«На одометре 39 000 километров, а в сервисной книжке 135 000»

Для Артема этот мотоцикл стал третьим после восстановленной до идеала Jawa 350 и Kawasaki Zephyr 550. О том «японце» ABW.BY рассказывал ровно четыре года назад. С той поры место Kawasaki в личном мотопарке нашего собеседника занял BMW R1100R 1997 года выпуска. Из-за чего пришлось поменять «Каву» и пересесть на «немца»? Слово владельцу мотоцикла:

– На Kawasaki я проездил почти девять лет, а некоторые вещи все-таки надоедают. В планах была покупка мотоцикла побольше и сильно новее, лет на 10–15. Но получилось, что выбрал вместо Kawasaki «немца» всего на год моложе. Хотя этот мотоцикл в лучшем техническом состоянии, он более современный.

Вообще я не собирался пересаживаться на европейские модели. Искал Kawasaki GTR начала 2000-х, хотя модель выпускалась с 1986 года в неизменном виде: квадратный «чемодан», очень большой мотоцикл. В продаже видел несколько вариантов примерно за $2000. Ездил смотреть один из них в мотохаус, посидел в седле, а потом пообщался с продавцом из частных объявлений. Мне сказали, что для города этот мотоцикл будет слишком большим.

А с этим BMW встреча стала случайной. Он стоял в том же мотохаусе, что и Kawasaki GTR. Красивый, намытый. Сел – и не то, что влюбился, но мотоцикл мне очень понравился. В первую очередь из-за внешнего вида и состояния. Некоторые детали выглядели как новые, на них даже не было следов износа, что очень странно для его пробега.

Показания на одометре были любезно смотаны до 39 000 километров. Но в кофре лежала сервисная книжка, в которой указывалась последняя отметка – 135 000 километров. Так что выводы напрашиваются сами собой. Сейчас на одометре 51 000 километров, но фактически, скорее всего, 151 000. Для такого мотоцикла это порядочно, но не катастрофа.

Купил я его за $3100. В мотохаусе, откуда я забирал BMW, скупают мотоциклы в Европе за бесценок и везут к нам, поэтому я стал первым владельцем в республике. Мотоцикл раньше ездил по Швейцарии, по Альпам – первый сезон был сразу на 30 000 километров! Не питаю иллюзий насчет того, что вся техника из Европы привозится к нам в исключительном состоянии. Но мотоцикл действительно оказался хорош».

«Поставил чип за $100 – и ничего не поменялось»

Тем не менее проблемы после сделки все равно были. Перед покупкой читал о «болячках» модели, и вылезли именно те вопросы, про которые писали на форумах. К примеру, стартер сломался на третий день после покупки. Проблема известная, ее решение обошлось мне в «целых» 26 рублей. Нужно было поменять корпус стартера.

Потом мотоцикл начал дергаться. Грешил на бензонасос, поменял его на китайский, но лучше не стало. Он еще и шумел безбожно. Поставил бэушный оригинал, так и езжу на нем, прошло уже 11 тысяч километров. Хотя в сравнении с карбюраторным Kawasaki этот BMW все равно разгоняется не так плавно.

Начитался форумов, а там пишут в стиле «глупые немецкие инженеры просто не знают, как шить «мозги» мотоцикла, есть крутое решение – чип от Грека». Это какой-то немец, и он через интернет продает микросхемы для блока управления. Купил одну такую, она стоила почти $100. Приехала ко мне, поставил ее – и ничего коренным образом не поменялось. Вообще не понял прикола. В интернете пишут, что ставишь этот чип – и будто бы едешь на другом мотоцикле: и динамика бодрее, и расход меньше. Короче, якобы чудеса происходят.

Но я их не ощутил совсем. Несколько раз менял чипы туда-сюда. Как будто бы что-то меняется, но это на уровне плацебо. Если бы не знал, что полез в блок, то и не заметил бы разницы. Сейчас езжу на штатной микросхеме, потому что покупная временами начинала дурить голову: то мотор глох, то не держал холостые обороты.

«Чтобы поменять сцепление, пришлось «раскидать» половину мотоцикла»

Двигатель в этом BMW оппозитный, т.е. цилиндры находятся один напротив другого. Объем – 1100 «кубиков». По сути, как у мотоцикла «Урал», только дешевле!

Сравнивать с моим предыдущим мотоциклом не имеет смысла, все-таки в Kawasaki был рядный карбюраторный двигатель объемом в два раза меньше, а в BMW есть инжектор. Мотор тяговитый, отлично тянет с низов. Красная зона у него начинается с 7000, а у «Кавы» – с 11 000 об/мин.

Для замены масла в двигателе нужен полный «четырехлитровик». От замены до замены мотор смазку не подъедает, меняю ее раз в 8000 километров. Масло лью по спецификации, беру 10W40, обычное автомобильное масло. Ради эксперимента взял «Роснефть», до этого использовал Repsol 20W50 – разницы в работе двигателя не заметил. А в коробку передач залил Castrol.

Кстати, КПП шестиступенчатая. Особенность конструкции – сухое сцепление. Его я успел поменять. Купить нужные детали не было проблемой, они в Беларуси есть. Но ценник негуманный, комплект сцепления в Минске продавался за 1600 рублей. Поэтому мне привезли комплект из-за границы вдвое дешевле. Чтобы его поменять, пришлось «раскидать» половину мотоцикла: нужно было снять редуктор, кардан, откинуть коробку от двигателя. По сути, пришлось снять всю заднюю часть.

Дважды рвался трос сцепления, в первый раз – на ручке. Выточил на токарном станке детальку, и «заколхозил» трос из того, что продается для велосипедных тормозов. Прошел год, и недавно он порвался еще раз. Снова использовал велосипедный трос, теперь сделал иначе, и вожу с собой запасной. Почему просто не поставлю нормальный? В интернете пишут, что даже оригинальный трос, который стоит в районе $60–70, может порваться в любой момент. Пока никто не понял, как эту проблему победить,

«Фишка» BMW – это подвеска. Передняя называется «телелевер» – на шаровой опоре и на амортизаторе, который стоит в глубине рамы. А сзади «паралевер» – получается «одноногий» маятник, колесо держится только с правой стороны. Такие подвески используются для управляемости и чтобы мотоцикл не клевал при торможении, он просто мягко присаживается на оба колеса. Для безопасности это большой плюс, заднее колесо всегда подгружено.

Опять-таки, если сравнивать с моей бывшей Kawasaki, то BMW в два раза тяжелее. Из-за этого я мотоцикл несколько раз ронял, стоя на месте. Благо на цилиндрах есть защита. BMW больше Kawasaki, он не такой юркий, в междурядье не полезешь.

Для городских поездок я снимаю кофры. Они заводские, продавались вместе с мотоциклом. Кофры в версии Touring, с широкой крышкой. Еще бывают City, там крышка плоская, но они почти не встречаются. Отдельно кофры стоят, как крыло от самолета. Мне конкретно повезло, что они тут были. Хотя кофры объемные, но шлем в них не помещается.

«Азартным ездокам этот BMW покажется бесконечно скучным»

Расход топлива в городе примерно 7 литров, а на трассе обычно меньше 5. Это мотоцикл для пенсионеров. Тем, кто предпочитает азартную езду, он покажется бесконечно скучным. Управляется он именно туда, куда рулишь, без заигрываний. Может, какой-нибудь особенно умелый «райдер» и цилиндрами будет в поворотах чесать, но я так не умею, езжу спокойно. На этом мотоцикле у меня только один протокол от ГАИ, и тот за неправильную парковку.

Мотоцикл хорош на трассе. Вместе с ним шло ветровое стекло, но я его снял, потому что на скорости поток воздуха с него летел прямо в шлем, и потом от шума болела голова. Снял – и стало заметно лучше. За городом на этом BMW ехать одно удовольствие. Мотоцикл тяжелый, дорогу держит как влитой. Крейсерскую скорость 120 км/ч он поддерживает вообще без проблем, на тахометре примерно 4000 об/мин. Одна из фишек «оппозитника» в том, что вибраций от мотора минимум. Он работает очень плавно и тихо, здесь штатный «выхлоп» с катализатором.

Фара здесь больше, чем на Kawasaki. Светит хорошо, менять ее не собираюсь. Конечно, можно поставить диодную, но тогда мотоцикл будет выглядеть как очередной безвкусный caferacer-«праэхт». Я этого не понимаю, мне это не нравится.

Катал пассажирок, они довольны. Мне тоже ехать комфортно – в некоторых случаях даже забывал, что передвигался не один. Такой эффект достигается за счет мощности и веса мотоцикла. Сиденье еще при покупке имело трещину, и она разошлась окончательно в этом сезоне. Можно отдать седло в перешив, но пока я ленюсь. Наверное, займусь этим в межсезонье.

Формально на этом мотоцикле я катаюсь третий сезон. «Формально» – потому что купил его в октябре, на исходе сезона, и ездил вплоть до «белых мух», потому что очень хотелось катать и катать BMW. Как я уже сказал, мотоцикл бесконечно скучный, но я ездок не азартный. Поэтому меня плавность хода и тишина работы двигателя устраивают.

Новичкам этот мотоцикл, наверное, не посоветовал бы. Он для них слишком тяжелый. Но если новичок крепкий физически и уверен в себе, есть навык езды больше, чем 18 часов в мотошколе, то в целом брать можно.