Вообще-то Рижский мотормузей я уже посещал ровно 10 лет назад. Но с тех пор экспозиция пополнилась, а главное - сам музей претерпел реконструкцию, в ходе которой стал более "технологичным", а также интерактивным. Чем-то он мне напомнил Туринский автомобильный музей, впрочем, у каждого может быть свой аналог для сравнения. 

Это уже не только выставка автомобилей и старой техники, пусть даже стильно оформленная и разбитая на тематические разделы, а целый набор средств, позволяющих посетителям проникнуться духом тех лет, провести время интересно и с пользой для своего образования.

Скажем, на примере "разрезанного" Oldsmobile А Series 1934 года самым наглядным образом демонстрируется работа двигателя и ряда других систем. А еще можно получить представление о том, как работает механическая коробка передач и межколесный дифференциал…

А вот самый настоящий квест для современного водителя - разобраться, как управляться со всеми этими педалями!

Это, кстати, американский Krastin 1903 года. Его 3,1-литровый двигатель развивал 10 л.с. и разгонял автомобиль до 35 км/ч. 

Немного? Но вот вам знаменитый Benz с 1-цилиндровым мотором объемом менее литра и мощностью 0,75 л.с. - с ним 265-килограммовый самобеглый экипаж разгонялся до 16 км/ч. Само собой, в Риге стоит реплика. 

Но еще раньше, году эдак в 1885-м, водитель вообще педали крутил. Как в этом… Трицикле? Трайке? Веломобиле? В общем, назывался он Premier. 

Время массового выпуска мотоциклов наступило чуть позже. Один из пионеров - бельгийский F/N 1909 года. Одноцилиндровый 247-кубовый двигатель развивал 3,5 л.с. и разгонял двухколесную машину до 45 км/ч.

Инженерная мысль развивалась стремительно, один за другим на автомобилях появлялись новые технические решения. Взгляните на этот BMW 1931 года - у него уже есть относительно современные фары, стеклоочистители, зеркала. Правда, колеса до сих пор спицованные, а указатели поворотов - спрятанные в передних стойках механические флажки…

Немецкий Selve 12/50 1928 года имел 50-сильный 3,1-литровый мотор и разгонял автомобиль до 90 км/ч.

А вот настоящая роскошь 1930-х - Cadillac Fleetwood All-Weather Phaeton, оснащенный 5,8-литровым V8. Конкретно этим автомобилем в 1935-1940 годах пользовался тогдашний президент Латвии Карлис Улманис. 

Но в довоенной Германии были свои производители представительских автомобилей. Перед вами - Horch 853 1936 года, по-настоящему роскошный и мощный. 5-литровый рядный 8-цилиндровый двигатель развивал 100 л.с. и обеспечивал максимальную скорость 135 км/ч. 

Кстати, мы на стенде, объясняющем историю появления современной эмблемы Audi. Четыре кольца - это фирмы Audi, DKW, Horch и Wanderer, объединившиеся в Auto Union. Представители этих четырех марок представлены по соседству.

Далеко не всем раритетам посчастливилось пройти процедуру реставрации и встретить старость в стенах музея. Наглядный пример - две совершенно разные судьбы автомобиля одной марки и модели: слева - холеный BMW 326, справа - аналогичная модель, превратившаяся во "Франкенштейна" после многочисленных замен оригинальных деталей на "что-то подходящее" от советских машин. 

Если вы полагаете, что аэродинамикой в 1930-х увлекалась только Tatra, то ошибаетесь. Один из примеров аэродинамически выверенного и вообще необычного кузова демонстрирует французский Panhard & Levassor ("Панар-Левассор") X77 1937 года выпуска. 

Вытянутые формы, колеса прячутся в крыльях, фары утоплены в кузов и прикрыты защитными решетками… Дополнительные окошки между ветровым и боковыми стеклами - настоящий шедевр! А вы обратили внимание на то, что место водителя расположено по центру?

Но хватало изюминок и в технической части. Например, рядный 6-цилиндровый двигатель объемом 2,9 литра не имел клапанов в классическом понимании! Вместо них было применено золотниковое газораспределение. Двигатель развивал 75 л.с. и обеспечивал максимальную скорость 130 км/ч. 

А вот и знаменитая "Кремлевская коллекция"! На входе - ЗИС-115, да не обычный, а бронированный! Толщина бронелиста - 6,3 мм, толщина бронестекла - 75 мм, поэтому дверные стекла массой 100 кг поднимаются гидравлическими домкратами! Масса броневика - 4100 кг, но 162-сильный 6,0-литровый мотор мог разогнать его до 140 км/ч!

А это фаэтон ЗИС-110Б. Данный экземпляр в 1950-х использовался при проведении парадов. Сегодня при помощи специальной технологии любой посетитель может сделать фото в роли "принимающего парад"!

Ну а по-настоящему уникальный образчик в этой части экспозиции - разбитый Rolls-Royce Silver Shadow 1966 года выпуска. Доверили нерадивому мойщику? 

На самом деле это тот самый автомобиль, на котором генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев попал в аварию в 1980 году (вон "он" до сих пор сидит за рулем). Автомобиль так и не был восстановлен, но, пожалуй, это лишь увеличивает его коллекционную ценность.

Идем дальше - и оказываемся среди техники куда проще. Но это и есть советский автопром, массовый и не очень. Например, вот перед нами 401-й и 422-й "москвичи", причем один из них - с частично деревянным кузовом! Такие "Буратино" действительно выпускались в 1950-х: из-за дефицита стали в послевоенное время использовались альтернативные материалы. В данном случае - каркас из березы, панели из фанеры. Не очень долговечно, зато стильно!

Куда более современный и массовый "Москвич-408". Впрочем, интересен не столько сам автомобиль, сколько оформление экспозиции. Будто перед нами не стенд, а дворик "хрущевки". 

И если заглянуть в "окна", можно увидеть жизненно-бытовые сценки 1960-х!

В этой части, кстати, не только автомобили. Но, например, и мотороллеры. Вот вам "Вятка"!

А вот еще мото- и радиотехника.

И телефоны! Два аппарата я даже успел застать в своем советском прошлом!

А мой более юный приятель, похоже, нет…

Спортивную экспозицию открывает главная звезда всего музея - гоночный Auto Union V16 Typ C/D, оснащенный 6,0-литровым компрессорным V16 мощностью 520 л.с. 

Цифры выглядят внушительно и сегодня, а с учетом массы 800 кг это и вовсе была чудовищная мощь, которую предстояло реализовывать в горных гонках. Максимальная скорость болида составляла 340 км/ч!

Спортивные рекорды "серебряные стрелы" ставили в довоенной Германии, а в 1945-м они в качестве трофея были вывезены в СССР. В 1976 году председатель клуба антикварных автомобилей Виктор Кулбергс обнаружил один из автомобилей на ЗИЛе - и спас его от отправки в металлолом. 

Но машина находилась в плачевном состоянии и пребывала в нем до середины 1990-х, когда ее отдали концерну VAG. В обмен латвийские коллекционеры получили здание для музея и аутентичную копию автомобиля, построенную силами британских компаний Crostwaite & Gardiner и Roach Manufacturing. А отреставрированный оригинал находится и выставляется в Audi Motor Museum. 

Звук работы легендарного двигателя V16 можно услышать и сегодня. Достаточно присесть на диванчик по соседству - и включится фонограмма. 

А вот другое развлечение: надев VR-очки, можно почувствовать себя штурманом раллийного автомобиля. Впрочем, нет, нельзя, для полного вовлечения в процесс не хватает перегрузок…

Еще один красавец довоенной эпохи - французский Amilcar CGS (1924 г.в.). 1,1-литровый 4-цилиндровый двигатель развивал всего 30 л.с. и обеспечивал максимальную скорость 120 км/ч, но по тем временам этого было достаточно, чтобы считать такой автомобиль спортивным. 

А он таким и был! В 1935 году латвийский автогонщик Евгений Канский участвовал на этом автомобиле в престижном Rallye Monte-Carlo и даже выиграл один из этапов. 

А вот и "формулы" советских лет - знаменитые "Эстонии" (на переднем плане - 9-я, на заднем - более современная, но менее скоростная 15-я). Именно такие гоночные автомобили ездили по расположенной по соседству трассе Бикерники в 1960-1970-х годах. 

Рекордные автомобили разных стран и эпох. Справа - ARVW (Aerodynamic Research Volkswagen) 1980 года. Отличная аэродинамика (Сх=0,15) и мощный, но экономичный 2,4-литровый 6-цилиндровый турбодизельный двигатель, развивающий 175 л.с., позволили показать два рекорда: расход 6 литров при скорости 250 км/ч, а также самая высокая максимальная скорость для дизельных автомобилей того времени - 362 км/ч. 

А рядом - рекордный мотоцикл с опорным колесом и воздушными обтекателями ЕКЕ-1, построенный на базе BMW R51. Двухцилиндровый двигатель объемом 494 куб.см, дополненный компрессором, развивал 78 л.с. В 1954 году латышский мотогонщик Эдгар Эрманис на дистанции 2х5 км с ходу установил мировой рекорд - 207 км/ч. 

Полноприводный багги OSCar с 4-литровым V8 от BMW, сконструированный Андрисом Дамбисом для участия в ралли-рейдах, в частности в знаменитом "Дакаре". Эту технику можно было видеть и на белорусских бахах!

Спускаемся вниз, где стоит тяжелая техника. И тут же нас встречает еще одна визитная карточка музея - знаменитый пожарный "Руссо-Балт" D24/40 1913 года выпуска. 4,5-литровый двигатель развивал всего 40 л.с. и разгонял 2,5-тонный автомобиль лишь до 40 км/ч, но 100 лет назад это были неплохие характеристики для подобной техники. 

Один из самых стильных грузовиков музея - внушительный Henschel typ 33 FA 1. Всего в 1940-1945 годах в Германии было построено 680 таких пожарных автомобилей, сегодня в Европе известно о 7 сохранившихся машинах, и одна из них находится в рижском музее. 

А по соседству - не менее великолепный Magirus M45L, оснащенный 30-метровой выдвижной лестницей из профилированной стали. Этот автомобиль был куплен самоуправлением Риги в 1934 году для городской пожарной службы. В военные годы его едва не отправили в Германию, но он все же вернулся в Латвию, а в 1970-х попал в качестве реквизита на Рижскую киностудию, где чуть не погиб из-за небрежного хранения. В общем, непростая судьба!

Renault FU 1912 года обладал весьма внушительной по тем временам грузоподъемностью - 7,5 тонны! Этот тяжеловоз использовал чугунные колеса с беспротекторными шинами из литой резины, не боящиеся больших нагрузок и проколов. При этом - 4-ступенчатая коробка, редукторы в приводе задних колес, блокировка дифференциала и даже механический горный тормоз (его функцию выполнял штырь, опускаемый в землю, чтобы предотвратить откат назад). 

Американская техника военных лет - трехосный грузовик Studebaker US6 и мотоцикл Harley Davidson WLA 42, поставлявшиеся в СССР по программе ленд-лиза. 

Жаль, выставка "Разносторонний РАФ" уже прошла, но в экспозиции музея техника Рижской автомобильной фабрики и без того присутствует. Например, здесь представлены не только хорошо всем знакомые серийные модели, но и концепт-кар RAF-M2 Stils, построенный еще в 1993 году. Увы, он так и не добрался до конвейера…

А вот еще один концепт - RAF-50: обтекаемый кузов, расположенный сзади 2-цилиндровый двигатель, собранный из деталей ГАЗ-ММ, гидромеханическая трансмиссия. Жаль, в 1950 году государственная комиссия признала серийное производство RAF-50 нецелесообразным из-за дороговизны и неудобства обслуживания. 

Зато автобус RAF-976, построенный на усиленном и удлиненном шасси ГАЗ-51А, выпускали более 30 лет, с 1959-го по 1991-й! Кстати, листовое железо - это лишь внешняя оболочка, скрывающая деревянный каркас. В условиях интенсивной эксплуатации долго он не служил…

Так, а это что за странный укороченный "рафик"? Ба, да это же RAF-2802 Elektro, созданный в Латвийской ССР еще в далеком 1982 году! Как тебе такое, Илон Маск?

9-местный электромобиль оснащен 17-киловатным электромотором и 120-вольтовой железоникелевой батареей емкостью 210 Ач, которая обеспечивала запас хода 100 км. При этом максимальная скорость составляла всего 60 км/ч!

Отхожу от электромобиля и… Эй, только что это была "скорая", а теперь уже "милиция"! Что за чертовщина? 

Оказывается, все дело в проекторе, который может "нарисовать" на белом кузове любую "ливрею". Креативно!

Музей покидаю с легкой грустью. Во-первых, потому, что за два часа просто невозможно подробно изучить все выставленные экспонаты. А во-вторых, очень жаль, что подобного музея в Минске нет и, по всей видимости, появится нескоро. А ведь с такой богатой историей машиностроения, как у нас, он просто обязан быть.

Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора
ABW.BY

Почти 2000 предложений автомобилей выпущенных до 1985 года в нашей базе объявлений