Свой новейший туристический лайнер Минский автозавод впервые официально представил 10 июля на выставке «Иннопром-2023» в Екатеринбурге. Трехосная машина, рассчитанная на перевозку 61 пассажира (при длине кузова 14.810 мм), вызвала фурор в российских СМИ. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин после знакомства с автобусом лестно о нем отозвался.

Рендер ОАО «МАЗ».

Через две недели с небольшим в Горно-Алтайске с участием Мишустина прошло совещание по развитию туризма и индустрии гостеприимства в РФ, на котором в том числе рассматривалось положение на рынке туристических и междугородных автобусов, где в последнее время начинают доминировать китайские бренды (Yutong, Higer, Zhongtong), и в итоге была поставлена задача наращивать производство отечественной техники в этом сегменте.

Чуть больше недели назад вице-премьер и глава Минпромторга Денис Мантуров в разговоре с журналистами вновь коснулся этой темы и сообщил, что уже в первом квартале 2024 года Группа ГАЗ и «Волгабас» начнут выпуск новых туристических автобусов (оба бренда вывели предсерийные образцы на сертификацию). Более того, к ним может также присоединиться… компания «Соллерс». Это вызвало определенное удивление, ведь «Соллерс» производством автобусов ранее не занималась.

Группа ГАЗ возвращает «Круиз»

В СМИ просочилась информация, что Группа ГАЗ готовится представить обновленный вариант модели «Круиз». Автобус был создан в 2003 году на шасси Scania и до 2014 года выпускался на Голицинском автобусном заводе под индексом ГолАЗ-5291ХХ. Затем производство этой модели было передано на Ликинский автобусный завод.

Туристический автобус ГАЗ «Круиз» (ГолАЗ-5291 / ЛИАЗ-5290). Фото Группы ГАЗ.

Внешний вид (передняя маска) несколько раз менялся. К чемпионату мира по футболу 2018 года была разработана рестайлинговая версия «Круиза». Однако после введения санкций против Группы ГАЗ поставки шасси Scania прекратились, остановилось и производство «Круизов».

Рестайлинговый ГАЗ «Круиз» 2017 года. Фото Групп ГАЗ.

Каким будет «Круиз», который Группа ГАЗ собирается запустить в производство с 2024 года? Характеристика «обновленный» слишком многого не обещает. Можем предположить, что знакомая всем модель будет теперь базироваться на новом шасси (получит новую агрегатную базу). Возможно, несколько обновится и кузов автобуса. Тем более что выпускать его планируют уже не в Ликино, а в Кургане (напомним, Курганский автобусный завод также входит в Группу ГАЗ).

Впрочем, в соцсетях уже обсуждается последняя «инсайдерская» информация: телеграм-канал «Автопоток» утверждает, что ГАЗ готовит к выходу на рынок не «Круиз», а «Вояж». Причем этот автобус может не просто использовать китайское шасси, но оказаться продуктом реинжиниринга (ребрендинга) какой-то выпускающейся китайской модели. Например, компании Foton Motor, с которой у Группы ГАЗ уже налажены тесные контакты (на среднетоннажных грузовиках «Валдай Next» и «Валдай 8» устанавливается бескапотная кабина Foton).

Туристический Foton U12. Фото Foton Motor.

Отметим, что Foton Motor производит не только грузовую автотехнику, но также автобусы разных типов, в том числе 12-метровые туристические U12. Такие лайнеры комплектуются двигателями Cummins и коробками передач ZF.

Междугородный автобус ГАЗ «Вояж» (ГолАЗ-5251 / ЛИАЗ-5250). Фото Группы ГАЗ.

Что касается упомянутого выше «Вояжа», то так называлась междугородная модель ГАЗ с похожей на «Круиз» историей: этот автобус также базировался на шасси Scania (правда, с менее мощным двигателем) и также выпускался сначала в Голицино, а потом в Ликино.

«Волгабас» по-прежнему ставит на «Дельту»

Холдинг «Бакулин Моторс Групп» (сокращенно «БМГ»), которому принадлежит бренд "Волгабас" (Volgabus), по имеющейся у нас информации, готовит к перезапуску автобус "Дельта". На заводском сайте он, правда, значится как междугородный, но по своим характеристикам вполне может сойти и за туристический.

Volgabus-528505 «Дельта». Заявлен в двух модификациях с длиной кузова 12 и 12,8 м. Фото volgabus.ru.

Как и «Круиз», модель не новая, в двух поколениях. Последнее появилось в 2017 году. В 2019 году «Дельта» получила новую переднюю маску. Здесь проблема та же – попавшая под санкции агрегатная база. Крайняя «Дельта» создавалась под двигатели MAN, коробки передач и ведущие мосты ZF – все это сейчас недоступно. Теперь, очевидно, будет что-то китайское.

Кстати, китайские двигатели Yuchai уже давно устанавливаются на городские, пригородные и междугородные модели «Волгабас». Так что, по-видимому, они появятся и на «Дельте».

Что собирается выпускать «Соллерс»

Компания «Соллерс» занялась активным импортозамещением на рынке коммерческой техники. В конце прошлого года на бывшем совместном с Ford предприятии в Елабуге освоила производство малотоннажников Sollers Atlant и Sollers Argo (обе модели выпускаются по лицензии китайской JAC Motors). Затем объявила о локализации производства китайских дизельных двигателей. И вот новая заявка – производство туристических автобусов. Об этом агентству «Интерфакс» сообщил вице-премьер правительства России Денис Мантуров: «Компания «Соллерс» также ведет переговоры о запуске производства таких автобусов в ОЭЗ (особая экономическая зона) «Алабуга» с восточным партнером».

Партнер не назван, но легко предположить, что и в данном случае не обойдется без JAC. А если так, то тогда кандидатом №1 можно считать компанию Anhui Ankai Automobile Co., Ltd. (Ankai), которая через материнскую Anhui Jianghuai Automobile Co., Ltd. входит в состав JAC Group.

Автобус Ankai A9 на выставке БАМАП-2023.

Автобусы под брендом Ankai выпускаются с 1997 года. Тогда же было подписано лицензионное соглашение на производство в Поднебесной туристических автобусов Setra. В 2001 году китайская компания получила лицензию на выпуск модели S 315 под именем Ankai Setra.

Автобус Ankai A9 на выставке БАМАП-2023.

Одна из последних разработок Ankai – туристическая модель A9, в которой легко узнаются немецкие «гены». Познакомиться с этой машиной белорусы могли на выставке БАМАП в мае нынешнего года.

КАМАЗ тоже в деле

Не останется в стороне от грандиозного замысла, судя по всему, и КАМАЗ. Глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников в июле заметил, что «совместно с ПАО КАМАЗ в стране создана рабочая группа по направлению производства российских туристических автобусов». Правда, с тех пор никакой конкретики не появилось. А все, что известно было о планах производителя до этого – начало выпуска в 2023 году обновленного электробуса КАМАЗ-6282, пригородного автобуса НЕФАЗ-5299-231-52 в новом облике, автобуса среднего класса КАМАЗ-4290, электробуса КАМАЗ-5222 и троллейбуса КАМАЗ-62825.

Междугородный автобус НЕФАЗ-5292-17-52. Фото ПАО «КАМАЗ».

В настоящее время в модельной линейке ПАО «КАМАЗ» имеется только одна, достаточно «древняя» модель автобуса, которая и туристов на экскурсию может отвезти, и на межгороде отработать. Это НЕФАЗ-5299-17-52. Модель полностью локализована. Двигатель – 250-сильный КАМАЗ-667.521-250 (бывший Cummins). Коробка передач – 5-ступечнатая «механика» КАМАЗ-144. Компоновка салона – на 42, 44 или 46 мест для сидения. Производитель обещает доступную цену, умеренную стоимость техобслуживания и большой срок эксплуатации…

Впрочем, кто как не КАМАЗ может неожиданно всех удивить.

Козыри МАЗа

Новый трехосный 61-местный МАЗ-350, безусловно, производит сильное впечатление. Ни у кого из российских (да и китайских, пожалуй, тоже) производителей в настоящее время и близко нет ничего похожего. Вопроса только два: как скоро Минский автозавод сможет запустить новый автобус в серию и сколько он будет стоить. Да, в России с 1 августа повысили утилизационный сбор на импортную автотехнику. В будущем возможно дальнейшее повышение утильсбора для защиты отечественных производителей. Однако будет ли этого достаточно, чтобы по-настоящему заинтересовать потенциальных покупателей?

МАЗ-350. Рендер ОАО «МАЗ».

Возможно, ответы будут уже в начале сентября – Минский автозавод планирует привезти МАЗ-350 на выставку COMTRANS 2023 в Москву. Будем надеяться, что представители предприятия смогут добавить конкретики и по срокам постановки в производство, и по предполагаемой стоимости своего флагмана.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!