Юрий ввозит электробайки в Беларусь более 5 лет. Самым популярным брендом у нас он называет White Siberia. Марка создана россиянином, но производится в КНР. Мы спросили у Юрия про особенности электробайка и протестировали одну из моделей – White Siberia Super Soco TC.

– Super Soco TC – самая слабенькая в линейке. Мощность мотор-колеса – 1,9 кВт. Максимальные 60+ км/ч байк может показать только на заряде более 70%. Далее скорость снижается где-то до 56 км/ч. Мотор-колесо достаточно тяжелое, и необходимо время, чтобы оно раскрутило само себя.

Примерно такие же цифры по запасу хода. 50+ км – и можно не опасаться толкать разряженный байк до места стоянки. Как-то раз у меня получилось проехать 62 км. Но весь остаток пути – на нервах, бросая взгляды на процент заряда… Кстати, полное время зарядки – около 4 часов. В комплект входит 10-амперное зарядное устройство, а сама батарея 35 А/ч: снял с байка, принес домой и утром спокойно уехал. Как опция доступен аккумулятор на 70 А/ч. С ним запас хода вырастет более чем вдвое: батарея большей емкости меньше нагружается и нагревается. А значит, ехать можно дальше.

На этом байке установлена интегрированная тормозная система: при нажатии на задний тормоз «подрабатывают» и передние колодки. Передняя вилка без настроек. Задний амортизатор регулируется: я оставил его в самом «мягком» положении, но примерно на один виток можно зажать. За год эксплуатации ничего не отломалось и не отказало. Тормоза поскрипывают, если долго не ездишь. Но с обычными машинами после длительной стоянки примерно то же…

Лично я воспринимаю этот байк как транспортное средство для города, помощника в ежедневных нуждах передвижения. Точно знаю, что в Китае и Европе такую технику массово приобретали для офисных работников. Номер VIN, кстати, у мотоцикла есть – и согласно ему он является мопедом.

Другие модели из линейки – мощностью 2.2, 3 и почти 4 кВт соответственно. Там не мотор-колеса, а двигатели на привычных местах, передача мощности ремнем. Техника гораздо более шустрая, практически на порядок. Эти модели подходят под ту категорию, когда права нужны, а номерные знаки – еще нет.

Тест-драйв электробайка

Нам удалось устроить White Siberia Super Soco TC небольшой тест, чтобы оценить его в движении.

Динамика не вялая, но точно не спортивная – скорее прогулочная. Режим №1 – совсем «детский», не более 40 км/ч. На режиме №3 байк бодро набирает 60 км/ч – ехать быстрее на заряде менее 50% не получилось. Разряд аккумуляторов сказывается именно на динамике, а не на «максималке»: разгон становится заметно более задумчивым, сколько ни выкручивай ручку.

Посадка явно городская: подножки сдвинуты назад, ноги сильно согнуты в коленях, но удобно обнимают «бак». Нагрузка на поясницу приличная – аппарат точно не «дальнобойный», и по своим характеристикам тоже. Рулится байк замечательно, буквально «силой мысли». Обзор в зеркалах великолепный. А вот подвеска жесткая, увы: будто не ты проезжаешь по «лежачему полицейскому», а он по тебе. И клевки при торможении (тормозов более чем достаточно) ощутимые.

Указатель поворота необходимо возвращать в среднее положение не нажатием, а обратным движением. Это совсем уж бюджетное (и устаревшее, если честно) решение, если бы не размещение самой кнопки: точно под большим пальцем, искать не приходится. Приборы под правильным углом, хотя туда почти не смотришь – достаточно следить за остатком заряда. Самое удивительное в этом аппарате – он вообще бесшумный! Ожидаешь хотя бы какого-то жужжания от электромотора… а нет, только шины шуршат, и ветер свистит.

Наш вердикт. White Siberia Super Soco TC – хозяин городских просторов. Заметьте, не их пожиратель, завоеватель и прочий стритфайтер. Это достаточно комфортный, элементарный в управлении и суперэкологичный обитатель городских улиц.

Но именно выезд на улицы, т.е. дороги общего пользования, – главная проблема этого байка. Причем проблема местного значения…

Проблемы с регистрацией

Если бы не нюансы с регистрацией, электробайки были бы гораздо более востребованными в Беларуси, считает Юрий:

– На сегодняшний день зарегистрировать этот мотоцикл невозможно, поскольку он приобретался на территории РФ без оформления ПТС. Оформить ПТС также невозможно – как мне объяснили в ГАИ, потому что товар не прошел таможенную очистку.

Испрашивать в России какие-то сертификаты на эту технику бессмысленно – чаще всего в таких документах тоже будет сложно найти смысл, пишут откровенную ерунду. Я сертифицирую весь ассортимент непосредственно в Беларуси: велосипеды везу в лабораторию на мотовелозавод, по мотоциклам обращаюсь в БелГИСС (ведущая организация республики по стандартизации и сертификации). Процедуры стоят очень дорого, в той же России вышло бы втрое дешевле. Но я хотя бы уверен, что БелГИСС продолжит работать в ближайшие 30 лет – и выданные им сертификаты не аннулируют, как это часто происходит в РФ.

Но даже здесь есть проблемы. Например, не разработан стандарт (СТБ), который бы четко определял мощность электротранспорта. Колесо должно крутиться свободно или под нагрузкой? И как создать эту нагрузку? Лошадиные силы можно измерить, а что с электрической мощностью? Вопросики остаются…

К слову, в России электробайк также нельзя поставить на учет. Но там на них активно ездят. Из документов требуется лишь подтверждение права собственности – грубо говоря, талон из магазина со штампом и вписанными Ф.И.О. владельца.

В наших ПДД формулировки относительно такого транспорта весьма расплывчаты. Поэтому правоприменение по факту отдано сотрудникам ГАИ на местах. Один человек ехал на электробайке по тротуару, его догоняли на машине с мигалкой. Остановили, расспросили, поулыбались и отпустили: нечего предъявить. Другому водителю упрямый инспектор «вломил» 800 рублей штрафа. Пришлось идти в прокуратуру, чтобы наказание отменили… Также многое зависит от твоего собственного поведения. Не убегаешь от ГАИ – обычно отпускают. Но знаю случаи, когда водители не подчинялись требованию остановиться, и в итоге технику у них конфисковали.

Разъяснения от ГАИ должны были появиться еще в прошлом году. И пока их нет. Ждем…