Какую роль выполняет масло в МКПП

Чтобы понять, стоит ли время от времени заменять трансмиссионное масло в механической коробке передач, надо определиться с тем, зачем оно вообще в этом агрегате используется. Вот какие функции оно выполняет:

  • Смазывает детали. Находящиеся в зацеплении шестерни создают пары трения, что является вредным побочным эффектом, поскольку влияет на износ деталей. Смазка позволяет снизить негативное воздействие, попутно вымывает образуемую стружку и мелкие частицы металла, снижая еще и абразивный износ.
  • Охлаждает детали. Если есть трение, то есть и нагрев. Масло отводит тепло, обеспечивая более благоприятный температурный режим, что особенно важно, если коробка работает в нагруженных условиях (скоростная езда, буксировка, движение с полной загрузкой и т.д.). Это, кстати, касается не только шестерен, но и других деталей коробки, например, подшипников.
  • Защищает металлические детали от коррозии. Здесь всё просто. Без масла металлические детали коробки страдали бы от окисления и коррозии. Масло создает на их поверхности защитную пленку, которая защищает от этих процессов.

Как смазывается МКПП

Это тоже немаловажный вопрос. В отличие от АКПП в механической коробке нет масляного насоса, не создается давления масла, так что смазка происходит за счет масляного тумана и разбрызгивания масла (за это отвечает в том числе и форма внутренней части корпуса).

При падении уровня масла ниже требуемого качество смазки снижается, так что проверять уровень не будет лишним. По-хорошему это стоит делать при каждом ТО, а если имеются утечки (обычно через сальники, сливную пробку и т.д.), то и чаще. Способ проверки зависит от конструктивных особенностей МКПП, обычно контроль осуществляется через заливное отверстие в корпусе коробки.

Зачем менять масло

Любая техническая жидкость со временем деградирует, теряя свои качества. Это относится и к трансмиссионному маслу, которое также в процессе эксплуатации стареет, окисляется и становится менее эффективным.

Как мы сказали выше, оно накапливает продукты износа. Да, стальные частицы улавливают магниты в корпусе коробки, и обычно при вскрытии последние напоминают ежиков… Ну а главное – в МКПП имеются детали из разных материалов, например, из латуни и бронзы, а они не магнитятся. Оставаясь в масле, их частицы снижают его смазочные и теплоотводящие свойства.

В случае эксплуатации в тяжелых условиях – на запыленных дорогах и бездорожье, с преодолением бродов и прочими внедорожными подвигами – повышается вероятность того, что внутрь коробки через сапун попадет вода или внешние загрязнения (пыль, мелкие частицы песка). Всё это будет «улавливать» масло, но это же и приведет к ухудшению его свойств. На внедорожниках, используемых по предназначению, замена масла в трансмиссии (не только в коробке, но и в редукторах) вообще обязательна, причем интервалы лучше сокращать.

То есть менять надо. Но как часто?

Довольно много автомобилей ездит десятилетиями с еще заводским трансмиссионным маслом – и ничего. Так что фраза «залито на весь срок службы» не является лукавством. Но не все коробки настолько выносливы, не во всех случаях эксплуатация щадящая.

Так что в данном вопросе можно рекомендовать следующее. Прежде всего стоит изучить регламент обслуживания на предмет замены масла в механической коробке передач. Если имеется рекомендованный интервал, это снимает все вопросы. Если же нет, тут всё зависит от дотошности владельца и прочих условий.

Например, загудела на некоторых передачах коробка или стала хуже работать в зимний период «на холодную». Прежде чем начинать ремонт, можно ограничиться заменой масла. Во многих случаях становится лучше и отодвигает момент вскрытия агрегата на годы и десятки тысяч километров.

Обнаружены утечки масла? Должен быть контроль уровня и хотя бы частичное обновление смазки. Да, некоторые коробки годами ездят на пониженном уровне, но не все механизмы способны такое издевательство выдерживать. Не забывайте: современные агрегаты повсеместно облегчены и удешевлены, притом что работают в более тяжелых условиях, чем их предшественники. И к механическим коробкам это тоже относится!

Нет никаких признаков проблем, но хочется обеспечить МКПП максимальный ресурс? Особенно если «грузите» трансмиссию агрессивной ездой или буксировкой тяжелого прицепа? Замена масла обычно стоит недорого (за 2-3 литра «трансмиссионки», как правило, просят разумные деньги, сама процедура в большинстве случаев не очень сложная) – почему бы не делать это каждые 60 тыс. км? Или 100-120 тысяч при щадящей эксплуатации? Разумеется, при покупке нового масла стоит ориентироваться на спецификацию производителя автомобиля.

Повторимся: тут уже вопрос отношения владельца к подобным превентивным мерам. Если нет прямого указания от автопроизводителя о необходимости периодической замены масла в коробке, то он может придерживаться такого регламента. Ведь масло действительно залито на весь срок службы. Вопрос лишь в том, каким этот срок окажется.

СТО в базе объявлений Автобизнеса