«Евразийский электробус» – это международный кооперационный проект по производству электротранспорта, который в 2022 году инициировал премьер-министр Республики Беларусь Роман Головченко и который в прошлом году был поддержан на уровне Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Суть белорусских предложений: чтобы удовлетворить потребности союзного рынка в современных электробусах, которые отвечали бы высоким стандартам качества и в то же время являлись высоколокализованной продукцией, необходимо объединить ресурсы и усилия всех заинтересованных стран – членов ЕАЭС для организации серийного производства унифицированных узлов и агрегатов.

Только в Беларуси и России восемь компаний в настоящее время заняты выпуском электробусов: «БКМ Холдинг», «Волгабас», КАМАЗ, ЛиАЗ, МАЗ, «Синара», «Транс-Альфа», «ПК Транспортные системы». Все они могли бы использовать общую агрегатную базу (оси, портальные мосты, подвески), аккумуляторные батареи, тяговые электромоторы, электрические и электронные компоненты. При этом многие из названных компаний в настоящее время испытывают сложности с приобретением комплектующих: что-то выпускается в недостаточном количестве (нехватка производственных мощностей, оборудования), что-то – ненадлежащего качества, что-то вообще не производится в ЕАЭС. Проблемы с комплектующими может решить промышленная кооперация между государствами.

Представленный на выставке белорусский электробус – пример того, как может быть организована эта кооперация. Электробус E321 «Ольгерд» – это серийная модель, уровень локализации которой по ЕАЭС составляет 80%. Самый настоящий «евразийский электробус». Компоненты российского производства в данном электробусе – независимая передняя подвеска, профильные трубы каркаса, сиденье водителя, диски колес, информационные системы. Белорусские компоненты – системы накопления энергии и управления тяговым двигателем, внешний и внутренний пластик, светотехника, кондиционеры, эмаль, стекло. Такие компоненты, как тяговые электродвигатели, аккумуляторные батареи, контакторы, рулевые механизмы, пассажирские сиденья, шины, могут быть как белорусского, так и российского производства (все зависит от пожеланий заказчика). Однако остается еще 20% компонентов, которые требуют локализации, – их производство следует развернуть в странах ЕАЭС в самое ближайшее время, так как нужно стремиться к полной импортонезависимости.

Отметим, что электробус E321 «Ольгерд» выпускается в двух вариантах: с ультрабыстрой зарядкой (запас хода до 70 км) и медленной «ночной» зарядкой (запас хода до 250 км).

Электробусы E321 «Ольгерд» с ультрабыстрой зарядкой работают в Минске (9 единиц), Красноярске (11) и Сочи (1). С ночной зарядкой – в Шклове (15) и Гродно (1). Семь электробусов поставлены в Краснодар и ожидают выхода на маршруты краевой столицы.

Добавим, что на выставке «ЭлектроТранс-2024», кроме БКМ E321 «Ольгерд», был представлен еще только один электробус – модели «Сириус» нового поколения от вологодской компании «Транс-Альфа». Его впервые показали на V Международном транспортном фестивале SPbTransportFest-2024 в Санкт-Петербурге. Тем не менее нынешним летом в Северную столицу России должно быть поставлено 28 таких машин с ночной зарядкой. Производитель гарантирует запас хода не менее 240 км.