Плюсы

Начнем с положительного. Светодиоды имеют небольшое энергопотребление и огромный (как заявляют производители, не менее 20.000 часов) ресурс, что со временем компенсирует их изначально более высокую стоимость. В числе преимуществ и компактные размеры, а это развязывает руки автомобильным инженерам и дизайнерам по части размеров и формы оптики.

Светодиоды загораются быстрее, поскольку им не требуется время на разогрев нити накаливания, и это позволяет поднять скорость срабатывания стоп-сигналов. Причем некоторые производители еще и регулируют их яркость в зависимости от интенсивности замедления, что вроде как дает дополнительный психологический эффект: мол, ярко вспыхивающие при экстренном торможении фонари на подсознательном уровне заставляют едущего позади водителя жать на тормоз сильнее.

Обычных пользователей светодиоды привлекают тем, что светят ярче, чем обычные лампы накаливания. Здесь еще многое решает чисто субъективное восприятие. Светодиоды излучают более холодный белый или синеватый свет – и после желтого света обычных ламп кажутся более яркими. Поэтому многие автомобилисты стремятся заменить ими "тусклые" штатные источники света не только в головном свете, но и в плафонах освещения салона, багажника, перчаточного ящика. Однако при этом им стоит учитывать, что не все так просто.

Минусы и специфика

Самый очевидный недостаток светодиодов – они дорогие. Это, кстати, провоцирует еще одну проблему – выбор в пользу более доступных изделий сомнительного качества, что актуально для афтермаркета. А от технического исполнения светодиодов зависит многое.

Да, мы сказали выше, что высокая стоимость нейтрализуется высоким ресурсом. Но и здесь есть загвоздка: расположенные в фарах и фонарях светодиоды могут быть повреждены во время аварии, что повышает стоимость восстановительного ремонта. А еще, как показывает практика, LED-оптика может выходить из строя всего через несколько лет эксплуатации. То есть светодиоды как минимум не вечные, а порой и не выхаживают обещанный огромный ресурс.

Второй недостаток – данные источники света достаточно чувствительны к перепадам напряжения и высоким температурам. Причем последние они могут провоцировать сами: яркие и мощные светодиоды в процессе работы здорово греются и требуют терморегуляции, в некоторых случаях даже применяется пассивная или активная (с электрическим вентилятором) система охлаждения.

И вот тут мы подходим еще к одному даже не недостатку, а скорее технической особенности светодиодов. По ряду параметров они здорово отличаются от ламп накаливания, что особенно очевидно при их использовании в современных автомобилях. А это значит, что, просто заменив один источник света на другой, вы можете получить совсем не тот эффект, которого ожидали.

Технические нюансы

Тут позволю себе привести примеры из собственного опыта. Когда купил подержанный автомобиль, обратил внимание на странную работу плафона освещения салона: при его включении светодиод весело и ярко горел, а при выключении не затухал полностью, продолжая легонько мерцать.

Через какое-то время обнаружил, что и свет в багажнике не выключается от слова "совсем", хотя концевик оказался рабочим. Нормальную работу обоих плафонов я восстановил очень просто – вынул установленные предыдущим владельцем светодиоды, а вместо них поставил обычные лампы накаливания.

Почему светодиодные лампы не выключались полностью? Дело в том, что в современных автомобилях, где электрооборудование работает по CAN-шине и через блоки управления, тот же концевик двери не прерывает цепь – он лишь посылает сигнал в блок, а тот подает соответствующую команду на силовой транзистор.

Нагрузка реализована так, чтобы контролировать напряжение в цепях. Это дает многочисленные преимущества в вопросе управления электрооборудованием и самодиагностики, но означает и свои ограничения, а также нюансы.

Так, если электрооборудование не рассчитано на использование светодиодов, то их установка вместо ламп накаливания приводит к тому, что из-за малого потребления тока блок управления их не видит – отсюда и всплывающие сообщения о "перегоревших" лампах, и мерцающие плафоны, и некорректная работа стоп-сигналов и повторителей поворотов. Более того, известны даже случаи выхода из строя блоков управления!

Это не значит, что просто так заменить лампу накаливания на светодиод без последствий невозможно в принципе, – просто в ряде случаев для этого необходимо вносить корректировки в блоки управления ("перенастраивать"). Обойти ту же систему контроля работоспособности ламп можно и с помощью нагрузочных резисторов, которые встраиваются в сами светодиоды. Само собой, если в конструкции элементов внешнего и внутреннего освещения изначально используются светодиоды или электрооборудование рассчитано на их применение, подобных вопросов не возникает.

Главное – светить правильно

Аналогично и с головным светом. Заменить вышедший из строя светодиод на новый – это лишь вопрос денег. Но ведь многие автомобилисты норовят перейти с галогена на LED, не меняя фар и устанавливая светодиоды "под патрон" H4, H7 и так далее. А здесь тоже достаточно нюансов.

Собственно говоря, кое-что из перечисленного выше как раз и будет вызывать вопросы. Блок управления светом будет "понимать", что работают светодиоды, или будет выводить на экран приборной панели сообщение о том, что у вас перегорели галогенки? Светодиоды не будут перегреваться в обычных корпусах фар? А если это изделия с пассивным или активным охлаждением, они поместятся в штатную оптику? Но есть еще один вопрос: будет ли светодиод в обычной фаре обеспечивать "правильный" свет?

Правильность распространения света, соответственно обеспечение нужной формы и правильного расположения светового пятна, светотеневой границы и т.д. зависит не только от отражателя и рефлектора, но и от расположения и яркости самого источника света, и тут важно, чтобы светодиод в этом вопросе не отличался от галогенки. В противном случае фара будет светить или хуже, или просто не туда, куда нужно, в том числе есть риск ослепления встречных водителей.

И теперь главный вопрос: меняя обычную лампу на светодиод, автолюбитель учитывает все эти технические особенности?

Юридические моменты

"В случае установки источника света, не соответствующего указанному в эксплуатационной документации на транспортное средство, либо требующего установки дополнительных элементов по отношению к исходной конструкции фары, либо требующего внесения изменений в электрическую схему, все это трактуется как внесение изменений в конструкцию транспортного средства. Использование в фарах автомобилей источника света, не имеющего знака официального утверждения, а также не соответствующего установленному изготовителем классу источника света, не допускается", – писали мы,  рассказывая про то, что световой тюнинг запрещен Техническим регламентом ТС (ТР ТС 018/2011) "О безопасности колесных транспортных средств".

И точно так же при прохождении техосмотра вас "развернут", если источники света не соответствуют типу внешнего светового прибора. Здесь заметим, что у одной и той же модели автомобиля фары могут иметь несколько вариантов исполнения – под галогеновые лампы или светодиоды. Если маркировка указывает на возможность применения последних, без проблем. Но если нет, то на диагностической станции будут вопросы.

Наш вердикт

Самый очевидный вывод: если и ставить светодиоды взамен ламп накаливания, то лишь в тех случаях, когда конструкция автомобиля это допускает и это не противоречит нормативным документам. Но на практике данные соображения мало кого останавливают в стремлении "доработать" внешнее или внутреннее освещение. В этом случае стоит ответить самим себе на вопрос: вы ставите светодиоды, чтобы было красивее или действительно стало лучше? Если все же для вас важно последнее, хотя бы изучите матчасть по вашему автомобилю, чтобы избежать неприятных сюрпризов.

Как минимум выясните, могут ли быть негативные последствия при переходе на светодиоды, что нужно сделать, чтобы их избежать. Как правило, такая информация достаточно легко отыскивается в интернете. Ну а если уж решили потратить время и деньги на "улучшайзинг", не экономьте на самих светодиодах – покупайте от известных производителей. Да, они еще дороже, но, как правило, и проблем с ними меньше.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!