Это заявление, на первый взгляд, сделано для того, чтобы оградить американский рынок от доступных китайских «электричек», способных составить серьезную конкуренцию привычным маркам. Дескать, вы тут шпионите за владельцами, поэтому до свидания.

Надо признать, во многом Байден прав: электромобили, имеющие доступ в интернет и оснащенные большим количеством датчиков и камер, транслируют на серверы автопроизводителей разнообразную информацию.

Зачем они вообще это делают?

Сегодня автомобили становятся частью интернета вещей, передавая в сеть массивы больших данных. На основе показаний телеметрии инженеры могут анализировать работу тех или иных систем и видеть проблемы, оперативно устраняя их с помощью прошивок, устанавливаемых «по воздуху». Возможность отследить неисправность или износ тех или иных узлов позволяет заблаговременно пригласить владельца и его автомобиль на обслуживание до того, как произойдет поломка. Ну и, конечно, автопроизводители анализируют поведение потребителей и их предпочтения, получают данные об использовании тех или иных функций. Всё это позволяет выпускать еще более интересные широкой аудитории продукты, экономить на малоиспользуемых опциях и зарабатывать больше.

Но ведь для использования всего функционала многих «электричек» от пользователя требуется регистрация. Казалось бы, что в этом такого: зарегистрировался – и пользуешься всеми современными фишками: управлением со смартфона и прочими удобствами. Но ведь компания, которая выпустила ваш электромобиль, окажется в курсе того, что вы делаете, с кем общаетесь и куда ездите. Ну и пускай, если это поможет сделать нашу жизнь лучше, ведь некоторая информация из состава больших данных полезна и в других аспектах: если, например, страховая имеет к ней доступ и видит, что владелец ездит спокойно и безопасно, то он может получить скидку на страховку. И т.д. и т.п. В общем, на первый взгляд, пользы больше, чем потенциального вреда.

Тем более американский дед как обычно кое-что забыл: сведения собирают не только китайцы, но и, например, Tesla и многие другие автопроизводители. А еще Google и Apple, телефоны с операционными системами которых в кармане носит каждый.

IT-гиганты используют наши данные в первую очередь для персонализации демонстрируемого контента, в том числе рекламы. Но только им известно, какая еще информация о каждом из нас хранится на их серверах. Ведь, анализируя все действия, которые производит владелец в процессе использования своего смартфона, можно собрать на него внушительное досье.

Поэтому, пока мы носим в кармане смартфоны, вряд ли имеет смысл беспокоиться о том, что еще и автопроизводители – китайские, американские или какие-то другие – получат о владельце автомобиля ту или иную информацию. Разработчики мобильных операционных систем всё равно знают о каждом намного больше. Да и не только они собирают о нас разнообразные сведения: торговые сети в курсе наших потребительских предпочтений; банки знают, на что мы тратим деньги; через мобильных операторов можно отследить, где, когда и даже с кем мы находились. Этот ряд при желании можно продолжить. Большой брат подкрался незаметно, более того, мы с удовольствием позволяем ему следить за нами в обмен на комфорт жизни. Оставаться вне колпака в 2024 году можно, пользуясь только таксофоном, не выходя в интернет, перемещаясь по городу с огромным количеством камер хотя бы в медицинской маске и рассчитываясь исключительно наличными.

Со стороны пользователя меня волнует другая потенциальная ситуация: предположим, вы владеете «электричкой», она обновляется, вам доступен весь функционал. И тут, допустим, весь мир, считающий себя цивилизованным, вводит очередные санкции, которым вынужден следовать производитель вашего электромобиля. В результате чего вы получаете «окирпичивающее» обновление с прощальным письмом примерно следующего содержания: «Ввиду сложившейся ситуации использование нашего автомобиля в вашем регионе больше невозможно». Такое реально? Потенциально да. Оно вам надо? Вряд ли.

Конечно, умельцы, пускай и с урезанием части возможностей, наверняка решат вопрос. Вы сможете пользоваться вашей «электричкой». Но жить пониманием того, что транспортное средство в любой момент может превратиться в недвижимость, – сомнительное удовольствие.

Вопрос национальной безопасности

Теперь перейдем к вопросу сбора данных об окружающей инфраструктуре с помощью камер, который действительно касается национальной безопасности. Ведь едва ли не каждый электромобиль, подключенный к интернету, в теории может передавать на серверы производителя всё, что попадает в объективы его камер. А когда таких машин на дорогах одного города появляются сотни и тысячи, то никакие панорамы целенаправленно снимать уже не надо. Передвигающиеся по дорогам «электрички» сами всё снимут.

У вас наверняка уже готов аргумент о том, что любой город и любой важный объект сегодня досконально отсняты со спутников. Безусловно, это так. Но снимки той или иной местности с земли тоже не будут лишними, ведь на их основе можно получить много дополнительной информации.

Легко придумать и другие сценарии использования в шпионских целях данных, получаемых с камер электромобилей. Например, существует возможность доступа к записям видеорегистраторов Tesla. Остается только припарковать машину у интересующего объекта, а спустя некоторое время просмотреть и проанализировать полученные видео.

Наш вердикт

Развитие интернета вещей, частью которого стали и электромобили, безусловно, сделало нашу жизнь удобнее. Платой за это становится отсутствие анонимности. Но в условиях, когда информацию о пользователе собирают все гаджеты, беспокоиться о том, что это делают еще и транспортные средства, просто не имеет смысла.

Вопросы о слежке за инфраструктурой стран и городов через камеры электромобилей наверняка будут подниматься во многих государствах, заботящихся о своей национальной безопасности.

Ну а конечного потребителя в первую очередь должно беспокоить наличие возможности удаленного доступа к его устройствам со стороны их производителей. И если автомобиль с ДВС, не подключаемый к интернету, однозначно будет ездить, пока исправен и заправлен топливом, то новомодная «электричка», которая получает прошивки «по воздуху», после очередного обновления на фоне каких-нибудь санкций может превратиться в кирпич. Нельзя исключать и сценариев вроде «Автомобиль выпущен для использования в Китае (странах ЕС, США, где угодно), и его эксплуатация за пределами указанной территории через 10 дней станет невозможна» или «Срок службы вашего электромобиля истек – пожалуйста, доставьте его на утилизацию». Ну а почему нет?

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!