– Этот автомобиль был куплен в 2018 году новым в салоне Lada. На тот момент у нас уже лет пять был Largus с "начинкой" от Renault. Он неплохо зарекомендовал себя, но его достоинство – практичность, а не комфорт.

Назрела необходимость взять машину для жены. Она получила водительские "права" и теперь могла не отвлекать меня от работы, потому что ее нужно было возить по каким-то делам. Хотелось взять что-то не такое утилитарное, как Largus, но сразу в салон Lada мы не пошли, рассматривали разные варианты, в том числе и подержанные. Одна модель не подходила, потому что была слишком крупная, другая не нравилась внешне, третья не вписывалась в доступную цену.

Что супругу устраивало однозначно – высокая посадка, чтобы лучше была обзорность. В итоге решили купить XRay. Он подходил по всем параметрам. Выбрали комплектацию "Люкс". Если не считать отсутствия "автомата", в машине имеется все, что могли в нее поставить на заводе. Есть датчики света и дождя, задние парктроники, подогревы передних сидений. Очень хорошо работает кондиционер, в жару быстро салон охлаждает.

Плохо, что не предусмотрен круиз-контроль, – в дальних поездках вещь нужная и удобная. Впрочем, на круиз-контроле расход топлива выше, а он и так великоват. Дополнительно поставил у дилера фаркоп и стальную защиту двигателя. Фаркопом пользовался – машина нормально тянет.

Еще сразу у дилера сделали антикор. На мой взгляд, сделали качественно, на материалах не экономили, залили все, что можно. Еще полгода, если машина стояла на солнце, из ниш что-то вытекало. Делать антикор снова пока нет никакой необходимости – ни "жуков", ничего такого, что подтолкнуло бы повторить обработку, не вижу. Поставил "мухобойку" на капот, надел на сиденья чехлы – и все, ездим.

Проехал XRay после покупки 47 с половиной тысяч километров. Двигатель бензиновый 1.8. Первое впечатление после того, как забрал автомобиль из салона, – купил непонятно что. Машина была "тупая" до ужаса, не тянула совершенно, хоть выходи из нее и подталкивай сзади. Жена как начинающий водитель ездила и радовалась, а у меня, как сяду за руль, на городскую езду нервов не хватало.

У дилера сказали: есть такая проблема, но потерпите, пока автомобиль не пройдет обкатку. И действительно: где-то на третьей тысяче километров начала “просыпаться”, а затем все нормализовалось. Конечно, после обкатки гоночной машиной XRay не стал, но в городском потоке держится уверенно, разве что при резком разгоне мотор ревет.

Последнее время о двигателе 1.8 появилось много негативных отзывов. Люди жалуются на "масложор", другие проблемы. У нас, тьфу-тьфу-тьфу, все в порядке, вопросов по мотору нет, от замены до замены доливать масло не требуется.

Единственное – топлива двигатель берет многовато: в городском режиме расходуется в районе 9 литров на 100 километров, по трассе ниже 7,5 на "сотню" не бывает. На мой взгляд, это немало, учитывая небольшие размеры и вес автомобиля, а также то, что обычно он не ездит с загрузкой под завязку.

И есть вопрос к конструкторам: почему на приборный щиток не выведены показания температуры охлаждающей жидкости? Ты понятия не имеешь, прогрет двигатель или нет, а может быть, мотор и вовсе уже готов перегреться. В жару и в пробках я только по тому, как часто включается вентилятор, начинаю понимать, что двигатель сильно нагрелся.

По гарантии делалось лишь нулевое и первое ТО. Затем от гарантии отказались. Не потому, что дорого, а потому что поддерживать ее для этого автомобиля не имеет смысла – в нем нет ничего сложного, что может сломаться так, что никто с этим, кроме "официалов", не справится.

На официальном сервисе разрешали привозить свое масло, лишь бы оно имело соответствующий допуск, и фильтры. Но в таком случае почему не обслужить двигатель на стороннем сервисе? Опять-таки АВТОВАЗ рекомендует лить масло "Роснефть", а я предпочитаю немецкий Hessol. Его всегда заливал в Largus – оно дороже, но это качественное масло. Последнее ТО вместе с работой и материалами, если не ошибаюсь, обошлось в районе 115 долларов.

А вот по КАСКО машину страхую. Кстати, было ДТП. Февраль, гололед… Я как раз сидел за рулем, остановился на светофоре и вижу в зеркале – сзади юзом идет Audi Q5. Удар был очень сильный. Подумал, что корма пойдет гармошкой, но последствия для XRay удивили. В нескольких местах треснула краска на заднем бампере, логотип Audi отпечатался на двери багажника, замок в ней перестал работать, но это все.

У Audi повреждений было больше, выглядели они гораздо серьезнее, даже радиатор пострадал, так что краш-тест XRay выдержал достойно. Правда, когда у дилера устраняли последствия ДТП, бампер не перекрашивали, а заменили, хотя он был целый. Также заменили усилитель бампера, а заднюю дверь вытянули в районе замка и перекрасили. Позже показал ее специалистам по кузову. Сказали: сделано идеально, не придерешься.

Коробка передач механическая 5-ступенчатая. Думал, может, с автоматической коробкой будет лучше, но, к моему удивлению, жена от "автомата" категорически отказалась, а ездить-то ей. Ее в автошколе учили на "механике", в нашем Largus она поездила на “механике” и уперлась: "автомат" не хочу. Цвет тоже выбрала жена, а остальное отдала на мое усмотрение.

Супруга в основном и ездит, а я сажусь за руль лишь по мере необходимости или во время каких-то совместных дальних поездок. Эксплуатируется машина преимущественно в городе, лишь в 2019 году съездили в путешествие в Польшу и Калининградскую область. Затем началась пандемия и перечеркнула все планы на какие-то заграничные поездки.

На пробеге 40 тысяч километров полностью сгорела гофра в выхлопной системе. Меня это не столько удивило, сколько рассмешило: что за ерунду ставят на АВТОВАЗе на эту машину в "оригинале"? Где это слыхано, чтобы оригинальная гофра развалилась за такое короткое время?

Узнал на дилерском сервисе, в какие деньги обойдется замена. Затем съездил на авторынок “Малиновку”, там купил гофру за 25 долларов и за 20 поменял на СТО, которая находилась рядом с рынком. Собственно туда меня отправил продавец гофры. Поменяли довольно быстро, наверное, в течение часа. У дилера обошлось бы это раза в три дороже. Гофра, правда, неоригинальная, но мне сказали, что по качеству она серьезнее.

К счастью, это единственная техническая проблема, с которой довелось столкнуться. И был отзыв по гарантии, хотя на гарантии в тот момент мы уже не находились. Мотор работал тихо, под капотом никаких вибраций, но официальный дилер пригласил приехать и поменять какой-то элемент в креплении двигателя, потому что наша машина попала в партию, где был заводской брак по опорной подушке мотора. Заменили бесплатно.

Подвеска не беспокоила. Передние тормозные колодки менялись один раз. Стоил комплект оригинальных колодок в районе 65 рублей. Неоригинальные колодки не намного дешевле. При такой разнице в ценах "неоригинал" покупать нет никакого смысла.

Задние тормоза барабанные. Архаично, как в советские времена, но должны выдержать гораздо дольше передних. Правда, если жена в мороз оставляет машину на "ручнике", примерзают колодки к барабанам за милую душу.

Обзорность, как я говорил, хорошая, "мертвые" зоны минимальные, но назвать посадку за рулем комфортной не могу. Во всяком случае после 300 километров я устаю. Думаю, сказывается то, что при росте 186 и не худеньком телосложении мне за рулем сидеть тесновато. У жены рост 155, она никаких проблем не испытывает, ей нравится.

В принципе регулировок положения водительского сиденья должно хватать на любой рост, но если за рулем супруга, за ней спокойно сядет взрослый пассажир, даже я, а вот если машину веду я, за мной можно посадить только ребенка. Сейчас сиденье отрегулировано под меня, сзади слишком мало места для ног остается.

К проходимости претензий нет. Несколько раз попадал в грязь, когда ездили по грибы, но не застревал, а выбирался своим ходом. Выручал и дорожный просвет, и то, что резина довольно широкая – 205 миллиметров. По песку приходилось ездить – не закапывался.

В недостатках то, что машина чувствительна к боковому ветру. Если он сильный, во время движения по трассе приходится ее ловить и постоянно подруливать. Наверное, сказывается то, что автомобиль сравнительно высокий и форма кузова у него такая, – отсюда парусность.

Для езды по трассе свет слабоват. У меня есть другой автомобиль 2020 года, тоже покупался новым. И на нем свет не устраивал, но когда вместо штатных поставил в фары более мощные лампы, стало гораздо лучше. Теперь собираюсь такие же лампы поставить и в эту машину.

При наличии в семье более практичного другого автомобиля в качестве грузовика XRay не используется. Прицеп таскали, но в багажном отделении ничего крупногабаритного не ездило, даже к теще на XRay мы выбирались лишь несколько раз, а обычно ездим на другой машине. Несколько хозяйственных сумок в багажник загрузить можно, этого для поездок по магазинам достаточно, а вот втиснуть, например, детскую коляску, думаю, будет проблемой. Есть "подполье", куда можно сложить какую-то мелочовку, а еще ниже находится полноразмерная "запаска".

Материал, из которого изготовлена полка над багажным отделением, отвратительный. Положишь что-то на полку сверху, она изгибается. Перестали класть на полку хоть что-то после того, как увидели, что у нее начал отламываться угол.

Шумоизоляция немного лучше, чем у Largus. Тот был барабан барабаном, о XRay это тоже можно сказать. Шумоизоляцию можно было бы улучшить, но мы дополнительно ничего не делали, потому что проявляется этот недостаток больше при движении по трассе, а машина эксплуатируется в городе.

Заправляется автомобиль только 95-м бензином, хотя производитель допускает использование 92-го. Кстати, пробку с замком я докупил, а штатная пробка на ключ не замыкалась – сэкономили. Решил, что на всякий пожарный лучше бензобак замыкать, тем более что стоила пробка с замком каких-то смешных денег – рублей 25, по-моему.

Если не предъявлять особых или, вернее, повышенных требований к комфорту, вместительности или динамике, XRay – нормальный автомобиль. В недостатках только то, что шумный, да и расход топлива хотелось бы поменьше, но тут уж как есть. Из-за особенностей этой машины в плане практичности и размеров салона лично я отношусь к ней как к дамской, но ведь и покупали мы XRay как второй автомобиль в семье, а в этом качестве он нас вполне устраивает.

Если вам есть что рассказать о своем автомобиле, свяжитесь с нами, пройдя по ссылке. Бонус за рассказ – бесплатная мойка автомобиля при содействии автомоечного комплекса "Автобаня" (Минск, ул. Брыля, 2, +375 29 355-42-55)