Давайте обратим внимание хотя бы на одну строчку в таблице технических характеристик. Полная масса - 56 т. Вполне сопоставимо с "начальным" БелАЗом. Правда, здесь имеется в виду не полная масса самого самосвала, а полная масса самосвального автопоезда. Но все равно впечатляет. 

Речь о топовой сельхозсцепке Минского автозавода МАЗ-6501А8-325-000 "Колос" + МАЗ-856103-010. Название не выговорить, не запомнить, но такова давняя и, видимо, неискоренимая традиция МАЗа. Длина этой сцепки - больше 20 м, шесть осей, высота сопоставима с автобусом. Зачем нужны такие гиганты?

Дело в том, что размеры агрохозяйств и "валовый" выпуск их продукции могут различаться примерно как объемы деятельности маленькой частной пивоварни и гигантского пивзавода. Есть сельхозугодья, где площади посевов измеряются сотнями квадратных километров. Соответственно и "выход" продукции там в тысячах, а то и десятках тысяч тонн. Естественно, и сельскохозяйственные самосвальные сцепки там работают не поодиночке, а командами из сотен, а то и тысяч игроков. Это сложно, но вполне реально представить.

Классический пример - гигантские плантации подсолнечника в Украине или Краснодарском крае. Как раз для таких агроцарств и создан самосвальный автопоезд МАЗ-6501А8-325-000 "Колос" + МАЗ-856103-010.

Но не только под огромные объемы перевозок создаются такие машины. При их проектировании учитывается еще и особая технология разгрузки. А объемы грузооборота на зернохранилищах могут исчисляться уже даже не десятками тысяч тонн. На таких объектах самосвалы и самосвальные автопоезда разгружаются не сами, а с помощью специальных устройств, так называемых станций приема зерна.

Выглядит это примерно так: самосвальный автопоезд заезжает на специальную рампу, прочно фиксируется на ней, затем с помощью мощной гидравлики рампа наклоняется, а вместе с ней наклоняется весь автопоезд. Дальше зерно или масличные культуры попадают в приемный бункер, откуда уже по системе ленточных конвейеров распределяются для хранения или дальнейшей перегрузки/транспортировки уже по железной дороге. Такой зерноконвейер в период уборочной страды работает круглосуточно, а автомобили, на которых привезли зерно, могут выстраиваться в километровые очереди. Именно поэтому важнейшее значение приобретают грузоподъемность и грузовместимость, естественно, в рамках допустимой нагрузки на ось и разрешенной габаритной длины. А поскольку сельхозпродукция - груз относительно легковесный, то исходя из этих факторов и создаются такие гиганты.

Несколько слов о конструкции МАЗ-6501А8-325-000 "Колос" + МАЗ-856103-010. Как мы уже упоминали, полная масса автопоезда составляет 56 т. Распределяется она следующим образом: 31 т - на самосвал-тягач, 25 т - на прицеп. Грузоподъемность автомобиля и прицепа одинаковая - 20 т. То есть в сумме грузоподъемность автопоезда составляет внушительные 40 т. Двигатель - ЯМЗ-658. Передняя подвеска автомобиля малолистовая рессорная, задняя - рессорно-балансирная. Подвеска прицепа полностью пневматическая. 

Конструкция шасси самосвала-тягача в области ходовой части, в общем-то, хорошо известна и достаточно традиционна, поэтому подробно останавливаться на ней не будем, а вот о конструкции прицепа-платформы поговорим более детально.

Оси у прицепа - трубчатого сечения с барабанным тормозным механизмом. Эти оси предусматривают установку односкатных дисковых колес. Рабочая тормозная система пневматическая, двухпроводная с ABS. Стояночная пневматическая тормозная система действует через пружинные энергоаккумуляторы на колодки рабочего тормоза второй и третьей осей. Пневматическая подвеска состоит из листовых опор, пневмобаллонов, амортизаторов. Кран управления пневмоподвеской расположен с правой стороны по ходу движения. Датчики ABS установлены на первой и третьей осях.

Теперь несколько слов о том, что делает этот самосвальный автопоезд особенным, - о самосвальной платформе. Платформы автомобиля и прицепа во многом унифицированы, но отличаются длиной и количеством откидных бортов.

Итак, конструкция платформы обеспечивает возможность разгрузки на правую боковую сторону и назад на разгрузочной площадке. Платформа представляет собой сварную конструкцию, которая состоит из основания и надстройки, состоящей из переднего борта, левого неоткрывающегося борта, съемных боковых правых и задних бортов, средних и задних приваренных стоек, каркаса и тента.

С правой стороны платформа прицепа имеет четыре (автомобиля - три) пары открывающихся бортов, состоящих из нижнего борта с верхней навеской и верхнего борта с боковой навеской. При разгрузке на боковую сторону или назад верхний борт закреплен стационарно посредством запоров и специального фиксатора. 

Как видим, конструкция самосвальной платформы здесь достаточно сложная. Все эти ухищрения нужны, напомним, для соблюдения высокого ритма работы и с учетом особенностей станций приема зерна. Но в этой модели учтен еще один интересный нюанс - возможность загрузки в кузов европалет с помощью вилочного погрузчика. Для этого и сделана дополнительная боковая навеска у откидных бортов. Таким образом, сельскохозяйственная самосвальная сцепка в "несезон" может работать как магистральный автопоезд и возить грузы на европоддонах. 

Есть у Минского автозавода и другие вариации больших "сельхозников". Например, МАЗ-6501В9-420-031 - модификация с двубортной системой разгрузки.

Здесь МАЗ-6501В9-420-031 показан в "боевом" положении. Хорошо видны два подъемных гидроцилиндра.

Так выглядит пространство внутри кузова МАЗ-6501В9-420-031.

Это еще одна вариация большого "сельхозника" Минского автозавода - сельскохозяйственный автопоезд МАЗ-6501В9-471-031 + МАЗ-856102-010 для перевозки клубневых культур.

Поскольку некоторые хозяйства в больших количествах выращивают не только зерно, для них в линейке МАЗа есть "максимизированные" решения. Отличаются эти машины конструкцией навесных бортов, объемом кузовов и учитывают особенности разгрузки на специализированных приемных станциях. Важно отметить, что к каждому самосвалу существует и прицеп с аналогичной по свойствам надстройкой. 

Дмитрий ГЛАДКИЙ

Фото автора 
ABW.BY

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!