Третье поколение – корни советские

Самые массовые представители семейства К3 – полноприводный КАМАЗ-43118 (6х6) и трехосные самосвалы КАМАЗ-65115 и КАМАЗ-6520. Все они, по большому счету, наследники самого первого КАМАЗ-5320, разработанного московским ЗиЛом и вставшего на конвейер в Набережных Челнах еще в 1976 году.

Конечно, за более чем 40-летнюю историю конструкция первенца претерпела много изменений (поэтому выпускаемое ныне поколение и считается третьим), тем не менее советские корни не скроешь. Но именно поэтому международные санкции производство грузовиков К3 остановить не в силах – критического импорта по комплектующим в них практически нет.

Правда, линейку техники К3 придется все-таки сократить, даже значительно. Многочисленные модификации с моторами Cummins и комплектации с коробками передач ZF должны уйти (хотя и то и другое выпускалось на СП "КАММИНЗ-КАМА" и "ЦФ-КАМА" в Набережных Челнах). Останутся автомобили с "родными" двигателями КАМАЗ-740 и коробками передач КАМАЗ-154 (10+2) и КАМАЗ-144 (5+1). Впрочем, и здесь есть нюансы.

Так, для 300-сильного турбодизеля КАМАЗ 740.705-300 (он устанавливается и на полноприводные автомобили КАМАЗ-43118-50, и на все модификации КАМАЗ-6511Х-50) по действующему ОТТС предусмотрена комплектация попавшими под запрет блоком управления, ТНВД и форсунками Bosch. Зато агрегатируется этот мотор с "родными" коробками передач КАМАЗ-154 и КАМАЗ-144.

А вот 400-сильный КАМАЗ-740.735-400 (ставится на КАМАЗ-6520-53) имеет российские блок управления (СОАТЭ), ТНВД и форсунки (ЯЗДА или АЗПИ). Но коробки передач для него по ОТТС были предусмотрены исключительно бренда ZF…

Так или иначе, но теперь на грузовики третьего поколения в Набережных Челнах будут устанавливать только КПП КАМАЗ-154 и КАМАЗ-144. Для этого заводу запчастей придется в три раза (до шести с лишним тысяч) увеличить их выпуск. (Кстати, некоторое время назад на КАМАЗе вообще хотели полностью отказаться от собственных КПП и перейти на комплектацию более современными ZF, но осуществить эти планы полностью не успели.)

Будет значительно увеличено также производство двигателей линейки КАМАЗ-740, оснащенных комплектами топливной аппаратуры производства ЯЗДА (Ярославскому заводу соответственно придется для начала утроить ее производство – договоренность такая вроде бы уже достигнута).

При этом речь пока идет только об экологическом классе Евро-5. Но, по слухам, Минпромторг РФ готов разрешить на временной основе выпуск грузовиков КАМАЗ с моторами более низких стандартов (вплоть до Евро-2), если поставщики аппаратуры и электронных компонентов не смогут обеспечить требуемый объем производства, ведь конвейеры не должны простаивать, у людей должна быть работа.

КАМАЗ К4: снять нельзя оставить

О линейке грузовиков четвертого поколения в начале марта заговорили в прошедшем времени: для производства автомобилей семейства КАМАЗ-5490 требуется большое количество импортных комплектующих (Daimler Truck поставляла элементы кабины, двигатели, ведущие мосты; ZF – коробки передач), заместить их или быстро локализовать просто нереально, да и смысла нет – в соответствии со стратегическим планом выпуск КАМАЗ К4 и так собирались прекратить в конце 2022 года. Вот и прозвучало из уст камазовских топ-менеджеров, что "К4 ушел с конвейера раньше под давлением обстоятельств".

Как выясняется, с проводами немного поторопились. В газете "Вести КАМАЗа" от 25 марта объявлено, что автозавод "намерен продолжить выпуск грузовиков поколения К4 как минимум до конца года: в настоящее время компания занята вопросами комплектации этой линейки в будущем".

Пока производство автомобилей четвертого поколения будет продолжаться благодаря запасу комплектующих. Так, в марте должно быть собрано 315 грузовиков К4, в апреле – 124, в мае – 214.

Конечно, это совсем не те цифры, на которые рассчитывал рынок. Так, только в феврале, по данным агентства "Автостат", в России было поставлено на учет 734 тягача КАМАЗ-5490. Тем не менее КАМАЗ К4 действительно пока остается на конвейере.

Дорожная карта для поколения К5

Санкции и прекращение поставок импортных компонентов ударили также по программе выпуска грузовиков КАМАЗ новейшего пятого поколения. Пока собирать их будут за счет комплектующих, закупленных впрок. Планы такие: в марте – 222 единицы; в апреле – 125, в том числе 55 тягачей КАМАЗ-54901. Затем наступит пауза.

Тем не менее в начале 2023 года Камский автозавод рассчитывает вернуться к производству автомобилей К5, однако уже полностью локализованных, – сегодня основные усилия компании направлены на импортозамещение комплектующих и работу с альтернативными российскими поставщиками.

"Наша задача – с января 2023 года приступить к сборке автомобилей К5 уже без участия иностранных партнеров, – заявил генеральный директор ПАО "КАМАЗ" Сергей Когогин. – Начальный объем выпускаемых грузовиков будет небольшим, но отказываться от перспективной линейки автомобилей, в разработку которой вложено много средств и времени, в компании не планируют".

Как сообщает пресс-служба российского автогиганта, под восстановление выпуска грузовиков новейшего поколения К5 составлена дорожная карта. В локализации производства необходимых комплектующих будут задействованы собственные мощности КАМАЗа, заводы технологической цепочки, а также дочерние производства.

Программа оперативного возврата к сборке грузовиков поколения К5 сформирована. Служба развития в настоящее время прорабатывает детали этого процесса.

Напомним, что флагманская модель семейства К5 – магистральный тягач КАМАЗ-54901 – была впервые представлена на выставке "Комтранс-2017" в Москве. В 2020-м началось ее серийное производство. За два года КАМАЗ успел выпустить более 2300 таких автомобилей.

Одновременно с наращиванием производства флагманского КАМАЗ-54901 шла масштабная подготовка к серийному производству всего модельного ряда К5: в 2021 году более чем для 30 моделей нового семейства были изготовлены и переданы клиентам опытно-промышленные партии. Среди них – самосвалы тяжелой линейки.

КАМАЗ К5 позаимствовал каркас кабины у Mercedes-Benz Actros четвертого поколения. В результате его кабина унифицирована с немецким "донором" по большей части внутренних и наружных деталей, но при этом у КАМАЗа свое "лицо" и оригинальный салон. Под выпуск кабин К5 в Набережных Челнах был построен новый завод – СП с Daimler Truck.

Грузовики пятого поколения будут оснащаться 12-литровым турбодизелем Р6, разработанным в сотрудничестве с немецко-швейцарской компанией Liebherr и освоенным в производстве на заводе двигателей КАМАЗа (под него был запущен новый конвейер). Заявленный ресурс силового агрегата – 1,5 млн км при межсервисном интервале 150 тыс. км. Двигатель способен выдавать от 400 до 550 л.с. Максимальный крутящий момент составляет 2060 Н·м. Изначально планировалось, что мотор будет работать в паре с роботизированной 12-ступенчатой коробкой передач ZF Traxon. Сейчас ей подыскивается замена.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!