В июне был представлен первый карьерный самосвал, работающий исключительно на электричестве, – БЕЛАЗ-7558E грузоподъемностью 90 тонн. Он оснащен 15 литий-ионными аккумуляторными батареями, суммарная мощность которых составляет 675 кВт·ч. На одной зарядке электросамосвал сможет работать не менее 2 часов при полной загрузке 90 тонн и движении на подъем по уклону не более 10 процентов. После нескольких циклов "загрузка – транспортировка – разгрузка" потребуется проведение подзарядки в течение 20-25 минут от специальной зарядной станции.

Белорусский автозавод одним из первых в мире изготовил карьерный самосвал такого класса на батарейках. Как показывают расчеты, стоимость перевозки тонны груза на БЕЛАЗ-7558E будет гораздо ниже, чем на самосвале с дизельным двигателем. По предварительным оценкам экономия при использовании аккумуляторной машины по сравнению с серийным самосвалом БЕЛАЗ такой же грузоподъемности за 10 лет эксплуатации может составить около 1 млн долларов. Еще один большой плюс: переход на чистую электротягу позволит значительно улучшить экологическую обстановку в карьерах.

В настоящее время опытный образец электросамосвала проходит испытания. Но уже в 2023 году БЕЛАЗ-7558E начнут выпускать серийно. На заводе уверены, что на первых порах можно будет продавать ежегодно не менее 20 таких машин.

Еще одна новинка техники на альтернативных источниках энергии – дизель-троллейвоз БЕЛАЗ-7530Е грузоподъемностью 220 тонн. Использование такой машины требует создания специальной инфраструктуры, но преимущества новой технологии транспортировки должны с лихвой покрыть все дополнительные издержки. 

Так, дизель-троллейвоз может двигаться на подъеме в 1,8-2 раза быстрее аналогичного дизельного самосвала, а это обещает соответствующие рост производительности и увеличение объемов перевозок. Дизель-троллейвоз обеспечивает снижение расхода дизельного топлива до 80%, а это не только значительная экономия по деньгам (сама солярка нынче дорога плюс ее доставка на отдаленные рудники и карьеры), но и соответствующее снижение выбросов вредных веществ в окружающую среду. Помогут сэкономить деньги меньшие затраты на техобслуживание дизельного двигателя и его систем, а также возможность применения на таких машинах ДВС меньшей (достаточной для обеспечения движения в зоне погрузки/выгрузки и на спуске) мощности и, следовательно, меньшей стоимости.

При этом БЕЛАЗ готов предлагать своим клиентам не только сами дизель-троллейвозы, но также комплексные решения по организации всей необходимой инфраструктуры, что значительно повышает привлекательность проекта в целом. 

Первой новую технологию опробует у себя Восточная горнорудная компания (ВГК) – один из крупнейших на Дальнем Востоке производителей угля. В 2022 году на территории Солнцевского угольного разреза в Углегорском районе Сахалинской области планируется выстроить соответствующую инфраструктуру для проведения комплексных эксплуатационных испытаний самосвалов БЕЛАЗ в дизель-троллейном исполнении.

Еще одно перспективное направление – создание беспилотных самосвалов, которые способны безукоризненно точно выполнять все необходимые операции и могут трудиться круглые сутки без перерывов на обед, практически в любых погодных условиях и при отсутствии хорошей видимости.

Работы по созданию роботизированных машин БЕЛАЗ начал еще в 2009 году. Первыми в этом ряду стали 130-тонные самосвалы БЕЛАЗ-7513R с интеллектуальной системой управления. И они уже зарекомендовали себя как высокопроизводительная техника в реальных условиях эксплуатации в российских карьерах. Теперь Белорусский автозавод работает над расширением модельного ряда.

Изготовлена опытная партия роботизированных самосвалов БЕЛАЗ-7558R грузоподъемностью 90 тонн. Машины оснащены комплексом систем для автономного движения, который включает бортовой компьютер, оборудование позиционирования и навигации, датчики внутренних систем, сенсоры автоматического сканирования окружения, видеокамеры дистанционного присутствия и контроля. Самосвалы-роботы способны на основании данных, получаемых в процессе работы, построить модель движения, определить его возможность и направление, а также обнаружить посторонние объекты на своем пути.

В составе роботизированного промышленного комплекса БЕЛАЗ новые самосвалы прошли первый этап испытаний на территории крупнейшего в Европе предприятия по добыче и переработке плотных горных пород РУПП "Гранит" (Микашевичи). Здесь, на месторождении "Ситницкое", был организован участок системы интеллектуального карьера: возведено здание мобильного диспетчерского пункта; проведена сетевая и электрическая инфраструктура; установлено 48 мачт, через которые протянуто более 4 км кабелей; размещено оборудование, обеспечивающее покрытие территории объекта сетью 5G для управления роботизированным карьерным комплексом. В испытаниях также принимал участие фронтальный погрузчик с дистанционной системой управления БЕЛАЗ-7825D с объемом ковша 11 куб.м.

БЕЛАЗ реализует несколько прорывных проектов и в сегменте карьерной техники на газомоторном топливе. Интерес к этой теме со стороны добывающих компаний последнее время постоянно растет, так как использование в качестве моторного топлива природного газа не только позволяет экономить средства, но и улучшает экологическую ситуацию в сильно загазованных карьерах. БЕЛАЗ над газификацией своих самосвалов работает по двум направлениям – газодизель и чистый газ.

В этом году успешно завершились испытания газодизельного самосвала БЕЛАЗ-7513C грузоподъемностью 130 тонн. Достигнуто 30-процентное замещение дизельного топлива сжиженным природным газом, что позволяет снизить расходы на топливо в течение года эксплуатации примерно на 56.000$. Сейчас в Жодино ведется подготовка к серийному производству этой модели.

Самосвал, работающий исключительно на природном газе, был разработан совместно с российскими компаниями "Газовые Транспортные Системы" (Смоленск) и "Технология 1604" (Екатеринбург). Это 45-тонный БЕЛАЗ-75476 с газопоршневым двигателем "Кунгур-550". А буквально на днях стало известно, что в экспериментальном цехе автозавода начата сборка 90-тонного карьерного самосвала БЕЛАЗ-7558Н с газовым двигателем китайской компании Weichai.

Белорусский автозавод, попав под западные санкции и лишившись нескольких поставщиков двигателей, ведет работы по их замещению. На самосвалах БЕЛАЗ уже нашли применение моторы китайской компании Weichai Power. В этом году завершает фазу опытно-промышленной эксплуатации 240-тонный самосвал БЕЛАЗ-75319 с двигателем 12ДМ-185А мощностью 2536 л.с., который создан Уральским дизель-моторным заводом (входит в состав ОАО "Синара-Транспортные Машины"). В отчетах об испытаниях говорится, что по своим техническим характеристикам новый самосвал практически ни в чем не уступает другим модификациям этой серии, которые используют двигатели Cummins QSK 60-C и MTU DD 16V4000.

Внедряет БЕЛАЗ на свою технику и альтернативные системы электропривода. Так, в этом году появилась новая модификация самого большого 450-тонного самосвала – БЕЛАЗ-75711. На этой машине вместо трансмиссии Siemens ММТ500 установили тяговый электропривод переменного тока КТЭ-450 от российской компании "Силовые машины".

Еще одна интересная новинка – это карьерный самосвал БЕЛАЗ-75520 грузоподъемностью 60 тонн, являющийся копией китайского Weichai WT90. Машину впервые показали на Дне открытых дверей 25 сентября, однако до сих официально о ней ничего сказано не было. Несколько таких самосвалов собрали в Жодино из китайских машинокомплектов. Будет ли продолжение?

А как вам новый аэродромный тягач из Жодино? БЕЛАЗ-54010 предназначен для буксировки воздушных судов взлетной массой до 150 тонн. У него комфортная кабина с панорамным стеклом, кондиционером и отоплением. Панель приборов – электронная с жидкокристаллическим дисплеем. При движении задним ходом помогает система видеообзора. В конструкции кабины применены современные шумоизолирующие материалы.

Конструкторы обеспечили новому тягачу потрясающую маневренность: водитель может управлять отдельно каждым из мостов, может заставить машину двигаться крабом или повернуть передние и задние колеса навстречу друг другу для уменьшения радиуса. Данная модель оснащается 136-сильным дизельным двигателем Deutz с электронной системой управления и диагностики, а также современной гидромеханической трансмиссией.

Вообще Белорусский автозавод принял стратегию, которая предусматривает вывод на рынок в перспективе полного ряда техники для обслуживания аэропортов. Поэтому наряду с мощными тягачами для буксировки самолетов, которые выпускаются уже несколько десятилетий, БЕЛАЗ займется производством мини-тягачей. Представленная выше модель с индексом 34010 будет таскать за собой багажные и контейнерные телеги. Ей предназначено работать челноком между багажным терминалом аэропорта и самолетами.

А это универсальный тягач БЕЛАЗ-34020, который сможет буксировать разнообразные средства наземного обслуживания в аэропортах.

Обе машинки в значительной степени унифицированы между собой. Они комплектуются 80-сильным дизельным двигателем и гидромеханической трансмиссией (3+3). Тяговое усилие у багажного тягача – 32 кН, у универсального – 40кН. Обе машины получили полный привод с возможностью отключения переднего ведущего моста.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!