В марте был нанесен первый удар по покупателям, приобретающим автомобили у официальных продавцов: постановлением Совета Министров Беларуси №185 были существенно повышены ставки утилизационного сбора для юридических лиц, ведь суммы уплаченного утильсбора включаются в итоговую стоимость автомобиля. Очередная порция адреналина, которую получили компании по пригону авто и их клиенты, прилетела с выходом постановления Совмина от 18 июня 2024 года №432, которое внесло коррективы в порядок взимания утильсбора в отношении автомобилей, ввезенных из стран ЕАЭС.

По своей сути утилизационный сбор – это не налог на автомобиль, а фактически платеж за то, что вы (или кто-то по вашему поручению либо компания по собственной инициативе) ввозит в Беларусь автомобиль. Мы уже рассказывали, куда тратятся огромные суммы утильсбора, и даже привели комментарий пресс-службы Министерства финансов, что утилизационный сбор наряду с другими источниками формирования используется на финансирование расходных обязательств государства (социальная политика, образование, медицина, безопасность и т.д.), т.е. ничего общего с утилизацией автомобилей не имеет. В пополнении бюджета нет ничего плохого, но, полагаем, автовладельцы были бы рады среди расходных статей видеть что-то имеющее отношение к автомобилям.

Откуда дровишки?

Начнем издалека. То, что при импорте автомобилей в Кыргызстан из стран, не входящих в ЕАЭС, их стоимость существенно занижается, а региональные таможенные органы на это просто закрывают глаза, было известно давно. И инвойсы успешно занижались, и порой заявленная стоимость уменьшалась более чем наполовину. И это при том, что в других государствах – членах ЕАЭС в силу разных причин это технически невозможно.

Самые лояльные таможенные правила среди всех стран ЕАЭС открывали лазейку ввезти автомобиль с минимальными платежами. Именно такая система, а точнее – полное отсутствие системы контроля цен, позволила в определенный момент стать Кыргызстану одним из основных импортеров автомобилей в таможенное пространство EAЭC: согласно данным Национального статистического комитета Кыргызстана, в 2023 году из 61 страны мира в Кыргызстан было ввезено 184 789 автомобилей, что в 1,8 раза больше, чем за предыдущие 5 лет.

Сколько веревочке ни виться…

Первой страной, которая ввела заградительные пошлины, стала Россия. Еще 14 февраля 2024 года стало известно, что недоплаченные суммы таможенных платежей, возникшие из-за разницы в оценке автомобилей в России и стране ввоза авто на таможенную территорию ЕАЭС, будут взиматься в виде увеличенного утилизационного сбора. И машины из Кыргызстана, которые стало невыгодно везти в Россию, поехали в другие государства, в том числе и Беларусь.

Многие предполагали, что аналогичные меры примет и Беларусь, поэтому введение заградительной пошлины в виде утильсбора, учитывающего разницу сумм растаможки при ввозе автомобиля на таможенную территорию ЕАЭС и аналогичной суммы согласно белорусскому законодательству, по большому счету, не было неожиданностью. Но «сюрприз» все же был.

Обидно другое: в результате нововведений пострадали прежде всего конечные покупатели: подавляющее большинство транспортных средств, ввезенных в Беларусь через Кыргызстан, предназначалось именно для личного пользования, ведь перепродажа в Россию из-за доначисления утильсбора потеряла всякий смысл.

Машина вроде есть, но ее как бы и нет

Как оказалось, белорусов, ввозивших авто через Кыргызстан, сейчас поставили перед фактом: им необходимо подтвердить законность ввоза транспортного средства на таможенную территорию EAЭС. Для этих целей владельцы таких авто получают требования разместить автомобиль в пункте таможенного оформления. Неподчинение требованию грозит наложением штрафа от 2 до 100 базовых величин, общественными работами или административным арестом (ст. 24.3. КоАП). Подчиняясь требованиям, привозят, оставляют и… не знают, как забрать.

«Проводится проверка» – такова суть ответа на обращения автомобилистов, вынужденных стать пешеходами. И все бы хорошо, только вот такие проверки проводятся не день и не два – иногда срок нахождения автомобиля на СВХ исчисляется месяцами. В распоряжении редакции ABW.BY находится обращение нашего читателя в Минскую региональную таможню с просьбой прояснить, когда ей вернут автомобиль, который она предоставила в МРТ в мае 2024 года.

«До настоящего времени данное транспортное средство мне не возвращено, о результатах проверки законности ввоза автомобиля на территорию Республики Беларусь не сообщается, что препятствует реализации права собственности, гарантированного Конституцией Республики Беларусь».

В ответе региональной таможни есть ссылки на законодательные акты, согласно которым транспортное средство находится в зоне таможенного контроля, но нет главного: когда проверка закончится и владелец сможет поставить авто на учет.

Неужели таможенные органы Кыргызской Республики работают настолько медленно, что не могут быстро подтвердить достоверность предоставленных документов? Или, может, дело в почтовой связи? Согласитесь, почти два месяца ожидания – это уже перебор. И это при том, что такая вынужденная стоянка платная: 9 рублей в день.

Заплатить сейчас или поставить на учет через год

Можно было бы предположить, что удержание автомобилей связано с тем, что изменения, внесенные в постановления Совета Министров от 01.06.2019 №437 и от 30.12.2022 г. №951, вступают в силу 1 июля, но эти изменения будут распространяться на автомобили, с даты ввоза которых прошло менее года и в отношении которых не был предоставлен расчет утилизационного сбора.

«Для целей настоящего постановления критерием при определении ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых (ввезенных) с территории государств – членов Евразийского экономического союза, с даты выпуска таможенным органом которых в иных государствах – членах Евразийского экономического союза до момента представления в Республике Беларусь документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора, прошло менее одного года, является заключение о независимой оценке транспортного средства, выданное юридическим лицом, осуществляющим оценочную деятельность».

В соответствии с п. 3 ст. 306-1 Налогового кодекса Республики Беларусь, в отношении транспортных средств, ввезенных с территорий государств – членов Евразийского экономического союза и подлежащих государственной регистрации на территории Республики Беларусь, применяются ставки утилизационного сбора, действующие на дату представления расчета утилизационного сбора в таможню.

Новый порядок начисления утильсбора будет применяться как к еще не ввезенным в Беларусь автомобилям, так и к уже ввезенным, но по которым утильсбор еще не уплачен.

Т.е. все автомобили, стоимость которых при растаможке в других странах ЕАЭС была занижена или не соответствует стоимости, определенной независимым оценщиком, и в отношении которых до настоящего момента утильсбор не уплачен, «зависнут на СВХ как минимум до 1 июля. Для их «удержания», как было сказано выше, основания найдутся.

И это, к слову, касается не только автомобилей, ввезенных через Кыргызстан. Если у таможенных органов Беларуси возникнут какие-то сомнения и эти сомнения подтвердятся, владелец будет обязан «дотаможить» авто, уплатив увеличенный утилизационный сбор.

Помните старую шутку «даже когда вас съели, у вас есть два выхода»? Так и в сложившейся ситуации: можно или заплатить утильсбор по новым ставкам, или поставить ввезенный автомобиль во дворе «отстояться», дождаться, когда пройдет год с момента выпуска автомобиля в свободное обращение (ввоза в Беларусь), и уже тогда предоставлять автомобиль на независимую оценку. Но привезти машину и смотреть на нее из окна дома в течение года – так себе идея. Да и ждать с моря погоды тоже не вариант: мало ли что за год изменится?