В процессе подготовки к написанию этого материала я обнаружил, что сегодня у нас в продаже представлено чуть ли не два десятка китайских брендов шин. Некоторые принадлежат одним и тем же компаниям и, по сути, являются «родными братьями», как сербские Tigar и Kormoran. Во всяком случае рисунки протекторов у них полностью аналогичны, хотя с учетом некоторой разницы в цене состав смеси может отличаться.

Разбежка цен на резину из Поднебесной существенная. Одни шины стоят максимально дешево, другие по цене сопоставимы с продукцией известных марок из Европы и Кореи. Есть ли при этом прямая зависимость между ценой и качеством, можно косвенно судить разве что по евроэтикеткам, посмотрев на классы топливной экономичности, торможения на мокром асфальте и уровень шумности, а также на символы соответствия зимних шин критериям повышенной безопасности на снегу или льду, если таковые присутствуют.

Большая проблема в том, что китайской резины на рынке много, а ее тестов от авторитетных изданий пока мало. Порой обнаруживаются испытания пятилетней давности, где те или иные шины проваливались, но участвовавшей в них модели уже может не быть в продаже, а судить по тем результатам о качестве продукции всей марки определенно некорректно. Встречаются и покрышки, которые демонстрировали вполне достойные результаты, но и их нельзя экстраполировать на весь модельный ряд бренда.

В общем, разобраться во всем этом многообразии самостоятельно проблематично. Поэтому чуть позже дадим слово специалисту, а пока давайте посмотрим, какие марки представлены в продаже.

Много незнакомых брендов

Шины iLINK сегодня одни из самых дешевых на рынке. Немного дороже резина Grenlander. Оба бренда принадлежат Zodo Group и производятся на предприятии Shandong Longyue Rubber в Вэйфане, провинция Шаньдун. Покупателям обещают технологии GoodYear. Кроме этого, Zodo Group выпускает шины под марками Zmax, Fronway, Rockblade.

Схожи по цене и продукты бренда Arivo, принадлежащего Union Tyre. Но если присмотреться, можно увидеть, что рисунок протектора повторяет таковой у iLINK и Grenlander. Что неудивительно, ведь имеет место OEM-производство на заводе Zodo Group.

Goodride – марка, которая вместе с WestLake, ChaoYang, Arizun и Trozano принадлежит одному из крупнейших китайских производителей шин Zhongce Rubber Company.

Sailun – шинное подразделение промышленной группы Mesnac. На заводе Sailun выпускается и резина бренда Imperial, принадлежащего бельгийской компании Deldo.

Shandong Linglong Tyre Company владеет четырьмя заводами в Китае, а также производствами в Таиланде и Сербии. Она выпускает покрышки под брендами Linglong, Atlas, Greenmax, LEAO и Infinity.

Шины DoubleStar производятся в Китае на заводах компании Qingdao Doublestar Tire Industrial, которой также принадлежат марки Crosslander, Aosen, Headway и Horizon.

Бренд Apollo вовсе не китайский, а индийский. При этом Apollo Tyres владеет всем известным шинным производителем Vredestein.

Тайвань представляют марки Nankang и Maxxis. Первая принадлежит Nankang Rubber Tire, вторая – Cheng Shin Rubber Industry.

Triangle Tire, как нетрудно догадаться, владеет давно представленной на нашем рынке маркой Triangle.

С названием Evergreen у большинства наверняка ассоциируется контейнеровоз, два года назад перегородивший Суэцкий канал. Но под таким именем выпускаются и шины, марка принадлежит китайскому концерну Jinyu Tire Group.

Маркой HiFly владеет Yufeng Group, а компании QINGDAO Sentury Tire принадлежат бренды Landsail и Delinte.

Giti – шины, которые можно встретить штатно на многих новых авто из Китая. Giti Tire – крупная сингапурская компания с производственными мощностями в Поднебесной. Ее продукция также выпускается под марками GT Radial и Runway, но в Беларуси не продается.

Слово – эксперту

Как минимум мы разобрались, какие бренды являются родственными и кто их выпускает. Осталось выяснить, как обстоят дела с качеством всех этих шин. В этом нам поможет Дмитрий Марголин, заместитель директора по коммерческим вопросам группы компаний «МегаСклад».

– В этом году появилась масса брендов, названия которых большинству потребителей не говорят ровным счетом ничего. Что представляют собой все эти iLINK, LEAO и так далее?

– Все «китайцы», которые сегодня есть на рынке, в остатках или в новых поставках, по качеству находятся в сбалансированном среднем сегменте. Их не назвать плохими – это будет некорректно, но и на «премиум» ничего из них не тянет.

Весь вышеуказанный список брендов можно разделить на две группы. Первая – это шины, которые поставляются к нам более трех лет и имеют определенную историю. Вторая – резина, которая либо только появляется, либо была представлена раньше и теперь после паузы в несколько лет привозится снова.

Брендов, которые на рынке более трех лет, наберется 8-10. Большинство из них – Triangle, Sailun, Maxxis, Grenlander, Linglong – это шины мирового значения, глобальные игроки. Их можно найти на машинах из Европы, Америки, Азии. Та же Zodo Group – серьезная компания с двумя собственными лабораториями, испытательной и химико-технической. И там действительно работает много специалистов, пришедших из GoodYear. Zodo ведет свою деятельность с 2011 года, но уже выпускает от 25 до 32 миллионов шин в год. Для сравнения: «Белшина» производит примерно 3,2 миллиона легковых шин, емкость рынка РФ оценивается в плюс-минус 30 миллионов шин. То есть только одна Zodo может полностью удовлетворить российские потребности.

А ведь есть еще Giti Tire, выпускающая действительно классные шины, держащиеся уверенными середняками в тех тестах, на которые они попадают. Мы пытаемся привезти их в Беларусь на протяжении шести лет, но им, во-первых, наш рынок неинтересен, во-вторых, у этого производителя очень серьезный райдер для дилеров.

Многие марки, вышедшие в этом году на наш рынок, – это суббренды производителей, которые уже были представлены в РБ. Никому из поставщиков не интересно возить какие-то некачественные шины, которые будут дешевыми, – это бизнес одного дня. Надо понимать, что если выявляется заводской брак, то производитель возмещает дилеру только закупочную стоимость. В такой ситуации поставщик компенсирует покупателю условно 100 рублей – розничную стоимость шины, а от завода получает обратно 40 рублей. Растаможка, логистика, которые в итоговой цене составляют более половины, остаются проблемой дилера. Из-за этого ни один импортер не повезет некачественную шину.

Именно поэтому начали возить суббренды. Например, шины Grenlander хорошо себя зарекомендовали. У них нет проблем с балансировкой, на них минимум рекламаций. А бренд iLINK поставлялся исключительно на внутренний китайский рынок, но в середине 2020 года из-за нехватки шин европейских и других привычных нам брендов китайцы были вынуждены отдавать на экспорт всё. И дилеры ориентировались на суббренды тех производителей, к шинам которых не было вопросов.

– Большая проблема китайских шин – отсутствие полноценных тестов. В итоге при выборе покупателю просто не на что ориентироваться.

– А зачем? Чтобы отвечать требованиям тех, кто делает выбор с оглядкой на результаты тестов? Большинству покупателей это не надо. Почему «китай»? Потому что недорого – раз. Два – широкая модельная линейка. Это очень большой плюс и для покупателей, и для поставщиков. Третий момент – у китайских производителей хорошо дифференцированы протекторы. У них есть несколько рисунков, которые закрывают абсолютное большинство спроса. «Фрикционка», «еврозима» – пожалуйста. Хочешь агрессивный рисунок, чтобы шина хорошо гребла, – он тоже будет. МТ и АТ для любителей рыбалки и леса у «китайцев» также представлены. Такой ассортимент зачастую не могут предложить ведущие европейские производители.

Спрос на китайские шины растет с каждым годом, и это понятно. «Китай» – это оптимальное сочетание цены и качества. Они будут доступными, комфортными, без проблем балансироваться и хорошо держать дорогу. Стереотип о плохих дешевых китайских шинах становится неактуальным. Хотя такие действительно есть, но на наш рынок они не поставляются. Под плохим мы в первую очередь имеем в виду качество, то есть шины, с которыми потребитель тебя потом завалит рекламациями и исками.

Отмечу, что в этом году бренд Grenlander вошел в тройку самых продаваемых в Беларуси, по данным крупного шинного маркетплейса. Такого не было никогда. Конечно, отчасти свою роль сыграл дефицит.

– Что из этих марок можно рекомендовать?

– Уже неоднократно упомянутые Grenlander и iLINK. За свои деньги это хороший выбор. Чуть дороже стоят Goodride. Производитель позиционирует свою резину как премиальную, но это они придумали сами. У владельца марки четыре завода, которые выпускают около 42 миллиона шин в год.

Резина Linglong у нас представлена больше десяти лет. Это также очень крупный производитель, выпускающий хорошие шины, которые поставлялись на американские гонки NASCAR. Их же суббренд – LEAO. Эта резина немного дешевле, но, по сути, она абсолютно такая же, как и Linglong.

Sailun продаются еще дороже, но качество у них хорошее. Достойные продукты предлагает и индийский производитель Apollo, но они играют в сегменте Medium+. Maxxis, Triangle – это тоже хорошие шины, но по меркам «китая» дорогие.

– Между китайскими шинами разных брендов заметная разница в цене. Есть ли при этом прямая взаимосвязь с качеством?

– Скорее нет. При разнице в цене 20 процентов та шина, которая дороже, не будет лучше на эти 20 процентов. Надо понимать, что есть разные протекторы, в том числе глубокие и агрессивные. На такие просто-напросто уходит больше материала, поэтому и цена на них выше, чем на «еврозиму». Также необходимо учитывать сроки поставки. Если кто-то привез шины в мае-июне – они будут дешевле, чем те, которые прибыли условно вчера, потому что курс доллара за это время серьезно вырос.

Одни импортеры, зная, что шин у них немного, закладывают в цену максимально разрешенную законодательством надбавку, понимая, что всё равно их продадут. Другие, наоборот, пытаются сработать на обороте и накручивают минимум. Еще одна составляющая цены – логистика. К счастью, в этом году доставка шин из Поднебесной морем подешевела вдвое. Правда, подорожала доставка от порта до склада, ее стоимость даже выше стоимости доставки из Китая. В прошлом году вообще все возили железной дорогой, обходилось это в разы дороже. Если бы не курсы валют, были бы вообще очень «вкусные» цены.

В этом сезоне китайские шины привезут не только традиционные импортеры, но и некоторые региональные продавцы, которые рискнули самостоятельно заняться поставками. Такого не было на протяжении последних десяти лет. Поэтому будет представлено около 18 постоянных брендов плюс может появиться 2-3 новых. В общем, шин всем хватит, но придется привыкать к новым маркам.

Шины в базе объявлений Автобизнеса

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!