Вторичный рынок перенасыщен, но весь вопрос в цене

Автосалон «Навигатор» на улице Радужной работает относительно недавно. Здесь на продажу выставлены несколько десятков бэушных авто.

– Самые ходовые модели – 2006–2015 гг. стоимостью до $25 000. Лучше всего продаются машины в ценовом диапазоне от $5000 до $12 000. Наши покупатели частенько смотрят универсалы, также пользуются популярностью минивэны, – говорит Виталий, специалист автосалона.

На вопрос «Приезжают ли россияне?» он отвечает так:

– Приезжают! Хоть и не так массово, как раньше. Гости с востока часто рассматривают авто в другом ценовом сегменте. Обычно это такие марки, как Mercedes, BMW, Porsche. И вообще у них в разы больше требований, чем у белорусов! Им важен пробег, вторичные окрасы, хотят знать историю автомобиля... Многие россияне намерены рассчитываться в российских рублях. Но мы привыкли к твердой валюте!..

Интересуемся у Виталия, как появление новых китайских авто у дилеров сказалось на предложении «бэушки» из Европы или Америки.

– Снижения спроса мы пока не заметили. Наша «вторичка» сейчас перенасыщена машинами. Но многие, кто хотел, уже обзавелись иномаркой. Если раньше какие-то модели были в дефиците, то сейчас стоят порой по нескольку месяцев (на продажной площадке – ред.). Такие некогда популярные модели, как Audi А4, Volkswagen Golf VII, Mercedes C- и E-классов, даже Volkswagen Passat В8 на рынке в избытке, потому продать их становится все труднее.

По словам менеджера, за прошлый год цены практически на все модели значительно выросли. Но что интересно: иногда в продаже появляются машины, за которые продавец просит цену значительно ниже рыночной. Потому ушлые перекупщики, целенаправленно занимающиеся поиском таких авто, успевают выкупить иномарку быстрее конечного потребителя, а потом перепродают. Вот такой он, брестский рынок.

Спрашиваем специалиста, насколько быстро продаются самые ходовые модели.

– Угадать невозможно! Автомобиль может «уйти» в первый же день, а иногда и полгода стоит. Многое зависит от цены. Как правило, дорогостоящая машина будет продаваться дольше. Если авто в хорошем состоянии и выставлено за адекватную цену, покупатель найдется быстро. Мы стараемся донести до продавцов: не бывает плохих машин, бывает плохая цена, – уверен специалист.

Белорусы хотят универсал, азиаты охотятся за дешевыми «японцами»

Мы заглянули еще в один комиссионный центр по продаже авто – «АвтоКомис» на Ленинградской. Менеджер Максим охотно согласился поговорить с нами о нынешнем положении дел на белорусской «вторичке».

– Самый популярный сейчас запрос от брестчан – дизельный универсал стоимостью от $3500 до $6000. На втором месте по популярности семиместные минивэны. При этом состояние машины должно быть хорошим. Наш человек хочет купить авто, чтобы ездить и сильно не вкладываться в него хотя бы несколько лет.

По поводу россиян, которые завышают цену на рынке, Максим полагает, что это преувеличение:

– Да, есть россияне, которые приезжают регулярно. Но у нас на площадке они еще ни разу ничего не купили. Эти ребята ищут авто с минимальным пробегом, без вторичного окраса. И с самой низкой ценой. Зато у нас есть казахи и киргизы, которые охотятся за японскими машинами с АКПП от $2000 до $3000. У них «японцы», оказывается, очень популярны! А главное – в этих странах для таких машин доступны запчасти и обслуживание. Эти перекупы (из Казахстана и Киргизии) постоянно живут в Минске, собирают авто для заказчиков и потом отправляют их автовозом к себе на родину. Так это работает.

По словам Максима, все еще популярны битые машины из Америки. Кого-то абсолютно не смущает тот факт, что автомобиль пережил крупное ДТП. Если он грамотно восстановлен и продается по адекватной цене, покупатель обычно находится, причем достаточно быстро. Порой владелец (продавец) специально снимает на видео каждый этап восстановительных работ. Это повышает доверие.

А вот «Европа» в последнее время заметно просела. Из-за того, что россияне стали меньше к нам ездить, рынок оказался перенасыщенным. Сейчас белорусы имеют колоссальный выбор авто самых разных марок. В связи с этим цены на некоторые модели, в сравнении с прошлым годом, даже немного упали.

Повышенный спрос на недорогих «французов»

Еще одна площадка по реализации подержанных авто в Бресте относительно новая – центр обмена и продажи Parkhaus, расположена она на улице Коммерческой. Здесь собраны около 70 машин, и еще три сотни представлены на сайте компании. Свыше 85% этих авто в основном 1996–2016 гг. выпуска, которые ездят по белорусским дорогам. Остальные доставлены из Европы. Им от трех до пяти лет – это так называемые «проходные» модели с двигателем до 1500 куб. см (чаще дизельные, но есть и бензиновые).

– Машины, которые пригнаны из европейских стран, вызывают больше доверия. Они, как правило, ездили по хорошим дорогам, имеют богатую историю обслуживания и прошли предпродажную подготовку. Но это не значит, что все они однозначно лучше тех, что уже успели поездить у нас. Многое зависит от возраста машины, ее пробега и самого хозяина, – рассказывает специалист по продажам Евгений.

По его словам, сейчас рынок изменился. Если в прошлом году почти половина купленных в Parkhaus машин отправлялись в Россию, то сегодня абсолютное большинство составляют покупатели из Беларуси. В основном это брестчане и жители Брестского региона, но есть и из других. А белорусов в первую очередь интересуют цена и соотношение цены и качества. Многие хотели бы уложиться в $10–12 тыс.

Если рассматривать «свежие» авто, только что приехавшие к нам из Европы, до пяти лет, то в эту ценовую категорию чаще всего попадают «французы» – Peugeot 308 или Reno Clio, – поясняет наш собеседник. Такие машины обычно долго не задерживаются. В целом же стандартная практика реализации авто – от одного до трех месяцев. Мы считаем так: если автомобиль уезжает раньше, чем через две недели после начала продажи, значит, он был недооценен, – говорит специалист.

По словам Евгения, в последнее время все больше людей используют не только покупку в кредит и лизинг, но и такую опцию, как обмен старого авто на более новое с доплатой. Автохаус на Коммерческой дает такую возможность: клиент покупает, например, машину 2019 года выпуска, оставляет свою, 2008-го, платит разницу и спокойно уезжает. Его автомобиль продает уже сам автохаус. Весьма удобная штука.

Наш вердикт

Отметим, что на всех трех площадках, где мы побывали, и в будний день, и в выходной, покупателей немного. Все менеджеры по продажам, с которыми мы общались в Бресте, отмечают, что люди в большинстве своем находят автомобили через онлайн-площадки. Хотя есть и те, для кого лучше прийти и увидеть машину вживую. Кстати, практически все владельцы выставленных на площадках авто дают свое согласие на тест-драйв. Возможен также осмотр техсостояния на ближайшем сервисе.

И еще одна деталь – ее отмечали все специалисты, с которыми нам довелось пообщаться.

Многие белорусы по-прежнему считают, что, приобретая машину в автокомисах, они переплачивают.

Поэтому зачастую просмотров объявлений много, а продажи нет! Люди выжидают, когда машина начнет продаваться владельцем напрямую. В Европе, для сравнения, 80–90% авто реализуется именно через комиссионки. Здесь все открыто и честно. Однако белорусский менталитет еще, судя по всему, не готов к такому развитию рынка. Хотя ситуация постепенно меняется.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!