Но чтобы понять, зачем полякам понадобилось возрождать какой-то там малоизвестный автомобиль, предлагаю для начала немного истории.

Маломощный, ломающийся, но свой!

Решение начать проектные работы над новой польской малолитражкой было принято в мае 1953-го. В июне того же года FSO (Fabryka Samochodów Osobowych S.A., по-русски "завод легковых автомобилей". - Прим. авт.) начал работу. По задумке в машине под названием Syrena должно было использоваться максимальное количество структурных элементов другого польского автомобиля - Warszawa М20, который, в свою очередь, был лицензионной копией советского ГАЗ-М20 "Победа".

Первый опытный экземпляр был представлен 31 декабря того же 1953 года. Машина получила двухцилиндровый двухтактный бензиновый двигатель рабочим объемом 690 куб.см и мощностью 22 л.с., 4-ступенчатую несинхронизированную механическую коробку передач. Уже в июле 1954-го Syrena отправилась на ралли протяженностью 3600 км. По итогам ралли было принято решение полностью исключить деревянные элементы из конструкции кузова, хотя первоначально в нем широко использовали ДВП.

Четыре года понадобилось полякам, чтобы подготовить модель к массовому производству, стартовавшему 20 марта 1957 года. И хоть поначалу предполагалось производить до 10 тысяч автомобилей в год, за первые два года свет увидело лишь около 500 экземпляров Syrena.

Использование некоторых компонентов от Warszawa M20 (рулевого управления, рулевых тяг и тормозных барабанов) привело к тому, что модель весила больше, чем рассчитывали поначалу. Тем не менее максимальная скорость составляла 100 км/ч, а средний расход топлива - 8,5 л/100 км. Для технологий того времени вполне адекватные показатели! Но не все было так сладко. Syrena 100 была известна плохим качеством сборки и отделки: неудобные сиденья, неохотно включающиеся передачи, слабая тормозная система, слишком большой неудобный руль - перечень недостатков можно было продолжать долго.

Несмотря на то что еще на старте массового производства разработчики знали о дефектах и недостатках модели, из-за финансовых и технических трудностей решить все проблемы разом не могли и "допиливали" конструкцию поэтапно. Syrena 101, Syrena 102, Syrena 103 и Syrena 104 - производитель планомерно работал над улучшением надежности автомобиля. Кстати, Syrena 104 стала последней моделью с шикарными дверями, открывающимися против направления движения.

Эти автомобили также принимали участие в автоспорте, в частности, в легендарном ралли "Монте-Карло". В 1960 году Syrena впервые участвовала в этой гонке. Экипаж ехал на Syrena 101 со стандартным двухцилиндровым двигателем мощностью 28 л.с., стандартной коробкой передач. Единственным отличием от серийной машиной были дополнительные фары, ремни безопасности и мелкие аксессуары. Автомобиль пересек финишную черту 99-м из 149 экипажей.

В течение следующих нескольких лет около десяти экипажей на Syrena 101, Syrena 102 и Syrena 103 принимали участие в ралли "Монте-Карло", но каких-то выдающихся результатов достигнуть не удалось.

Вот такой необычный сплав хорошей задумки, посредственной реализации и народной любви привел к тому, что Syrena для поляков стала культовым автомобилем. Хотя и не особо хорошего качества, но родным.

Возрождение "Сирены"

Вот и решили поляки возродить автомобиль, к которому целый народ питает теплые чувства. Идея реанимировать Syrena прозвучала несколько лет назад. Нужно отметить, что скепсиса было немало, ведь все понимали, что это потребует много времени и денег, - при массовом производстве речь идет о миллионах евро. Одно из условий - машина должна быть на 100% спроектирована и собрана в Польше. И вот на днях на уже знакомом нашим читателям FSO Warsaw Track на сцену вышел полноценный гоночный прототип дорожной версии Syrena Meluzyna R.

Очевидно, многих порадовал тот факт, что неотъемлемой частью возобновления бренда будет его возвращение в автоспорт. Строительство гоночного прототипа поручили известной в гоночном мире компании Proto Cars, которой руководит чемпион Польши по автомобильным гонкам в горах Павел Дитко (Paweł Dytko).

Первый прототип построили за рекордные три месяца. Получилась машинка с кузовом из легких композитных материалов, трубчатой рамой, каркасом безопасности, двухлитровым турбированным мотором мощностью 400 л.с. и полным приводом. Учитывая, что весит Syrena Melusyna R 1100 кг, разгон до "сотни" занимает 3,6-4 секунды в зависимости от покрытия.

С гоночным прототипом все понятно, а что с дорожной версией? Аркадиуш Каминьски, дизайнер модели Melusyna, заявил что окончательный дорожный вариант появится на польских дорогах уже в 2016 году. Современная версия будет стилизована под оригинальный дизайн первых моделей Syrena. В зависимости от комплектации планируется установка трех- и четырехцилиндровых двигателей объемом от 1,5 л на переднем приводе и вплоть до 3-литрового турбобензинового с полным приводом. Не исключено также, что появится гибридная версия.

Главная задача в случае с дорожной моделью - сделать ее доступной. Производитель рассчитывает на то, что базовая модель обойдется покупателю в 8500 евро. Однако регламенты быстро меняются, проектировщикам придется пересмотреть всю линейку предлагаемых двигателей, чтобы они соответствовали нормам Евро-6. Поэтому цена наверняка вырастет.

Конечно, вряд ли у Syrena получится повторить историю успеха возрожденного MINI, все-таки английский бренд стал культовым давно и для гораздо большего количества людей по всему миру. Но вот устроить локальный "камбэк" в пределах Польше - вполне. Все-таки ностальгия - штука сильная, и при грамотном подходе на ней можно зарабатывать.

Евгений НОВИК

Фото автора и из открытых источников
Минск - Варшава - Минск
ABW.BY

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!