В 9.55 у ворот военной части в пос. Новоколосово свободных мест на парковке практически нет. На КПП очередь из желающих посетить выставку и присмотреть себе что-нибудь из высвобождаемых армией материальных ресурсов. Каждый гражданский визитер в часть попадает по пропуску.

Преодолев КПП, все или, как выяснилось позже, почти все потенциальные покупатели отправляются в огромную палатку на мини-брифинг, в ходе которого их знакомят с правилами торговли на подобных выставках. Они, по словам завсегдатаев таких мероприятий, могут слегка отличаться в зависимости от места проведения выставки-продажи. 

В случае с Новоколосово алгоритм работы следующий: брифинг, осмотр выставочной экспозиции, где демонстрируется не вся предлагаемая техника, а лишь ее образцы, и информация о количестве выставленных на продажу экземпляров, оформление документов на покупку, оплата и вывоз приобретенного имущества. 

Физлица в теории могут управиться за один день, но это в теории. Ввиду того что высвобождаемые материальные ресурсы (ВМР) в армии признаны негодными для дальнейшей эксплуатации, потенциальные покупки осматривать рекомендуется с пристрастием. На эту процедуру дается три дня. После оплаты у покупателя есть еще 15 дней на то, чтобы вывезти приобретенное с территории части. На все проданные экспонаты оформляются ТТН-1 и ТТН-2, а на транспортные средства еще и акт технического состояния.

Чем торговало предприятие "Белспецконтракт" в Новоколосово, предстояло узнать на выставочной экспозиции. Пока шел брифинг, мы отправились именно туда, где были выставлены образцы предлагаемой на продажу техники, а также отдельные узлы и агрегаты служб ракетно-артиллерийского вооружения (РАВ).

Эксклюзив в виде покрышек и колес, произведенных во времена Л.И.Брежнева, поначалу интереса ни у кого не вызывал. Покупать резину, пролежавшую на складах 2-3 десятка лет, имеет смысл только либо из-за дефицитной размерности, либо для купальского костра. Свои рабочие качества она давно утратила, невзирая на сохранившийся рисунок протектора.

Представленные далее силовые агрегаты для первых посетителей, как и я, не дождавшихся окончания брифинга, судя по всему, были куда интереснее. На периферии у рачительных хозяев все еще эксплуатируются 52-е ГАЗоны, и почти новый мотор для такой машины лишним не будет.

Армейские электроустановки - идеальный выбор для мест, где есть проблемы с электроснабжением. И 10 кВт, и 100 кВт в хозяйстве или на стройке не помешают, пока не подведут электросети. Отсюда и повышенный интерес посетителей. В случае с АД-10-T/230-М за 5 млн рублей покупатель получает возможность в полевых условиях обеспечивать свое оборудование трехфазным током с напряжением 230 B. Расход топлива подобного агрегата - 4,5 л/ч. 

Дальше экспонаты еще интереснее. Зачем в Беларуси кому-то может понадобиться 10-тонный БТР-60 с 7-9-миллиметровой броней и снятым вооружением, можно только догадываться. Силовая установка этого бронетранспортера включает два рядных бензиновых 90-сильных мотора ГАЗ. В случае повреждения одного из них БТР способен двигаться на втором ДВС. В дополнение к этому "шестидесятка" может плавать со скоростью до 8 км/ч, развивать на суше до 80 км/ч. Запас хода БТР-60 - 500 км при объеме топливных баков 290 л. 

Понравившаяся военным своей живучестью силовая установка с двумя моторами после снятия машины с производства в 1987 году была признана не очень удачной из-за проблем с синхронизацией работы силовых агрегатов, да и 70-й бензин, на который рассчитаны моторы БТР-60, тоже нынче не сыскать. В итоге все чаще обладатели подобных машин оснащают их куда более экономичным дизельным мотором, что требует существенных изменений в конструкции. Казалось бы, хлопотно, да и зачем, но уже в первые часы работы выставки были выписаны счета на три БТР-60. Цена - всего 80 млн руб./шт.

Следующий интересный экспонат, вернее, экспонаты выставки - полевая артиллерийская ремонтная мастерская ПМ-2-70, в составе которой за почти 160 млн рублей предлагалось приобрести ремонтно-слесарную МРС-АР и ремонтно-механическую МРМ-М1, мастерские на базе ЗИЛ-131, транспортную машину ЗИЛ-131, сварочный агрегат и передвижную электростанцию. 

Основная ценность подобного приобретения - оборудование: кран-стрела на 1,5 тонны, пресс с усилием 10 тонн, токарный, фрезерный, шлифовальный и сверлильный станки, слесарные верстаки, вместительная палатка и даже кузня. 

Не говоря уже об инструменте и прочих необходимых для ремонта принадлежностях. И все это способно работать автономно в поле. Было бы топливо, которого, увы, 131-е ЗИЛы потребляют немало.

Отдельные автомобили из подобных комплексов куда доступнее. Так МРС-АР можно было приобрести без малого за 65 млн руб., а радиомастерскую КРАС-1 РШМ - за 78,8 млн. Но шасси - опять-таки "прожорливый" бензиновый ЗИЛ-131 6х6, пусть и с пробегом всего 500 км. 

Хотите машины доступнее? Они тоже были. Целый ряд шасси ГАЗ-66 предлагался по 18 млн/шт. Увы, какая цена, такие и машины. И дело тут даже не в бензиновом моторе и приличном "аппетите", а в состоянии кабин, которые время не пощадило.

Легкое касание пальцем металла - и становится понятно, что под краской нормального железа нет. И уже не так важен пробег и выдающиеся внедорожные характеристики. С другой стороны, а что хотеть за такие деньги?

Кстати, удивляет ситуация с резиной, износ которой на 1500-2000 км пробега никак не тянет. Ее явно меняли. Интереса к подобным экземплярам немного. Товар на любителя, и 18 млн здесь скорее за раму, двигатель и трансмиссию, а не за автомобиль.

Аналогичная ситуация и с бензиновыми Урал-375А 1976 г.в. Кого может привлечь за 35 млн автомобиль с теоретическим паспортным расходом 48 л/100 км, который в реальной эксплуатации мог доходить до 100 л/100 км. Тут никакие внедорожные характеристики не спасут.

Еще один удивительный автомобиль на продажу - КрАЗ-255Б. "Лаптежник" поражает и грузоподъемностью, и проходимостью, и простотой конструкции, и возрастом. Под капотом - ярославский дизель, кабина из дерева, обитая металлом, интерьер, пожалуй, для самых брутальных водителей - для середины прошлого века в самый раз, а для сегодняшних реалий почти антиквариат. Цена вопроса - 31 млн рублей.

Казалось бы, кому нужны эти списанные ветераны, но у прицепа с вывеской "Пункт реализации" очередь. Каждые 5-10 минут выписывается новый счет на оборудование и агрегаты. По словам покупателей, невзрачная внешность экспонатов порой скрывает за собой практически не работавшие агрегаты, которые способны еще не один год прослужить новым хозяевам. Судя по объявлениям, то и дело всплывающим на различных интернет-ресурсах, есть среди покупателей и те, кто впоследствии перепродаст приобретенную технику и оборудование. 

Вообще же подобные выставки способны собрать куда больше потенциальных покупателей и освободить склады от неликвида, будь они более известными и открытыми. Реализуемая техника проста в обслуживании, неприхотлива в эксплуатации и вполне ремонтопригодна. "Прожорливые" бензиновые ЗИЛ-131, Урал-375 и ГАЗ-66, безусловно, не самый ходовой товар, но на них свет клином не сошелся. Пример выставки высвобождаемых материальных ресурсов РАВ МО - яркое тому подтверждение. 83 зарегистрировавшихся на мероприятии покупателя совершили покупки более чем на 600 млн рублей.

Своих покупателей нашли и БТР-60, и топливозаправщики на базе ГАЗ-66, и ремонтные мастерские, и даже "немолодые" покрышки редкой размерности.

А ведь это лишь малая часть того, что хранится в армии и прочих силовых структурах. И это не только автотехника и бронетранспортеры, но и имущество инженерных войск, реализуемое в пос. Красное Молодечненского района, и вещевое имущество, продаваемое в Борисове, и автотехника в Старых Дорогах, и имущество связи в Осиповичах. Полный спектр ВМР, не вставая со стула, можно увидеть на веб-ресурсе "Белспецконтракта", но, как было сказано выше, покупать подобный товар стоит, лишь лично убедившись в его реальном состоянии и потенциале.

Юрий ЛИХУТА
Фото автора
ABW.BY