«Миниатюрная тележка по цене Ford Fusion»

– Fiat купили в Нидерландах в 2020 году в автосалоне, который занимается классическими автомобилями. Этот Fiat 500 продавался после полной комплексной реставрации, которой в наших условиях, как оказалось, хватило на два месяца. Но он очень красиво выглядел, как новый. Плюс 1971-й – это последний год старой панели, уже с 1972-го пошла панель, больше похожая на «копеечную» и «жигулевскую». Много пластика и мало металла, уже не та история. По сути, эта машина – последний год выпуска того Fiat 500, которого принято считать классическим.

Дорого ли было его сюда привезти? Смотря что считать за дорого. У нас люди не умеют принимать принцип «много денег за мало автомобиля». Если ты отдаешь полную «таможню», везешь откуда-то издалека, то должен получить автомобиль не меньше Cadillac DeVille шесть метров длиной и два с половиной в ширину. А Fiat 500 – это миниатюрная тележка по цене, образно говоря, Ford Fusion. На те времена это было что-то из ряда вон, однозначно.

Таких Fiat 500 в Беларуси просто нет, а это очень классная и забавная машина. Это магнит для людей, несмотря на свой цвет. Она яркая – буквально за 5 минут собирает все внимание в любом месте, куда бы ни приехал. И на Fiat очень кайфово ездить, это такой «полукабриолет».

Такого в этом году еще не было: пока мы снимали Fiat 500, с ним буквально каждую минуту кто-то пытался сфотографироваться!

Дебют этого Fiat 500 случился в 2020 году на первом Vintage Day в «Песочнице». Он там стоял под вывеской Coca-Cola и был центральной фигурой фотозоны. С ним очень часто фотографировались. Машину я не гнал специально к выставке. Когда мы привезли ее, даже не было мысли о Vintage Day, шел март.

«Пока ехали в Питер, дважды отвалился глушитель»

В Беларуси с машиной, по большому счету, ничего не делалось. Мы только перекрасили одно крыло. Пока не хотим загонять в полную работу. Поэтому делаем по элементам: одно крыло, второе и т.д. В Нидерландах автомобиль делали на скорую руку, не по технологии. Скорее всего, он не был нормально высушен после покраски. Выглядела-то машина классно, вот только краска вскоре потрескалась, а под ней вылезла ржавчина. Весь кузов надо переделывать.

Технически машина в отличном состоянии. В этом году она ездила в Питер – а это 2000 километров – и прошла их налегке. Расход топлива? Как такового датчика уровня здесь нет, я езжу по одометру. На последние 260 километров потратил 22 рубля, и это был полный бак. Сколько получается расход? Литров пять? Возможно, больше, но это с учетом того, что на Fiat 500 медленно не ездишь. Несмотря на 18 л.с., он озорной и юркий.

Коробка передач в этой машине четырехступенчатая, а в моторе два цилиндра и 500 куб. см. Это так называемый дорестайлинговый двигатель. Конечно же, здесь воздушное охлаждение. Сзади независимая подвеска на косых рычагах, поэтому колеса смотрят домиком, а при загрузке задней части они выравниваются. Спереди используется поперечная рессора. Все очень просто, дешево и надежно. Это автомобиль послевоенной нищей Европы, который возил всю Италию и не только ее.

Самое смешное, что в первый год эксплуатации я поменял масло в моторе, слил то, что было залито еще в Нидерландах. После поехал из дома до города, а это 20 с лишним километров, и постоянно загоралась лампа давления масла. Естественно, мотор перегревался и потом не заводился.

Все решилось повторной заменой масла и заливкой стабилизатора. Слил 15W40, залил 20W50. Сейчас даже в самую лютую жару мотор не греется, ему достаточно своего охлаждения, а лампа давления масла не горит. Эти машины проектировались для куда более жаркой Италии, и катаются по всей стране, не только в холодных регионах. Все «воздушники» построены на трех китах: зажигание, масло и свечи. Перекрутил зажигание? Будет греться. Неправильное масло? Опять будет греться. То же самое и со свечами зажигания.

Мне с ростом 192 см очень удобно внутри, несмотря на скромные габариты Fiat. Рулится он очень легко, педали понятные. Как бы это смешно ни звучало, но 500 воспринимается как иномарка, даже несмотря на то, что ей 53 года. Я чувствую, что у нее есть запас прочности и надежности. Даже во время летней поездки в Питер проблемы возникли только с глушителем, он дважды отваливался.

А так по трассе легко едешь на 80 км/ч. Это удобная скорость для машины, выше для ушей не очень приятно. Шумоизоляции здесь вообще нет, а мотор очень хорошо слышно. В Нидерландах поставили какой-то дорогой «гоночный» глушитель, и он довольно громкий. Но в городе вообще никаких проблем – открыл крышу и окно, едешь и кайфуешь, пальчиком рулишь.

Насколько сложно обслуживать Fiat в Беларуси? Да как и любую старую машину. Никаких проблем при определенных навыках и привычках закупать некоторые вещи заранее. К примеру, в Европе есть клубы и сайты по Fiat 500. На них можно купить целую машину буквально до последнего болта. Понятно, что сейчас есть проблемы с ввозом, но если к этому подходить с умом, то вопросов с сезонной эксплуатацией такой техники нет.

«На пятом году жизни мы наконец-то подружились»

Я называю этот автомобиль Луиджи из-за персонажа, который был в мультике «Тачки». Этот Fiat – стопроцентный Луиджи. У него есть свой характер. На пятом году жизни мы наконец-то подружились. Поначалу у него была привычка не заводиться в любой неподходящий момент. Нужно ехать – что угодно делай, все проверяй, но он не заведется. А когда не надо – заводится и едет, как ни в чем не бывало. К счастью, в этом году он уже радует прекрасной работой, заводкой в любую погоду и отсутствием проблем. Видимо, понял, что просто стоять не будет, будет ездить даже на треке.

В Стайках на ретрогонках я ехал на нем почти на все деньги. Страшнее всего было из-за отрицательного развала сзади. После перевернутого «Москвича» я боялся, что повторю его судьбу, и однажды был момент на грани, чуть-чуть приходилось притормаживать. И опять-таки, здесь узкие 12-е шины, а машина высокая, мотор не самый быстрый. Тем не менее в некоторых заездах Fiat 500 был быстрее и куда более свежих машин. Когда пошел дождь и многие притормаживали, мы только прибавляли.

В 2020 году мы наездили почти 5000 километров. В этом – уже 3000. Автомобиль катается периодически, раз в неделю точно. Что в планах? Перекрасить, исправить косяки голландской реставрации и будем дальше эксплуатировать. Это символ Vintage Day с самой первой выставки, поэтому Fiat будет продолжать кататься везде и всюду.

Эту и другие редкие ретромашины вы сможете увидеть 31 августа и 1 сентября на юбилейном Vintage Day. Выставка пройдет в Футбольном манеже (проспект Победителей, 20/2). О цене билетов и времени работы выставки ABW.BY сообщал ранее.