Потому что в действительности, садясь в любой современный автомобиль, вы едете на плечах изобретателей, которые еще столетие назад (если не больше) придумали то, что мы сейчас считаем обычным делом. Начиная с электромобилей и заканчивая стеклоподъемниками. Однако если сегодня быть первым очень сложно, то еще 100 лет назад компания – первооткрыватель чего угодно могла хвастаться этим десятилетиями, пока остальная часть отрасли трудилась не покладая рук, пытаясь догнать ее.

При этом в автомобильном бизнесе быть первым, кто вводит новую и желанную функцию, не всегда значит иметь конкурентное преимущество. Можно сделать это слишком рано, выпустив «новое» до того, как оно будет готово, или до того, как рынок будет готов его принять. Тем более быть первым с идеей – это одно. А превратить ее в прибыль – совсем другое. Но автомобильным инновациям из этого списка удалось сделать всё сразу!

Стартер

Еще 100 лет назад даже завести машину было довольно сложно. Процесс выглядел примерно так: установите воздушную заслонку, выйдите из авто и пройдите вперед, схватите рукоятку и сделайте несколько оборотов, пока автомобиль не заведется. Это вам не ключ повернуть! Поэтому замена такого опасного и трудного процесса навсегда изменила правила игры. Сначала в 1911 году два инженера (Чарльз Кеттеринг и Генри М. Лиланд) подали патент на стартер, который уже на протяжении 5 лет служил заменой ручной рукоятки на кассовых аппаратах. А в 1912 году он впервые появился в авто – это был Cadillac Model Thirty.

Cadillac Model Thirty

Идея изобретения заключалась в том, что относительно небольшой двигатель можно было запустить более высоким напряжением и током. Да, при требуемых значениях двигатель сгорал бы всего за несколько минут непрерывной работы, но не за несколько секунд, которые нужны были лишь для его запуска. При этом это прорывное изобретение, по сути, означало начало конца эпохи всех видов транспорта, для запуска которых требовалось больше подготовки, чем просто сесть и нажать кнопку или повернуть ключ.

Карбюратор

Сегодня многие автомобили могут похвастаться прямым впрыском, поэтому это кажется чем-то обычным. Но на самом деле подача топлива в цилиндры двигателя внутреннего сгорания требует некоторой изобретательности, и это был долгий путь между концом XIX века и началом XXI. Первый карбюратор, который служил для смешивания топлива с воздухом и подачи смеси во впускной коллектор, появился еще в 1886 году. Его разработали Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах. И именно их карбюраторную систему использовало большинство автомобилей в течение следующих 80 лет.

Однако система непосредственного впрыска бензина (GDI) появилась на рынке лишь в 1996 году. Тогда Mitsubishi представила электронную систему GDI для автомобилей массового производства. Первой моделью стал Mitsubishi Galant – и это был настоящий прорыв. Не зря за первые пять лет японская компания построила миллион машин с GDI, тем самым намного опередив всю отрасль.

Руль

Переход от румпеля к колесу кажется достаточно очевидным, учитывая столетия использования колес на кораблях. Однако в реальности все было не так. Французская компания Panhard «изобрела» рулевое колесо лишь в 1894 году, установив его на гоночный автомобиль. А к 1899 году идея французской компании захватила даже Америку – с тех пор все местные авто использовали именно руль.

Panhard

Но все хорошо работало лишь до тех пор, пока автомобили были маленькими. Как только они стали тяжелее и больше, только человеческой силы уже не хватало. Так в 1926 году и появился гидроусилитель руля. Однако первая коммерчески доступная система для легковых авто появилась лишь в 1951 году на Chrysler Imperial. О том, почему полезная технология простаивала почти 25 лет, вы можете узнать в нашем материале про историю рулевого управления.

Полный привод

Привод на все четыре колеса был опробован несколькими изобретателями еще в эпоху безлошадных экипажей. Так, первым полноприводным автомобилем считается Spyker 60 HP, показанный в 1903 году. Но полноценный выход на рынок случился позже, благодаря грузовикам Oshkosh (1917) и Dodge (1934). Затем еще больше продвинули технологию полного привода военные грузовики (в частности Jeep) во время Второй мировой войны. Да так, что она появилась на Unimog (1946), Land Rover (1948) и Toyota Land Cruiser (1951, хотя это название он получил только в 1954 году). Во всех этих случаях полный привод был нужен для улучшения внедорожных качеств, но не был особенно полезен для водителей, которые просто хотят проехать на машине через снежную бурю на хоккейную тренировку.

Spyker 60 HP

При этом в массовом производстве авто полный привод начал использоваться только в 1974 году в Subaru Leone. А AMC Eagle 4x4 1979 года и Audi Quattro 1981 года заслуживают похвалы за популяризацию идеи управления всеми четырьмя колесами на вашем ежедневном автомобиле.

Автомобильное радио

Запуск двигателя, поддержание его работы и питание фар – вот все, на что были способны электрические системы в ранних автомобилях. По этой причине первые радиоприемники были дополнены собственными батареями. Именно такое радио появилось у Chevrolet в 1922 году, и это была довольно дорогая опция. При этом до 1930 года помехи от системы зажигания делали даже самые лучшие радиоприемники совершенно непригодными для использования в движущемся автомобиле.

Автомобильное радио

Все изменилось с появлением Motorola AM-радио, которое все еще было дополнительным оборудованием, устанавливаемым на вторичном рынке (сам процесс мог длиться несколько дней), и у которого был собственный аккумулятор. Но уже в 1935 году Motorola стали обычным явлением в автомобилях с завода, и первой такую опцию предложила именно компания Chevrolet.