Сотрудничество немецкого концерна ZF и Минского автозавода продолжается вот уже 30 лет. ZF поставляет МАЗу механические и автоматические коробки передач для грузовой и пассажирской техники, а также портальные мосты, раздаточные коробки и рулевые механизмы. В 2014 году МАЗ и ZF подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. В частности, Минский автозавод выступает сервисным партнером немецкого концерна. На сегодняшний день почти каждый серийно выпускаемый автомобиль МАЗ имеет комплектацию с коробкой передач ZF, при этом топовые модели Минского автозавода оснащаются исключительно агрегатами немецкого концерна. За все время сотрудничества белорусский производитель использовал для оснащения своей техники более 55 тыс. различных агрегатов марки ZF.

К "юбилейной" выставке решили приурочить дебют новой машины - в Липках впервые на публике показали бортовой полноприводный грузовик МАЗ-5309M4-8620-061 (4х4). Его отличительная особенность - двигатель Mercedes-Benz OM 936 LA экологического стандарта Евро-6. Эта рядная "шестерка" с рабочим объемом 7,7 л имеет мощность 300 л.с. и развивает максимальный крутящий момент 1200 Н·м. Однако в отличие от минских грузовиков пятого поколения (так называемые ЕвроМАЗы с кабинами нового дизайна), которые и коробки передач используют "мерседесовские", новый МАЗ-вездеход класса Евро-6 получил коробку ZF - механическую 9-ступенчатую модели 9S1310 TO.

Автомобиль оснащается большой "рестайлинговой" кабиной типа 5440 с низкой крышей. Комплектация включает: топливный бак 500 л, защиту радиатора, электроуправление зеркал заднего вида, брызгозащиту, круиз-контроль, цифровой тахограф. Передний мост - модели 6432H9 (грузоподъемность 7400 кг). Задний - модели 5309М4 (грузоподъемность 11.500 кг). Шины - 395/85R20 (на конкретном экземпляре - марки Continental).

Кстати, коробки передач и раздаточные коробки ZF также применяются в спортивных грузовиках команды "МАЗ-СПОРТавто". Причем как в "классических" МАЗ-5309RR, так и на новейшем "капотнике" МАЗ-6440RR. Так что участие в выставке одного из автомобилей, выступавших на "Дакаре", оказалось совсем неслучайным.

Внедорожную тему поддержали еще два МАЗа, но уже с колесной формулой 6х6. Седельный тягач МАЗ-643228-8520-052 и самосвал с задней разгрузкой МАЗ-6502C9-522-052. Оба автомобиля предназначены для работы в тяжелых дорожных условиях и оснащаются 16-ступенчатой коробкой передач ZF 16S2525 TO.

Особенность "седельника" МАЗ-643228-8520-052 - двигатель Weichai Power WP12.430E50 мощностью 430 л.с. стандарта Евро-5 (такие будет выпускать и СП "МАЗ-Вейчай" под Минском). Мотор позволяет тягачу водить автопоезда технически допустимой массой 65.000 кг с максимальной скоростью до 85 км/ч. Собственная масса тягача в снаряженном состоянии - 12.150 кг. Допустимая нагрузка на седло - 21.000 кг.

Самосвал-вездеход с задней разгрузкой МАЗ-6502C9-522-052 комплектуется 420-сильным двигателем ЯМЗ-653.10 стандарта Евро-5. Благодаря использованию усиленного переднего моста грузоподъемностью 9 тонн технически допустимую общую массу автомобиля удалось увеличить до 35.000 кг. Грузоподъемность самосвала - 20.500 кг. Правда, объем платформы невелик - всего 12,5 м3

Впрочем, на полигоне в Липках были выставлены еще два топовых минских самосвала, которые могут увезти значительно больший объем груза. Например, МАЗ-6501C9-8520-005 (6х4) с таким же двигателем ЯМЗ-653.10 комплектуется 20-кубовой платформой и имеет грузоподъемность 19.500 кг. Коробка передач на этом самосвале - ZF 16S2520 TO.

А вот МАЗ-6516Y9-7521-000 с колесной формулой 8х4 - это самая "крутая" модель в линейке завода. Новинка получила 460-сильный двигатель Cummins ISG12 и 16-ступенчатую коробку передач ZF 16S2525 ТО. Полная масса суперсамосвала - 50.000 кг. Технически допустимая грузоподъемность - 33.000 кг. Объем платформы - 25 м3.

Не обошлось на выставке без зерновозов. МАЗ-6501C9-8520-005 (6х4) - самый мощный (420 л.с.) и самый тяжелый (полная масса 33.500 кг) в линейке. Он оснащен 32-кубовой платформой с боковой разгрузкой и имеет грузоподъемность 19.000 кг.

Новейший МАЗ-65012J (6х4) - это специальная облегченная модель с технически допустимой общей массой 25.000 кг, которая может передвигаться практически по всем дорогам без специального разрешения. Платформа - 20-кубовая, грузоподъемность - 12.700 кг. Данный зерновоз оснащен 400-сильным двигателем Weichai Power WP10H400E50. Может комплектоваться механической коробкой передач ZF.

Еще одна новинка, представленная на выставке - магистральный тягач МАЗ 5440Y9-520-030. Теперь именно этот автомобиль является самым мощным в линейке "седельников" Евро-5: он оснащается 460-сильным двигателем Cummins ISG12e5 460 и коробкой передач ZF 16S2525 TO. Этот тягач рассчитан на работу в составе автопоезда полной массой 44.000 кг. Задняя пневматическая подвеска выдерживает нагрузку 11.500 кг. Нагрузка на ССУ - 10.550 кг.

Прежний флагман - тягач МАЗ-5440E9 с 435-сильным мотором Mercedes OM501LA V и коробкой передач ZF 16S2520 TO - также присутствовал на полигоне в Липках. У него такие же массогабаритные параметры. Отличить эти автомобили сможет только специалист…

В этот же день на выставке было объявлено, что МАЗ и ZF готовят еще одну новинку - магистральный тягач с 12-ступенчатой роботизированной коробкой передач новейшего поколения Trakson 12TX2210 TD. Это будет МАЗ-544028 с 430-сильным двигателем Weichai Power WP12. Конструкторская служба уже разработала документацию на новый автомобиль. Опытный образец обещают представить уже этой осенью.

Но, как уже было отмечено, продукция компании ZF применяются и на серийных грузовиках попроще - таких, как, например, трехосный МАЗ-6312C9 грузоподъемностью 14.700 кг (двигатель - ЯМЗ-653.10, коробка - ZF 16S2520 ТО) и МАЗ-5340C5 грузоподъемностью 9450 кг (двигатель - ЯМЗ-53603.10, коробка - ZF 9S1310 TO).

Что касается автобусов, то когда-то взаимодействие с ZF помогло МАЗу в разработке низкопольных городских моделей. Сегодня большинство автобусов 203-го семейства с двигателями стандарта Евро-5 оснащается автоматическими коробками передач немецкого концерна: ZF 6АР1200В (модификации 203058, 203158, 203069, 203169, 203966, 203C66, 203L65, 203F66) или ZF 6АР1400В (203015, 203115, 203025, 203125). Автоматическая 6-ступенчатая коробка передач с ручным управлением ZF 6AP1400B устанавливается также на автобусы стандарта Евро-6 МАЗ-203088 (его характерная черта - внушительный "горб" над моторной шахтой с левой стороны; см. на фото вверху). Кроме того, на всех автобусах МАЗ-203 применяется портальный ведущий мост с двойной передачей ZF AV 132/80 или ZF AV 133/80.

"Гармошки" МАЗ-215069 и МАЗ-215169 (с климатической установкой) комплектуются исключительно автоматическими коробками передач ZF 6HP604C или ZF 6AP1400B, а также ведущими мостами ZF AV 132/80 или 133/80. Ось второй секции - ZF AVN 132.

Междугородные автобусы МАЗ-231062 и МАЗ-231162 (с двухстворчатой дверью в базе) оснащаются механическими коробками передач ZF 6S 1701 BO или ZF 6S 1311 BO и ведущим мостом ZF А132 с центральным гипоидным редуктором.

Как отметили на выставке представители Минского автозавода, за 30 лет сотрудничества МАЗ и ZF вышли на такой высокий уровень взаимоотношений, который выходит далеко за рамки классических поставок агрегатов. Специалисты двух компаний совместно разрабатывают новые решения и ищут ноу-хау, касающиеся использования коробок ZF в грузовиках и автобусах МАЗ. И многие новинки впервые внедряются именно на белорусской технике.

Сергей ГРИЩЕНКО
ABW.BY

Фото автора

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!