Итак, то, о чем говорили давно и что так горячо обсуждалось среди тех, кто так или иначе касается деятельности такси, свершилось. Вышел Указ, который в корне изменит действующую систему перевозок пассажиров автомобилями такси. Рынок такси не стоит на месте и давно требовал перемен. В лучшую сторону, разумеется.

Наверное, самое главное, о чем говорит Указ, так это то, что в целях обеспечения безопасности автомобильных перевозок и создания условий для добросовестной конкуренции и повышения оказываемых услуг автомобилями такси создается государственный информационный ресурс «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении».

Терминами и определениями Указ своих читателей обделил, сделав ссылку на то, что эти определения должны соответствовать Закону об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках.

Читаем в Законе: «автомобиль-такси – транспортное средство, используемое для автомобильных перевозок пассажиров и соответствующее требованиям, установленным Правилами автомобильных перевозок пассажиров».

А правила говорят, что водитель – это физическое лицо, управляющее транспортным средством и являющееся при выполнении автомобильной перевозки пассажиров представителем автомобильного перевозчика. А кто такой «представитель»? Вряд ли в данном случае здесь подразумевается работник, который связан с перевозчиком юридически значимыми договорами (отношениями). Договор подряда или договор комиссии, по которым в настоящее время работают большинство перевозчиков-такси, не дают водителю никакого представительства, ведь по ним водитель никого не представляет, только самого себя. Да и автомобилем такси в его правильном юридическом понимании их машины назвать нельзя.

Так что водителям и машинам, просто подключившимся к известному приложению, в их нынешнем виде, как говорится, «на выход».

Что дальше? В реестр должны включаться автомобили-такси, выполняющие перевозки пассажиров, а также водители, такие перевозки осуществляющие. Деятельность по перевозке пассажиров автомобилями такси вне реестра запрещена.

«Смотрящим» за реестром назначена транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Она же является одновременно владельцем и оператором, обеспечивает создание и формирование реестра, его ведение, эксплуатацию и программно-техническое сопровождение.

В свою очередь, реестр взаимодействует с базой данных ГАИ, Единым государственным регистром юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Белорусским бюро по транспортному страхованию, информационной системой Белтехосмотра, системой «Регистр населения».

Так что с большой долей вероятности мы вернемся к старой доброй системе перевозок пассажиров, при которой и страховку специальную придется иметь, и техосмотр, если машина как такси используется, два раза в год проходить. И это, согласитесь, хорошо: так и должно быть. А то порой, видя техническое состояние автомобилей, которые приезжают по вызову через приложение, переживаешь за свою жизнь. К водителям тоже вопросы возникают: то паспорт хочется у них спросить и узнать сколько ему лет, то национальную принадлежность узнать и понять, может ли в принципе этот человек с водительским удостоверением работать водителем такси.

Еще обращает на себя внимание тот факт, что как только Указ заработает в полную силу, вся деятельность сферы такси будет под бдительным оком контролирующих органов, а их, согласно Указу, достаточно: и налоговая, и транспортная инспекция – каждый по своей компетенции.

Отдельно отметим основания, по которым в реестр точно не включат:

  • когда транспортные средства и водители не соответствуют требованиям в области транспортной деятельности (а требований там о-го-го!);
  • если нет видеофиксации перевозки (да-да, теперь салон автомобиля-такси будет снимать видеокамера, о чем пассажир, кстати, должен быть проинформирован);
  • если регистратору не предоставлены необходимые сведения.

Ну а если в реестр перевозчика все же включили, то «вылететь» из него или приостановить в нем свое участие можно на раз-два. Водитель в трубочку перед работой не подышал два раза в течение года – деятельность перевозчика приостановят. Режим труда и отдыха нарушен три раза в течение года – сюда же. Если контроль технического состояния такси ненадлежащий, есть задолженности по налогам, как положено не пройден техосмотр, автомобили на линии имеют неисправности, касса выключена, водитель требованиям для водителя такси не соответствует – ключи от машин на стол, потому что не исполняешь требований законодательства.

Таким образом, сфера такси не просто претерпевает изменения. Кто-то помоложе сравнит это со своеобразным тектоническим сдвигом. Ну а те, кто постарше, скажет: ведь раньше так и было – и был порядок.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!