГАЗель хоть и новая, и гарантийная, но хлопот с ней хватит. Мы все через ГАЗели прошли и знаем о них не понаслышке", - говорят перевозчики и просят поднять капот.

"Мотор вроде нормальный. А что с задним мостом? На прежней ГАЗели 70-90 тысяч пробега были максимумом для городской эксплуатации, - продолжают они. - Для загородных поездок она не очень пойдет, да и дачникам свой скарб здесь положить негде, а вот в городе, если на нормальном маршруте работаешь, подобная машина может заинтересовать.

Ценник, эквивалентный почти 30.000 долларов, окупится только через 3-4 года. Тут и двухлетняя гарантия закончится, и "болячки" газовские полезут. А на "вторичке" за нее и половины цены не дадут с пробегом 300-400 тысяч. Вот такая у нас арифметика".

Спорить сложно. Эта новинка для частника уже далеко не та ГАЗель, которую новой покупали за 8-10 тысяч долларов, дооборудовали, нещадно эксплуатировали 3-4 года и продавали за 3-4 тысячи либо вовсе сдавали в утиль. Нынче государство жмет налогами, контролеров больше, чем работающих, а деньги из ниоткуда не берутся.

Вот и считают люди каждую копейку, по-прежнему отдавая предпочтение "бэушке" полной массой до 3,5 тонны с более гуманным ценником. Ну а участь новинки, вероятнее всего, крупные компании-перевозчики, имеющие парки от 5 машин и доходные маршруты, либо организации, нуждающиеся во вместительном микроавтобусе для перевозки персонала. 

Вполне возможно, что новинка найдет своего покупателя и в междугородных перевозках, на маршрутах, где гонять МАЗы нерентабельно, но опять же не у частника.

Создатели газовского микроавтобуса, вне всяких сомнений, в эволюции прежней ГАЗели шагнули далеко вперед, но и рынок не стоял на месте. Будь новый автомобиль доступнее, круг его покупателей мог бы быть гораздо шире. Однако пока в реальной жизни в этом сегменте побеждает "бэушка", уже не нокаутом, но по решению судей, мнение которых мы представили выше.

По нашей информации, на данный момент у дилера в наличии всего одна машина, стоимость составляет 357.400.000 рублей. Прайс-лист на автомобили из следующих поставок пока неизвестен.

Юрий ЛИХУТА
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY