Сегодня мы отправим вас в наше закулисье. Свои истории расскажут те, кто появлялся (а кое-кто и до сих пор появляется) в этом сериале, который начался 11 февраля 1993 года и не собирается останавливаться.

Начало: "сейчас никакая журналистика так не сможет"

– Дмитрий Розум, Леонид Розум, Леонид Региневич – вот с кем мы тогда создавали "Автобизнес", – вспоминает основатель Автобизнеса Дмитрий Асташенко. – Сходили в Министерство информации и зарегистрировали газету – под нее тогда не нужно было создавать какое-то ООО. Так сперва и работали – "редакция газеты "Автобизнес". Какая это была правовая форма, непонятно. Уже потом, с новыми законами, которые приближали к цивилизации, стало иначе.

Идею подсмотрели в Польше – там уже была аналогичная газета с объявлениями. В Беларуси же продать машину поначалу можно было только через "Экспресс-рекламу" и рекламное приложение к "Вечернему Минску". Так что "Автобизнес" в принципе был первой пробой сил. "Из рук в руки" появились где-то через полгода, вошли через Россию.

Первым главным редактором был Дмитрий Розум. Леонид Региневич отвечал за рекламу, а я – за общее финансовое положение и попутные дела. Первый выпуск состоял только из объявлений, никаких текстов. Спустя три месяца начали появляться и статьи, чтобы газетный номер жил дольше. И это было правильно, потому что бренд "Автобизнес" – это в итоге заслуга журналистов, а не объявлений.

"Перекупы" всегда пытались подкупить нас – в нашем распоряжении была информация, которая действительно стоила денег, ведь кто первый звонил по объявлению, тот машину и покупал. Мы меняли коллектив, смотрели, кто с кем встречается, особенно это касалось тех, кто сидел на приеме объявлений. В итоге мы начали просто продавать эти распечатки – с 9 утра среды выстраивалась очередь 40-50 человек.

Со временем фактически вся автомобильная пресса, за исключением “Авто. Из рук в руки”, отпочковалась из тех, кто работал у нас: Региневич создал "Автогазету", Шевченко – "Автодайджест" и т.д. Но на каждом этапе "Автобизнеса" была нормальная команда. А что мы вытворяли во времена Нестерова! Сейчас никакая журналистика так не сможет – например, выставить Таню Цырфу в 20-градусный мороз на кольцевую и экспериментировать, кто ее заберет из якобы поломанной машины. Или сесть в кафе "Паранойя", собрать все средства против похмелья, пить пиво, водку и все остальное – и проверять результаты на алкотестерах, пока чуть ли не засыпали на столе. Для этого нужна атмосфера драйва в обществе, надо быть молодым. Люди от 50 до 70 лет, думаю, такое не замутят.

Если вспоминать самые крутые тексты, то помню у Нестерова "Шла Саша по шоссе, объезжали, да не все" – это как раз тот эксперимент с Цырфой. Хорошие тест-драйвы были у Новицкого, например, поездки в Воркуту и т.д. Конечно, прогремевший материал про "живой щит" – эта формулировка стала чуть ли не нарицательной.

Журнал "АБС" в какой-то степени можно считать "дочкой "Автобизнеса" – в нем работали практически те же самые журналисты. Он создавался в том числе для усиления позиции газеты. Журнальный вакуум в Беларуси тоже был – журналов умерло и родилось даже больше, чем газет. Просто газета поначалу была черно-белая, и когда мы приезжали с международных автосалонов, хотелось показать, как это красиво. Поэтому и создали журнал. Было время, когда в его редакцию мы получали писем даже больше, чем в газетную!

Печатная версия "Автобизнеса" умерла вместе с развитием технологического процесса (выпуск газеты прекращен в декабре 2018 года. – Прим. Автобизнеса). Мы остановились не потому, что стали плохими, – и это всегда будет радовать. Газеты в принципе начали отмирать как источник получения информации. Точно так же, как сейчас мы наблюдаем отмирание новостных сайтов, пускай и не такое явное. Люди получают новости из Telegram-каналов. Это дело времени, когда новостные сайты точно так же уйдут в прошлое, произойдет следующая трансформация. Что будет после Telegram-каналов? Наверное, будем утром спрашивать искусственный интеллект: "Расскажи мне последние новости". Аналог "Алисы", просто с более точными запросами и ответами.

Почему 30 лет "Автобизнеса" вспоминаю с умилением? Это как с СССР – просто тогда был молодой. Иногда вспоминаю, как это все начиналось: безденежье, никаких кредитов, бизнес мог выкинуть на любом повороте, но мы удержались. На тот момент мне было 24 года – сыну сейчас столько же. Смотришь на него и думаешь: как в таком возрасте можно было все это начинать, ходить по авторынку, когда рядом гуляли ребята в кожаных плащах, "смотрящие"? Водители боялись окно открыть, чтобы те не подошли, а тут мы со своими рассказами про объявления. Такое время было...

1990-е: ночные "соцсоревнования" за доступ в интернет

– Когда я пришел в Автобизнес? Наверное, осенью 1996-го, – рассказывает Юрий Лихута, который успел поработать журналистом в газете на ее заре, а затем побыть главредом уже в "интернетные" времена. – На тот момент газетные номера еще были тоненькими. Я попал по объявлению – как сейчас помню, мол, "на конкурсной основе требуются корреспонденты". К тому моменту писал в "Бизнес Ревю", так что опыт был. Если память не изменяет, первая моя статья была про 123-й Mercedes: мол, какая классная машина, в свои 10-15 лет выглядит бодрее и лучше, чем "жигули"!

Тест-драйвов тогда было немного, как и продавцов новых автомобилей. Кстати, сейчас мы оказались в такой же ситуации: есть проблемы с запчастями, непонятно, как ремонтировать машины... А тогда я запомнил, что в 123-й Mercedes подходили вкладыши коленвала от ГАЗ-51. Правда, ходили они три недели, а потом нужно было опять менять, но это уже мелочи.

А еще выпускались книжки – ими занимались Егор Ширяев и Леня Положевец. Это было что-то вроде руководства по эксплуатации: как что разобрать, как отремонтировать и т.д. Сейчас все это есть в электронном виде, а тогда нужно было покупать литературу. Практически каждый, кто приобретал подержанную машину, бежал на авторынок и искал соответствующую книжку. Люди тогда больше крутили автомобили сами, нежели ездили на сервисы.

Из рубрик в Автобизнесе были обзоры машин, новости из-за рубежа – Максим Купреев писал переводные тексты. Вася Киселев очень увлекался тюнингом и делал обзоры по новинкам. Денис Скоробогатый тоже новости переводил, а Сергей Грищенко писал про "Формулу-1".

А еще была рубрика Truck. Ее курировал Сергей Котченко, и как раз спустя пару месяцев после того, как я пришел в Автобизнес, он решил уйти. И мне Дмитрий Розум предложил: "А давай-ка ты будешь выпускающим редактором в рубрике Truck". А у меня к тому моменту был опыт работы на МАЗе, я БПИ окончил – в общем, выбора у меня не было.

Информацию про грузовики приходилось искать в интернете, а он тогда был крайне ужасным. С Серегой Грищенко у нас проходило "соцсоревнование": ему нужно было нарыть что-то про Ф1, а мне – про грузовики. Приходили вечером в редакцию, копались в интернете когда до 2.00, а когда и до 3.00, чтобы найти что-нибудь интересное и сделать материал. И все это было в подвале на улице Кнорина рядом со спортзалом – тогда офис находился там.

Сайт у нас появился в 1998-м, но он тогда представлял собой что-то странное. Это была скорее модная штука, чем функциональная. Серьезно к нему никто не относился, особенно на фоне газеты, которая динамично развивалась и распухала от текстов и объявлений.

Примерно в то же время начались поездки на зарубежные автосалоны. Где-то в 1997-м попал во Франкфурт. Opel тогда разработал несколько моторов и пригласил на тестирование в Рюссельсхайм, а потом завез во Франкфурт. И меня тогда наставляли: на автосалоне ищи специалиста DHL, они тебе бесплатно отправят все пресс-материалы с выставки в Беларусь. Чтобы вы понимали, это килограммов 70.

Я обошел весь салон, но нигде этого DHL так и не нашел. В итоге я добросовестно все собрал сам и поехал в аэропорт. Прибыл, ставлю сумку на весы – а тогда можно было только 30 кг везти – и у меня, естественно, перевес. Сотрудники аэропорта мне на немецком это пытаются объяснить, я в ответ: “Наши не сдаются, я без сумки никуда не полечу!” Повезло, что билет был в бизнес-класс, и в итоге безо всяких доплат меня отправили в Беларусь.

Какие первые впечатления от зарубежных автосалонов? Естественно, шок. Как шутил мой знакомый тогда: "Наши машины не в салонах, а на свалках за салонами". А тут приходишь, и все новое, и это можно потрогать, пощупать, примерить на себя. И опять же сама культура автосалонов – наши "Моторшоу" пытались на них быть похожими, но это сравнимо с расстоянием до Луны. Хотя к середине 2000-х и у нас появились стенды, шоу...

2000-е: "маркетолог правда подумала, что мы каждый день топим автомобили"

– Как стать главным редактором Автобизнеса? Просто сидеть в кафе в нужное время и в нужном месте, – шутит Дмитрий Новицкий, который успел побыть главредом дважды с небольшим перерывом. – Автобизнес был на третьем этаже, "Паранойя" на втором, я обедал, а мимо проходил учредитель издания (речь про Дмитрия Асташенко. – Прим. Автобизнеса). Когда он проходил по офису, цветы жухли, телефонистки замолкали, а лампочки гасли – Петрович мужчина с сильной энергетикой, его уважали и боялись все.

Петрович подошел, сказал: хочешь быть главредом Автобизнеса? А я малой, мне хорошо если 23 года есть. Я говорю: что-то мне страшно, я малой. А он в ответ: не ссы.

Вот так я и стал главредом, без шуток. И привел команду, часть которой до сих пор делает крутые вещи в главном автоиздании страны.

А еще с любовью вспоминаю Светлану Асташенко, до Автобизнеса я был ее заместителем в журнале "АБС". И ее слова: "Новицкий, я за последний месяц видела тебя всего два раза: один раз в Женеве, второй – во сне". Классные были времена!

Историю из рабочих будней рассказать? Есть! Однажды мы взяли на тест УАЗ. Паша Козловский укатил вперед, я задержался в городе, место встречи – Стайки, там был очень крутой карьер и озеро. В машине у меня новый маркетолог дилера, в автомобилях понимает слабо, зато я очень хорошо понимаю, что у Козловского проблемы. Его УАЗ почти сполз в озеро, вся передняя часть машины под водой, Паша плещется в салоне, брызги, мотор к тому времени уже не работал.

– Все в порядке? – спрашивает меня юная маркетологиня.

– Да, это наш обычный водный тест, – на спокойном лице я начинаю ей рассказывать, что это обычная наша программа теста. А сам внутри – ну вы понимаете. УАЗу трында, Козловский вроде не утоп, разборок будет много, но сейчас мне истерики маркетолога не нужны, поэтому мы действуем спокойно.

Часа за два вытащили УАЗ, просушили. Слили из него воду. А УАЗ – старого образца, там поролон только на сиденьях, на полу – резиновые ковры и голый металл. Немного танцев с бубнами – УАЗ завелся и поехал. Отдавали мы его строгому какому-то начальнику и в графе "Дефекты" честно записали: мокрые сиденья.

И честно поставили фото тонущего УАЗа в печать.

Криков директора УАЗа после выхода номера было много, но в моменте мы действовали спокойно, слаженно и без истерик. Настолько, что та девочка и правда подумала, что мы каждый день топим автомобили.

Тест-драйвы: пол-Европы за сутки, шинные испытания и "проплаченные" комментарии

– Первые тест-драйвы – это было что-то на уровне личных договоренностей, – начинает рассказ Павел Козловский, которого читатели Автобизнеса помнят как бессменного тест-редактора. – Как получится, так и будет: либо прокатят на пассажирском сиденье, дадут пофотографировать машину и побибикать за рулем, либо спокойно отдадут на поездку без сопровождения, притом что это не тестовый экземпляр и о КАСКО тогда речи не шло. Тестовых машин вообще не было – максимум какой-нибудь топ-менеджер себе купил и по доброте душевной дал прокатиться.

Это реальные истории: помню, никому не нужный Nissan Maxima – это же не "бэха" новая и не Toyota – тогда из ОАЭ тягал дилер. Посадил к нам дедушку за руль, и он нас катал, при этом умудряясь включать "нейтралку" на "автомате" при движении накатом, "чтобы топливо экономить". Зато когда в Минск привезли первые Hyundai Centennial – это такой огромный седан под S-класс, у дилера просто выписали обычную "автогражданку", она тогда только появилась, и нам сказали: "Ну все, катайтесь до вечера".

Помню свой первый заграничный тест-драйв – во Францию, Dacia Logan (ориентировочно 2004 год. – Прим. Автобизнеса). Там пообщался с украинскими коллегами, они к тому моменту уже лет пять как по командировкам гоняли. Потом уже появился интерес и у наших дилеров, чтобы про новинку написали раньше, чем она приедет сюда.

Шинные тесты? У Nokian этим занимался отдельный человек, плюс есть свой огромный полигон. С каждого рынка приезжали журналисты и проводили свои испытания. У Nokian был интерес представлять новинку и оценивать, как смотрятся конкуренты на ее фоне. Они выбирали модель, а мы собирали конкурентов. Nokian оплачивала расходы – либо мы уже в Финляндии покупали шины, либо у нас формировался контейнер. К нашему приезду уже все было готово.

С методикой оценки Nokian много кто спорил, в том числе и за рубежом. Как-то Auto, Motor und Sport провели свои испытания, и у них получились совсем другие результаты. Начали разбираться, Женя Дударев вдумчиво почитал – и выяснилось, что там не было испытаний на льду! И что это за зимние шины?

На самом деле каждый шинный тест был особенным, там всегда были приключения. Нас постепенно допускали ко все более скоростным дисциплинам. А трасса для оценки управляемости на снегу делается с осени, когда выпадает первый снег, – ратраком дорожка утрамбовывается, и к январю получается плотный наст. Если неудачно шагнуть за бруствер, то можно провалиться по самые плечи. На Cayenne как-то испытывали резину – и я улетел так, что одни задние фонари торчали из снега, пришлось выбираться через багажник. При этом машина осталась целая.

Командировки на тест-драйвы были разные. Это со стороны кажется, что журналисты ездят туда на море посмотреть и на красивой машинке покататься. Не все так легко. Особенно Opel любил плотный график: вылет в 5:00 из Минска, в 11:00 на месте, потом скоренько на какую-то усадьбу, пообедали, по местным дорожкам-достопримечательностям покатались быстренько – в 9 вечера уже обратный самолет, в половине первого ночи ты в Минске. Зашибись отдых! Доходило до того, что однажды на тест-драйве в Стамбуле я даже не успел сделать ни одного снимка машины, настолько все загружено было, – только на парковке аэропорта что-то там снял. Пришлось брать фирменные фотографии.

Но были и веселые истории. Мы так на Майорку на тест Volvo C30 прилетели с Пашей Мурашко. Погода класс, пейзажи, серпантины шикарные, машина мощная, 250 "коней". Хочется погонять! А дорога неширокая, чтобы разъехаться с грузовиком, всем нужно остановиться, взять максимально вправо и разъехаться на скорости 3 километра в час. Короче, Паша только вошел во вкус, и тут мы уперлись в Mitsubishi L200. За рулем – дедуля, у него окошко открыто, музыка играет, настроение, короче. Он спокойно катится, а мы же взвинченные! Пытаемся обогнать – никак. Вскоре дедуля рукой махнул, мол, ребята, спокойно, сейчас проедете. Нашел место, съехал – ну мы и полетели дальше.

Смотрим по навигатору – вроде бы должен быть прямик и дальше поворот плавной дугой. А на деле оказалось, что там конкретный доворот налево. И именно в этом месте я первый раз за всю Майорку увидел широкий песчаный карман, который уходит в листву, – видимо, не одни мы туда летали. На тормозах ушуршали в него, остановились, пытаемся вылезти и осмотреться, не побили ли чего-нибудь. А вокруг пылища, не видно ничего! Оттряхнулись, осмотрелись – живые, машина целая, фух. И как раз тот дед на пикапе мимо проезжает и сигналит: мол, "фа-фа, классно пролетели, пацаны!".

Как относился к комментариям типа "тест проплачен"? Да никак. Если все написали, что подвеска грохочет, а ты – нет, то грош тебе цена как журналисту. По этому поводу претензии регулярно прилетали с обеих сторон: комментаторы считали, что это рекламный текст, а дилер высказывал недовольство, что машину раскритиковали.

Когда Дима Перлин придумал форум-тесты, то было заметно отношение людей. Приезжает человек, уверен, что, например, Kia Sportage всех порвет. Покатался на двух-трех одноклассниках – и понимает, что Sportage не так уж хорош. Поэтому, когда люди начинают рассказывать про резину или машину – "да там динамика, управляемость", – вы соберите еще пять моделей, проедьте – и поймете, в чем разница. Когда за год накатываешь 170-180 машин, есть понимание того, где жестко, а где валко.

"Мнение владельца": крики "перекупа", замазанные "номера" и встречи на мойке

– Вообще "Мнение владельца" было случайным, его готовили все, кому не лень, причем нерегулярно, – делится воспоминаниями Сергей Боярских, который собирает рассказы владельцев автомобилей по сей день. – Кто-то хотел рассказать о своем автомобиле, звонил в редакцию – мы встречались. Так продолжалось где-то до 2011 года, а подтолкнул к изменениям интернет. Там сразу стало понятно, что читается лучше всего.

Вызывает меня Новицкий и говорит: "Сергей Ильич, решено создать рубрику "Мнение владельца". Вы назначаетесь ее ведущим, надо ее развивать. Задача такая – два мнения в неделю". Я в шоке, встретил это известие в штыки: где мы найдем столько людей? А Новицкий и говорит: "Я уже все прозондировал. Поезжайте на какой-нибудь рынок или большую площадку возле гипермаркета и ходите там. Всегда должны быть люди, которые привезли кого-то за покупками, а сами сидят в машинах".

Стали пробовать – и действительно, это был выход из положения. Другое дело, что день на день не приходился. Бывало так: мороз, дубак, топчешься с фотографом, а людей нет. Или зной, а ты ходишь и ходишь... Но однажды с Глебом (Глеб Малофеев, экс-фотограф Автобизнеса. – Прим. Автобизнеса) мы умудрились опросить восемь человек за два с лишним часа. Наверное, по количеству таких интервью мы могли бы в тот день претендовать на место в Книге рекордов Гиннесса. Один выход – и сразу на весь месяц себя обеспечили работой!

Почему в "Мнениях" закрашиваются "номера" машин? Этому способствовал один случай. Идем за очередными отзывами, смотрим – человек возится с Jaguar. Представляемся, показываем документы: мы корреспонденты газеты, собираем рассказы, что вы можете сказать про эту машину? И он как давай выкладывать про нее все: что только-только пригнал, что авто на продажу и прочие нюансы. Все хорошо, все прекрасно, текст с фотографиями машины готовим и публикуем.

Номер вышел, а мне как раз в командировку улетать. Уже сижу в самолете, только собрался выключать телефон – звонок. И начались крики: “Немедленно снимайте материал! Я думал, это была шутка!” А тогда это была газета – и человек кричит, мол, чуть ли не весь тираж из киосков "Белсоюзпечати" нужно доставать. Как это возможно? В общем, добил он всех, даже руководство, – и после того случая мы решили, что больше таких сюрпризов не надо, "номера" проще замазывать.

Вообще, самые недоверчивые – это люди пожилого возраста и минчане, если судить по "номерам" на машинах. Зато из областей... Некоторые даже считали за честь, что к ним обратился корреспондент газеты. "Да вы что? Из газеты?!" – и понеслось. Молодежь тоже очень легко идет на контакт, особенно если это еще и первая машина...

Все хорошо было в "Мнениях", только всем не нравилось, что машины грязные. Вот так мы и дошли до сборов на мойках. Ситуация стала проще: мы публикуем приглашение, люди откликаются – и мы договариваемся на съемку.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!