Что же делать с таким огромным количеством мусора? Ну хоть что-то – «зеленая» эра обязывает. И поскольку пластик в основном состоит из углерода и водорода, энергоемкость которых аналогична традиционным видам топлива, решение очевидно. А перспектива использования мусора для заправки машины не так уж далека от реальности.

Как заставить пластик работать?

Прежде чем попасть в бак автомобиля, пластиковые отходы должны пройти процесс переработки. В настоящее время существует три вида: механическая переработка, сжигание и химическая переработка. Самым популярным и используемым сегодня методом является механическая переработка. Она включает в себя измельчение пластиковых отходов для повторного использования в аналогичных продуктах, таких как коврики, упаковка, обувь, пластиковые куртки, скейтборды и строительные материалы. При этом механическая переработка не меняет химическую структуру материала, что позволяет многократно повторно использовать/перерабатывать полимерные материалы, создавая замкнутый цикл. Однако этот процесс критикуют многие экологи, поскольку во время механической переработки в окружающую среду выбрасывается большого количества вредного микропластика. А сам переработанный пластик содержит токсичные химические вещества.

Второй вариант – сжигание. Печи, сжигающие пластик и другие бытовые отходы, могут производить достаточно тепла и пара, чтобы вращать лопасти турбин или вырабатывать электроэнергию для местной сети. Таким образом пластиковые отходы можно преобразовать в тепло и электричество. Но этот метод также не экологичен, поскольку сжигание пластиковых отходов приводит к выбросу в воздух токсичных газов, тяжелых металлов и прочей гадости. Это плохо как для окружающей среды, так и для нашего здоровья.

Последний метод – химическая переработка, которая считается наиболее перспективным процессом с наименьшими негативными последствиями. При этом методе сначала меняется химическая структура отходов, а затем их обратно превращают в вещества, которые можно использовать в качестве сырья для производства пластмасс или других продуктов. Существуют различные технологии химической переработки, но самая популярная из них – пиролиз. Это метод нагрева при температуре от 400°С до 650°С в среде с ограниченным содержанием кислорода, при котором пластик разлагается на компоненты (газы, масла и углерод).

Действительно ли пиролиз – луч надежды?

Сторонники пиролиза обещают сделать из отходов полезное топливо, а свалки и вовсе превратить в нефтяные месторождения будущего. Другими словами, дешевая и чистая энергия – что еще нужно автомобильной промышленности, которую со всех сторон критикуют за выбросы? Но не все так прозрачно. Некоторые эксперты утверждают, что этот процесс тоже не так экологичен, как кажется на первый взгляд.

Во-первых, производство топлива из углеводородного продукта означает, что при его сжигании все равно образуются углекислый газ и другие парниковые газы. Во-вторых, пиролиз не соответствует идеальным научным моделям. При этом процессе трудно обеспечить получение одного и того же продукта каждый раз, когда исходный материал меняется. Учитывая разнообразие типов пластика, в действительности при пиролизе эффективно перерабатывается лишь его часть.

Помимо этого, одним из существенных недостатков нового топлива, собственно, как и других его видов, является то, что любой двигатель, котел или печь создаются с учетом особенностей ископаемого топлива. Поэтому, с точки зрения производства, быстрый переход на эти альтернативные виды топлива влечет за собой огромные инвестиции, операционные риски и другие неопределенности, которые могут привести к убыткам для компании.

Также на реальных заводах из одной тонны пластиковых отходов обычно получают около 450 литров жидкого топлива, хотя эта цифра может варьироваться и доходить даже до 800 литров. Однако качество получаемого топлива во многом зависит от качества и загрязненности сырья. В настоящее время его цена все еще несколько выше, чем у обычного топлива.

Несмотря на все минусы и по мере того, как мир переходит к новым устойчивым источникам энергии, биотопливо может сыграть важную роль в будущем. В первую очередь из-за того, что запасы нефти сокращаются, а последствия изменения климата усиливаются. Кроме того, использование отходов в качестве топлива приведет к значительной экономии затрат на их захоронение и сжигание. Однако в настоящее время биотопливо обеспечивает лишь 5% сегодняшней потребности в жидком топливе. Какой процент здесь от пластика – можно только гадать. Поэтому более доступной экологичной альтернативой можно назвать электромобили. Хотя и тут есть много подводных камней. В крайнем случае всегда можно преодолеть необходимое расстояние на велосипеде или пешком.