140-й ремонтный завод

Начнем с бронетанковой техники. И сразу отправимся на стенд ОАО «140-й ремонтный завод». Здесь одна из главных премьер выставки – модернизированный танк Т-72БМ2, отечественная разработка, предназначенная для перевооружения белорусский армии.

модернизированный танк Т-72БМ2

Эта машина представляет собой глубокую модернизацию основного советского танка Т-72Б в соответствии с требованиями XXI века в том, что касается эффективности, мощности, устойчивости, защищенности и удобства в эксплуатации. Заказчиком этой опытно-конструкторской работы выступило Бронетанковое управление Министерства обороны. Специалисты 140-го ремонтного завода в рамках опытно-конструкторской работы «Заслон» разработали рабочую конструкторскую документацию. К середине июля прошлого года был изготовлен опытный образец, начались его предварительные, а затем и государственные испытания на полигонах военного ведомства.

модернизированный танк Т-72БМ2

В целом уровень модернизации составил 88%. Из основных особенностей танка Т-72БМ2 можно выделить:

– повышение эффективности ведения огня за счет установки многоканального прицела наводчика «Сосна-У», который позволяет днем и ночью эффективно поражать противника из штатной пушки 2А46 всеми типами 125-мм выстрелов, включая современные танковые управляемые снаряды (ракеты);
– улучшение условий стрельбы за счет введения режима «Дубль» (управление вооружением с места командира);
– улучшение условий наблюдения за местностью за счет установки современных тепловизионных приборов наблюдения командира и механика-водителя;
– повышение защищенности за счет установки динамической защиты собственной разработки (типа «Контакт-5») с большей площадью защиты корпуса и башни, а также противокумулятивных экранов в кормовой части (площадь перекрытия больше, чем у российского Т-72Б3);
– повышение автономности за счет установки автономного дизельного агрегата электропитания номинальной мощностью 7 кВт (на танке Т-72Б3 отсутствует).

модернизированный танк Т-72БМ2

По мнению специалистов Бронетанкового управления Министерства обороны, Т-72БМ2 полностью отвечает заявленным требованиям и готовится к принятию на вооружение. По эффективности наш новый танк практически не уступает российскому Т-72Б3, а по некоторым характеристикам превосходит его. Правда, на Т-72Б3 с 2016 года устанавливают 1130-сильный двигатель В-92С2Ф. Белорусский Т-72БМ2 будет оснащаться 840-сильным В-84МС.

модернизированный танк Т-72БМ2

Рядом с танком Т-72БМ2 другая новинка – машина ремонтно-эвакуационная БРЭМ-70МБ1. В ее основе – модернизированное на предприятии базовое шасси бронетранспортера БТР-70МБ1. Машина предназначена для осуществления технической разведки, эвакуации неисправной и застрявшей колесной бронированной техники в различных дорожных условиях (в том числе и на плаву) и оказания помощи экипажам при техническом обслуживании и ремонте техники.

машина ремонтно-эвакуационная БРЭМ-70МБ1

Специальное оборудование БРЭМ-70МБ1 и ее технические характеристики позволяют эффективно решать широкий спектр задач в интересах подразделений, на вооружении которых находятся колесные бронетранспортеры, в том числе:
– обеспечение форсирования водных преград образцами бронированной техники;
– проведение грузоподъемных работ при эвакуации и ремонте БТР (имеется кран-стрела поворотная грузоподъемностью 800 кг и неповоротная стрела на 1200 кг);

– ведение огня по наземным и воздушным целям из башенной пулеметной установки (7,62-мм ПКТ, 2000 патронов);
– выполнение инженерных (землеройных) работ;
– обеспечение маскировки при проведении эвакуации бронетехники с помощью системы постановки дымовой завесы 902В "Туча".

машина ремонтно-эвакуационная БРЭМ-70МБ1

БРЭМ-70МБ1 имеет бронированный герметизированный корпус и оснащена 260-сильным дизелем КАМАЗ-7403.10, который обеспечивает ей максимальную скорость при движении по шоссе не менее 70 км/ч; по грунтовым дорогам – не менее 30 км/ч; с буксируемой машиной типа БТР – не менее 15 км/ч. Масса изделия составляет 13 тонн. Экипаж машины – 4 человека.

многоцелевой бронеавтомобиль "Защитник"

Транспортное средство многоцелевого назначения "Защитник" уже демонстрировалось ранее на выставках MILEX, но по-прежнему вызывает большой интерес. Этот мощный бронеавтомобиль класса MRAP создан на трехосном вездеходном шасси МАЗ-631708 (двигатель – 400-сильный ЯМЗ-7511; КПП – ЯМЗ-239).

многоцелевой бронеавтомобиль "Защитник"

Бронированный герметизированный корпус, изготовленный по минно-защищенной схеме (V-образное днище), обеспечивает защиту экипажа, состоящего из 16 человек (2+14), от огня из стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов по классу защиты Бр4 в кормовой и боковой проекциях, по классу Бр5 – стекол и лобовой проекции. Салон изнутри оборудован специальными противоосколочными матами, что обеспечивает защиту экипажа от поражения вторичными осколками. Сиденья – взрывозащищенные.

многоцелевой бронеавтомобиль "Защитник"

"Защитник" может применяться для обеспечения действий подразделений специального назначения, транспортировки личного состава при сопровождении колонн, патрулировании районов и дорог, обеспечения контртеррористических операций. Может использоваться в качестве платформы для создания различных модификаций (машина связи, командно-штабная, разведывательная).

многоцелевой бронеавтомобиль "Защитник"

Полная масса бронеавтомобиля – 24 тонны. Максимальная скорость движения по шоссе составляет 90 км/ч, по грунтовым дорогам – не менее 35 км/ч. Запас хода по топливу по шоссе – не менее 1000 км, по грунтовой дороге – не менее 500 км. Глубина преодолеваемого брода – не менее 1,0 м. Преодолеваемый уступ (эскарп) – не более 0,4 м. Шины – отечественные 16.00R20 Бел-95 с установкой противопульных вставок.

боевой модуль по борьбе с БПЛА «Кречет» на базе МБТС «Кайман»

Демонстрируется на выставке и МБТС «Кайман», также выпускаемый в Борисове. Но не как самостоятельная единица, а в составе отечественного боевого модуля по борьбе с БПЛА, который разработан и изготовлен в ОАО «2566 завод по ремонту радиоэлектронного вооружения» и получил собственное имя «Кречет».

боевой модуль по борьбе с БПЛА «Кречет» на базе МБТС «Кайман»

В основу этой машины легли принципы совместного применения средств обнаружения и огневого поражения. Боевой модуль «Кречет» предназначен для кругового обзора воздушного пространства, обнаружения малоразмерных летательных аппаратов, определения их координат и поражения обнаруженных объектов огневыми средствами.

боевой модуль по борьбе с БПЛА «Кречет» на базе МБТС «Кайман»

В качестве средства обнаружения используется цифровая радиолокационная станция кругового обзора (РЛС) с дальностью обнаружения БПЛА до 6 км. Целеуказания с нее выдаются на автоматизированный огневой комплекс АДУНОК со спаренной установкой ПКТ (емкость боекомплекта 1000 патронов). С использованием оптико-электронной системы осуществляется захват цели и ее автоматическое сопровождение. При входе цели в зону поражения обеспечивается ее уничтожение.

боевой модуль по борьбе с БПЛА «Кречет» на базе МБТС «Кайман»

Для борьбы с БПЛА в зоне от 500 до 1000 метров, а также в условиях, когда применение огневых средств поражения не представляется возможным (нахождение цели вне зоны досягаемости огневых средств, жилые застройки, промышленные предприятия и т.п.), используется специальный дрон-перехватчик. Его наведение осуществляется путем корректировки полетного задания на основании информации, получаемой от РЛС, в режиме реального времени. При попадании БПЛА в зону видимости видеокамеры дрона-перехватчика осуществляется его наведение в оптическом режиме и захват цели с помощью сети.

боевой модуль по борьбе с БПЛА «Кречет» на базе МБТС «Кайман»

Применение боевых модулей типа «Кречет» позволит существенно повысить живучесть войск при ведении боевых действий и обеспечить надежную защиту важных государственных объектов. Боевое применение осуществляется как автономно, так и в составе взвода (батареи) огневых средств путем выдачи целеуказаний в автоматическом режиме.

Минский завод колесных тягачей

Минский завод колесных тягачей демонстрирует на выставке усовершенствованный вариант бронетранспортера Volat V-2 (МЗКТ-690003) с дополнительной навесной броней и новым вооружением.

бронетранспортер Volat V-2 (МЗКТ-690003)

Как рассказал генеральный директор предприятия Алексей Римашевский, конструкторами были учтены все пожелания и рекомендации специалистов Министерства обороны. Volat V-2 получил дополнительное бронирование, что увеличило баллистическую защиту в лобовой проекции до уровня Бр5 (в остальных проекциях – Бр4). Машина стала тяжелее, но сохранила плавучесть.

бронетранспортер Volat V-2 (МЗКТ-690003)

Volat V-2 по-прежнему планируется оснащать двумя типами вооружения – модернизированной башней БМП-2 и необитаемым боевым модулем, который разработан совместно с витебским КБ «Дисплей».

бронетранспортер Volat V-2 (МЗКТ-690003)

Представленный на выставке образец оборудован новым дистанционно-управляемым боевым модулем АДУНОК-БМ30.2, в состав которого входят 30-мм автоматическая пушка, спаренный с ней 7,62-мм пулемет, два ПТУР «Конкурс» и шесть дымовых гранат.

бронетранспортер Volat V-2 (МЗКТ-690003)
бронетранспортер Volat V-2 (МЗКТ-690003)

Изменилась компоновка в десантном отделении. Благодаря этому за 20 секунд десант из восьми бойцов в полной экипировке на минимальном ходу забегает по аппарели в машину, размещается внутри и закрывается.

бронетранспортер Volat V-2 (МЗКТ-690003)

Напомним, что БТР Volat V-2 оснащается 560-сильным дизельным двигателем и автоматической коробкой передач МЗКТ-55613. Корпус – цельносварной бронированный. На крыше корпуса – люк механика-водителя и два люка десанта. Экипаж – 3 человека. Предусмотрен фальшпол для защиты ног водителя и десанта. Противоминная защита – STANAG 4569 level 2a/2b. Максимальная скорость по шоссе – 110 км/ч, на плаву – 10 км/ч. Преодолеваемый уступ (эскарп) – не более 0,5 м, окоп – 2 м. Запас хода – 900 км. Volat V-2 может транспортироваться самолетами Ил-76, Ан-124, Ан-22.

экспортный вариант бронеавтомобиля МЗКТ-490101-010

Представлены на выставке и легкобронированные «Волаты». На открытой площадке – экспортный вариант автомобиля МЗКТ-490101-010 с колесной формулой 4х4. Он имеет модульную конструкцию и 4-дверный цельносварной кузов из бронированной стали. Количество мест – 2+3. Автомобиль предназначен для транспортировки и защиты экипажа от поражающего воздействия стрелкового оружия и взрывных устройств. С дополнительным комплектом модульной брони обеспечивается баллистическая защита уровня 2 по STANAG 4569. Противоминная защита – уровня 2a/2b по STANAG 4569. Может оснащаться автоматизированным дистанционно-управляемым наблюдательно-огневым комплексом АДУНОК.

экспортный вариант бронеавтомобиля МЗКТ-490101-010

Силовая установка MZKT-490101-010 состоит из 6-литрового дизельного двигателя мощностью 270 л.с. и 6-ступенчатой автоматической коробки передач. Моторный отсек оснащен автоматической системой пожаротушения. Максимальная скорость – 110 км/ч. Преодолеваемый брод – 1,2 м, вертикальное препятствие – 0,4 м, траншея – 0,7 м. Запас хода – 900 км.

Фото ОАО «МЗКТ»

Под крышей конькобежного стадиона, где разместилась основная часть выставки, демонстрируется новая модификация легкобронированного автомобиля МЗКТ-490100 в комплектации 217, которая создана для нужд главного управления командующего внутренними войсками. В качестве силовой установки, позволяющей развить максимальную скорость движения 110 км/ч, используется хорошо зарекомендовавший себя 240-сильный дизельный двигатель ЯМЗ в тандеме с 6-ступенчатой механической коробкой передач.

Фото ОАО «МЗКТ»

Схема размещения экипажа в обитаемом отсеке – 2+2+4. Передние сиденья водителя и командира – подрессоренные, с возможностью регулировки продольного положения и угла наклона спинки. Сиденья второго ряда и задние – подвесные, с креплением к потолку и боковым стенкам корпуса, а также с откидной подножкой. Все сиденья энергопоглощающие.

Установлены колеса с бескамерными шинами размерности 14.00R20 и ограничители радиальной деформации (Run- Flat), обеспечивающие движение ЛБА на спущенных шинах (при повреждении шин) по твердым грунтовым дорогам со скоростью до 20 км/ч. В конструкции колеса применен собственный алюминиевый литой диск.

Автомобиль комплектуются светодиодными блок-фарами. Дополнительно в переднем козырьке над лобовыми стеклами устанавливаются галогенные фары-прожекторы (2 шт.) и светодиодная фара дальнего света.

Фото ОАО «МЗКТ»

Внешний облик передней части претерпел изменения из-за установки там усиленного переднего буфера (требование заказчика). Для оперативного преодоления десантом различных препятствий, проникновения в пассажирский транспорт и штурма первых этажей зданий через окна при выполнении спецопераций на капоте имеется съемная платформа с двумя откидными секциями, оборудованными противоскользящими элементами, каждая из которых может фиксироваться в вертикальном положении, обеспечивая дополнительную защиту экипажа.

Фото ОАО «МЗКТ»

Одним из требований, предъявляемых к данной комплектации, была установка съемной защиты лобовых стекол ЛБА. Защита представляет из себя цельносварную конструкцию, состоящую из металлического каркаса и бронированных панелей (ламелей), приваренных к каркасу под углом для увеличения вероятности рикошета.

На крыше появился вращающийся на 360 градусов цельносварной бронированный по классу защиты Бр4 боевой модуль с кронштейном под установку постели крепления вооружения калибра 12,7 мм.

ЛБА МЗКТ-490100 стал базой для мобильного антидронового комплекса

Но и на открытой площадке выставки есть парочка МЗКТ-490100. Один из этих автомобилей стал базой для мобильного антидронового комплекса, разработанного компанией «АГАТ-системы управления».

комбинированная радиостанция на базе ЛБА МЗКТ-490100

Второй представляет собой комбинированную радиостанцию, которая предназначена для организации открытой и засекреченной телефонной связи, передачи данных по КВ- и УКВ-радиоканалам, через сеть операторов сотовой связи, станцию спутниковой связи в движении и на стоянке, на оперативном и оперативно-стратегическом уровнях управления. Разработчик – ОАО «АГАТ-системы управления».

седельный тягач МЗКТ-741501 с колесной формулой 8х8

На выставку также привезли новейший танкотранспортер в составе седельного тягача МЗКТ-741501 с колесной формулой 8х8 и полуприцепа-тяжеловоза МЗКТ-720100. В прошлом году этот автопоезд был принят на вооружение белорусской армии.

Полуприцеп-тяжеловоз МЗКТ-720100

Тягач оснащен 525-сильным дизельным двигателем ТМЗ 84632.10 производства Тутаевского моторного завода и гидромеханической трансмиссией МЗКТ-5561. Полуприцеп-тяжеловоз имеет две независимые четырехколесные тележки, при этом колеса каждой тележки попарно соединены колесными балансирами. Полная длина полуприцепа – 14,35 м; ширина – 3,2 м; высота в транспортном положении с поднятыми трапами – 3,8 м. Собственный вес полуприцепа – 16.000 кг, полный вес – 68.000 кг. Допустимая нагрузка на седельно-сцепное устройство тягача – 23.000 кг. Полная масса автопоезда – 93.500 кг.

РСЗО: от «Катюши» до «Полонеза»

На выставке представлено сразу несколько типов РСЗО (реактивная система залпового огня).

боевая машина реактивной артиллерии БМ-13НМ "Катюша" на шасси ЗиЛ-157

В исторической части экспозиции можно увидеть вот такую боевую машину реактивной артиллерии БМ-13НМ "Катюша" на шасси ЗиЛ-157. Она была принята на вооружение в СССР в 1958 году. Дальность поражения реактивными снарядами РС-132 – 8,5 км. Время залпа всем зарядом (16 ракет) – 7-10 секунд. Боевой расчет – 5-7 человек.

РСЗО БМ-21Б «БелГрад-2»

Дальнейшим развитием знаменитой «Катюши» (БМ-13) в СССР стала 122-мм РСЗО "Град" (БМ-21) на шасси «Урал-375Д» (позднее – «Урал-4320»). За время производства с 1960-го по 1988 год было выпущено более 8500 таких систем. РСЗО «Град» стала самой распространенной в мире и до сих пор стоит на вооружении более 50 стран мира. И несмотря на появление более современных типов РСЗО, от «Градов» не отказываются – их модернизируют. В начале 2000-х появилась первая белорусская модификация БМ-21А («БелГрад»). На шасси полноприводного МАЗ-631705 разместили не только пусковую установку, но также два стеллажа для 40-60 снарядов. На выставке MILEX-2023 демонстрируется более современная РСЗО БМ-21Б «БелГрад-2», созданная борисовским ОАО «2566 завод по ремонту радиоэлектронного вооружения».

РСЗО БМ-21Б «БелГрад-2»

Данный образец оснащен комплексом средств связи и автоматизации, что позволяет повысить эффективность управления, получать целеуказания и координаты о целях со всех источников информации: как с наземных разведывательных пунктов, так и с БПЛА, что повышает точность стрельбы. Боевая машина может вести стрельбу без подготовки огневой позиции одиночными выстрелами и залпом. Управление огнем осуществляется как из кабины, так и с помощью выносного пульта (катушки) на расстоянии до 60 м от машины. Дальность стрельбы штатными НУРС – до 20 км, специальными снарядами – до 45 км. РСЗО БМ-21Б «БелГрад-2» принята на вооружение в Беларуси в 2021 году.

РСЗО «Шквал»

А вот это другой подход к теме модернизации «Града». Перед вами РСЗО «Шквал» калибра 122 мм. Здесь уже сама пусковая установка отечественного производства. Проектом занимается ОАО «ВОЛАТАВТО». РСЗО «Шквал» оснащена эффективной автоматической системой управления огнем, спутниковой навигацией, метеостанцией, современным комплексом связи и передачи данных, автоматизированной системой наведения для работы в составе группировки с получением целеуказания.

РСЗО «Шквал»

«Шквал» сможет использовать не только всю линейку боеприпасов, применяемых различными модификациями РСЗО БМ-21 «Град», но и 122-мм реактивные снаряды, модернизированные на одном из отечественных оборонных предприятий. На выставке представлен вариант на шасси «Урал-4320», но с учетом того, что количество труб варьируется от 8 до 40 направляющих, «Шквал» может монтироваться на шасси любого производителя, начиная от пикапов и заканчивая моделями больших грузовиков отечественного производства.

РСЗО «Ураган-М» калибра 220 мм

Рядом размещена другая разработка компании «ВОЛАТАВТО» – РСЗО «Ураган-М» калибра 220 мм, которая была принята на вооружение в Беларуси в декабре прошлого года. Демонстрируется модернизированная боевая машина 9П140МБ на шасси МАЗ-631705, которое заменило устаревшее и «прожорливое» советское шасси ЗИЛ-135ЛМ.

РСЗО «Ураган-М» калибра 220 мм

После модернизации БМ 9П140МБ получила следующие основные характеристики:
– калибр реактивных снарядов – 220 мм;
– количество направляющих – 16 шт.;

– дальность стрельбы минимальная/максимальная – 8/35 км;
– время полного залпа при постоянном/переменном темпе – 8,8/20 с;
– время перевода БМ из походного положения в боевое – 3 мин.;
– время подготовки БМ для срочного перемещения после залпа – 1,5 мин.;
– время заряжания – 14 минут;
– расчет – 4 человека.

Самая мощная белорусская РСЗО – «Полонез-М»

Самая мощная белорусская РСЗО – «Полонез-М». Она может поражать цели ракетами на расстоянии до 300 км. На выставке демонстрируются входящие в эту систему боевая машина В-300БМ и транспортно-заряжающая В-300ТЗМ. Обе изготовлены на базе колесного шасси МЗКТ 7930-313 (8х8) с 500-сильным дизельным мотором и гидромеханической передачей.

Самая мощная белорусская РСЗО – «Полонез-М»

Боевая машина В-300БМ предназначена для размещения и транспортирования ракет, снаряженных в пусковые контейнеры (два комплекта на 8 ракет), подготовки к пуску и пуска ракет в автоматическом режиме. Время перевода из походного положения в боевое – не более 8 минут. Время залпа – 1 минута. Время загрузки (перегрузки) двух контейнеров – 20 минут. Максимальная скорость передвижения по шоссе – 70 км/ч; по грунтовым дорогам – 40 км/ч; по бездорожью – 10 км/ч. Запас хода по топливу – 1000 км. Боевой расчет – 3 человека.

Самая мощная белорусская РСЗО – «Полонез-М»

Транспортно-заряжающая машина В-300ТЗМ служит для транспортировки двух пусковых контейнеров (на 8 ракет) и их погрузки (разгрузки) на боевую машину с помощью крана-манипулятора.

На этом наш обзор и завершим, хотя на выставке еще много интересного. Последний день работы – 20 мая.