Идея не нова, автопоезда встречаются и в Европе, и в Америке, и в Австралии. Именно в Австралии культура автопоездов развита наиболее сильно. В иных странах к их длине и габаритам выдвигаются довольно жесткие условия, а на другой половине земного шара автопоезда могут достигать длины до 50 метров – это примерно как три пятиэтажные "хрущевки".

В качестве рекорда в Австралии в 2006 году "собрали" автопоезд длиной почти 1,5 км (!), но, разумеется, ни о каких поездках на длительные расстояния речи не шло. Состав проехал 140 метров и был таков. Впрочем, тяга к "больше и лучше" частенько заставляла человечество делать очень необычные вещи.

Нужно больше прицепов!

В 1929 году в США был создана компания LeTourneau Technologies, которая специализировалась на постройке тяжелой технике. Буровые установки, штабелеукладчики, землеройные машины, контейнеровозы, грейдеры – "ассортимент" постоянно расширялся и совершенствовался.

К 1953 году в компании начали "замахиваться" на еще более масштабные проекты. Первым из них стал лесовоз VC-12 Tournatrain, который действительно чем-то напоминал поезд. Начальная версия "автомобиля" получила один 500-сильный дизельный двигатель и три 20-тонных прицепа.

Испытания прошли успешно, поэтому к составу было добавлено еще четыре прицепа, последний из которых также получил еще один дизельный двигатель. К февралю 1954-го "лесовоз" был готов – его грузоподъемность составляла внушительные 140 тонн.

Решение нельзя было назвать универсальным, ведь проезд такого транспорта по населенным пунктам был сопряжен с рядом трудностей. Но расчет был совсем на другие условия эксплуатации, где важны проходимость и грузоподъемность. Проект получился удачным сам по себе, но с коммерческой точки зрения успешным назвать его нельзя – слишком много потенциальных сложностей.

После этого LeTourneau начала вплотную сотрудничать с государственными или связанными с ними структурами США. Так на свет появился TC-264 Sno-Buggy, проходимости которого не было равных.

Вторым "гигантом" стал VC-22 Sno-Freighter. Это был автопоезд с шестью "вагонами" общей грузоподъемностью до 150 тонн и длиной 84 метра. Автомобиль должен был не бояться бродов до 1,2 м, не испытывать трудностей в преодолении снежных заносов, а также мог работать в 55-градусный мороз. Но в ходе эксплуатации что-то пошло не так – автопоезд не пережил пожара.

От 60 до 150

Так или иначе, но результаты все равно были впечатляющими. Автопоездами заинтересовался Транспортный корпус США. Учитывая непростые отношения с СССР и возможные пути их развития, в США беспокоились о том, как сохранить транспортное сообщение, если дороги и железнодорожные пути окажутся разрушенными в результате военных действий. Выбор пал как раз на LeTourneau. От компании потребовали создать еще более масштабный автопоезд

Так появился LCC-1. В нем в одно целое были объединены колеса от Sno-Buggy и система привода от Tournatrain. "Локомотив" получил три гигантских "вагона" и был способен выдерживать нагрузку до 45 тонн. В кабине управления было два отсека: рабочее отделение для трех человек и моторное с дизелем на 600 л.с., генераторами и баками. Кроме того, в задней части также появился кран-манипулятор.

После испытаний на заводе LCC-1 был передан заказчику. Автопоезд проработал в общей сложности около 6 лет, но по каким-то причинам оказался брошенным и никому не нужным.

Кульминационным моментом для LeTourneau стало создание самого крупного автопоезда TC-497 Mark II – заказ на него поступил в 1958 году. Автопоезд во многом был похож на LCC-1, но были и изменения.

Так, вместо дизельных двигателей предпочтение было отдано газотурбинным. Они был меньше, поэтому в кабине мог разместиться экипаж до шести человек, при этом оставалось место для спален, туалета и кухни. Сам поезд можно было формировать примерно так же, как это происходит с детским конструктором: в любую из его частей можно было добавить нужный прицеп.

Заставить автопоезд двигаться не было проблемой – куда сложнее было заставить его ехать так, как надо. Все прицепы получили управляемые колеса, которые поочередно получали команды из кабины. Выходило, что все прицепы повторяли маршрут "локомотива", а потому даже езда "змейкой" оказалась вполне посильной задачей.

В итоге после завершения всех испытаний и работ получилась махина исполинских масштабов. Ее длина составляла порядка 170 метров, грузоподъемность – порядка 150 тонн. При полной нагрузке скорость могла достигать 48 км/ч, запас хода – порядка 600 км. Но запас хода легко можно было увеличить, "пристегнув" к составу дополнительные топливные прицепы.

LeTourneau TC-497 был передан заказчику в 1962 году. Дополнительные испытания не выявили каких-то особенных проблем в эксплуатации, но проект не выдержал конкуренции с вертолетами. Воздушный транспорт выигрывал почти по всем статьям, поэтому автопоезд оказался ненужным. Впоследствии его даже пытались продать, но в конечном итоге оказалось, что проще и выгоднее всего сдать его "на металл". От гиганта остался лишь локомотив, который стал музейным экспонатом.

Грузовики и автобусы в базе объявлений Автобизнеса