Прежде всего, скажем, что у большинства наших сограждан сформировалось много мифов про автошколы. И тем сложнее стало выбрать место обучения, чтобы впоследствии получить заветное водительское удостоверение. Поговорим же об этих мифах: что из них правда, а что лишь сложившийся стереотип.

В частных школах обучение дороже?

Это правило работает почти всегда: стоимость обучения каждая автошкола определяет самостоятельно. На сегодня сумма оплаты курсов подготовки водителей организациями государственной и частной формы собственности отличается в среднем на 200–300 рублей (с учетом топлива), хотя в некоторых случаях разница может достигать и 700 рублей. Некоторые предоставляют рассрочку, но нужно уточнять, как она работает. Иногда платить частями выйдет дороже, чем внести всю сумму целиком.

Как правило, учащиеся переплачивают за автопарк и техническое оснащение. Частные водительские курсы по этим параметрам зачастую лучше. Заплатив порядка 2000 рублей, вы сможете обучаться на BMW 3-series GT SPORT и на нем же сдавать экзамен в ГАИ. При этом после получения «прав» вы вряд ли будете ездить на таком автомобиле, если вы не сын маминой подруги. Поэтому при выборе места учебы вас не должен пугать Volkswagen Polo в качестве учебной машины.

Что касается оснащения… Я учусь в государственной автошколе и прохожу обучение на компьютерах мезозойской эры. Чтобы выбрать правильный ответ на зачете, этого достаточно. Хотя, конечно, на макбуке будет приятнее.

Частники учат лучше?

Очень сомнительный тезис. Правила дорожного движения едины для всех. Учеба на любых курсах проходит с использованием одинакового программного обеспечения. Все автошколы обучают по единой программе подготовки водителей выбранной категории, утвержденной Министерством транспорта и коммуникаций. Существует мнение, что частники преподают лучше, мол, зарплаты у преподавателей там больше. Здесь как повезет. Мой знакомый сдавал экзамен в ГАИ на Chevrolet Camaro 12 раз! В то же время лучший друг на Renault Logan проехал весь путь без ошибок с первого раза. Конечно, где больше денег, там и встретить профессионала шанс выше. Но мы не знаем реальных зарплат инструкторов, поэтому судить об этом не будем.

Лояльных автошкол не бывает

Это миф. Мой знакомый отсутствовал две недели у частника из-за занятости на работе. Ему пошли навстречу, предложив самостоятельно изучить пропущенный материал и сдать отдельно зачеты. В ДОСААФ, например, такая же ситуация: есть возможность договориться, если случается непредвиденная ситуация.

Зачем учиться? «Права» можно купить

А вот это правда, только если после покупки липового документа вы собираетесь за решетку. Два года назад бобруйчанин решил приобрести «права» через WhatsApp за $300. В итоге получил только фотографию своего удостоверения. Если вам все-таки удалось получить «права» таким способом – будьте готовы к наказанию: статья 380 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает до двух лет лишения свободы.

В автошколах частной формы собственности можно выбрать инструктора

Чистая правда. Если не устраивает мастер по вождению, его всегда можно поменять в любой школе. В частных иногда дают изначально выбрать себе инструктора по вождению. А вот с преподавателем по теории уже сложнее, т.к. он ведет группу от первого занятия до получения «прав». Но, пока не подали список учащихся в ГАИ, есть возможность расторгнуть контракт с возвратом средств. Обычно это возможно до того момента, пока вы не посетили два первых занятия.

В автошколе нельзя взять академический отпуск

Можно, но при весомых причинах. Если у вас случится форс-мажор, например, заберут в армию и вы не сможете закончить обучение, то автошколы предоставляют возможность закончить его позже. Такие решения принимает только директор. В этом случае необходимо предоставить официальный документ, подтверждающий причину отсутствия, тогда вас почти гарантированно восстановят. А если вы просто не ходили на занятия по собственной инициативе – и не восстановят, и денег не вернут.

Сдать на «права» можно только там, где вы учитесь?

Неправда. Если учились на «права» в Минске, но прописаны в другом городе, – имеете возможность сдавать теоретический и практический экзамены в ГАИ по месту жительства. Как правило, в 9 из 10 случаев за пределами Минска сдать на «права» проще.

ГАИ ведет «черные» списки автошкол?

Очень сомнительно. Гуляют слухи, что якобы есть учреждения, учеников которых специально «валят» на экзамене. Во-первых, на теории можно «завалиться» только по собственному незнанию или невнимательности, ибо проверяет ответы компьютер, а не человек. Во-вторых, при сдаче экзамена по вождению в машине ГАИ всегда установлены две камеры: внутренняя и внешняя. При несогласии с решением инспектора можно подать апелляцию и вас переаттестуют. Инструкторы самих автошкол отрицают факт такого списка. Проследите статистику, сколько выпускников вашей автошколы сдает экзамены в ГАИ с первого раза.

Автошкола может нарушать сроки предоставления услуг?

К сожалению, такое случается. Иногда они слишком поздно предоставляют списки групп на сдачу экзамена. Из-за этого у учащихся возникают проблемы: все внутренние тесты уже сданы, а экзамены в Госавтоинспекции еще даже не назначен. Еще учреждения могут поздно назначить инструктора по вождению, из-за чего придется чуть ли не каждый день выезжать на площадку. Ответственность за такое нарушение должна быть прописана в договоре между вами и автошколой.

Очевидный алгоритм выбора

1. Посмотрите актуальный рейтинг автошкол ГАИ. Так вы сможете вычислить школу с лучшими показателями сдачи экзамена и даже отследить динамику за предыдущие годы. Опираться исключительно на эти данные не стоит: они не отражают качества обучения. Одна автошкола может выпустить 30 учеников, а другая – 200. Понятно, что процент сдачи/несдачи будет неравнозначным при одинаковых цифрах.

2. Опросите друзей и изучите комментарии в соцсетях. Сформируйте общее впечатление от учебы в выбранных вами автошколах. Запишите все интересующие вопросы и переходите к последнему пункту.

3. Позвоните в автошколу, чтобы уточнить непонятные моменты. Однако и здесь будьте осторожны. Есть истории, когда потенциальных курсантов попросту обманывают, как, например, ученицу, которую ввели в заблуждение, убедив, что у автошколы есть автодром возле станции метро. Поэтому все, что вам говорят, должно быть прописано в договоре об обучении. Можете попросить заранее его показать.

Нельзя однозначно сказать, какая автошкола качественнее. У частников лучше оснащение и автопарк, но и без них ученики успешно сдают экзамены, получают заветные «права», а денег тратят меньше. Поэтому перед тем, как нести деньги в автошколу, рекомендуем обязательно уточнять все интересующие вас моменты, внимательно прочесть договор и, возможно, прислушаться к мнениям тех, кто уже имеет водительское удостоверение. А при принятии решения главное – сохранять голову холодной.