«Сломала ногу на первом же занятии»

– Еще в детстве я с отцом смотрела MotoGP, где гонялся Валентино Росси. Вместо «Калыханкi» я засыпала под гонки, так что мотоциклами увлекалась с детства. А благодаря работе мне удалось поездить на огромном количестве байков разных классов, объемов и ценовых диапазонов.

Лет 6-7 лет назад я сама сдавала на «права» и на первом же занятии сломала ногу. Но это не отбило желания ездить на мотоцикле, просто тогда поняла, что хочу помогать людям избегать типичных ошибок. Затем несколько лет параллельно с работой я помогала в мотошколе, а потом меня и коллегу забрали уже в другую мотошколу, где мы начали преподавать вдвоем.

Сейчас я осталась в ней одна. Да, девушке тяжело тянуть всё это, тем более что поток учеников большой. Но я справляюсь! Это что-то среднее между яслями и школой выживания. Инспекторы, принимающие экзамены в ГАИ, всегда снисходительно улыбаются – они знают, что мои ученики после успешной сдачи постоянно бегут обниматься.

Вообще ученики по-разному реагируют на то, что у них преподает девушка. Бывает, что созваниваемся, и они сразу в полнейшем восторге. Случается, что девушки плохо реагируют на то, что преподаватель – девчонка, хотя потом им со мной проще. Поэтому на площадке я в первую очередь являюсь мотопсихологом. Иногда переучивать людей, которые уже что-то где-то почерпнули, намного сложнее, чем учить с нуля, – это требует стальных нервов. Но часто мы остаемся друзьями с учениками, даже после экзамена и получения «прав» они заезжают ко мне на площадку в гости.

Курьезы на занятиях случаются чуть ли не каждый день. У меня есть «рекордсмен» – это моя ученица Оля, с которой мы очень хорошо дружим. Как-то раз она запустила в сальто через всю площадку меня, а коллеге слегка «подровняла» личный байк. Случаи бывают всякими: кто-то зацепил стену, кто-то – другого человека.

«Первый мотоцикл в большинстве случаев ошибочный»

Своим ученикам я обычно советую мотоцикл выбирать так. Для начала нужно определиться, зачем он в принципе нужен. Если человек живет за городом, а выбирает «стрит» вообще без ветрозащиты, то это так себе идея. Первый мотоцикл в большинстве случаев ошибочный – на нем только учишься понимать, что нужно: больше «низов», другую посадку и прочее. Обычно предупреждаю учеников, что первый мотоцикл они 100 процентов уронят, и не советую сразу покупать самый дорогой.

Рекомендую выбирать мотоцикл на руле, потому что к клипонам довольно сложно мгновенно привыкнуть. Технику нужно выбирать исходя из того, что ты за человек. У меня были ребята, которые покупали Yamaha R1 – и прекрасно справлялись. А другие говорили: «Я дурак, я убьюсь, поэтому лучше возьму то, что хотя бы первое время не позволит мне это сделать». Поэтому можно брать «стриты» и не сильно привязываться к «кубикам». Здорово, если можете себе позволить мотоцикл с помощниками типа ABS. Но только когда проедете сезон, возьмете покататься или посидеть у кого-то другой байк, тогда поймете, что действительно хотели.

Моим первым мотоциклом стала Honda CBR F4i, выпущенная в 2006 году. Дальше пересела на «джиксер» К1 2001 года выпуска – это 750-ка, вместе с ней я провела сезон. Потом купила себе великую вещь – Yamaha MT-09 в обвесе Tracer. Наверное, это был лучший мотоцикл. Он безумно удобный, универсальный и подходит для езды всем и везде. Мотоцикл резкий и маневренный.

Наверное, в личном топе точно находились бы «джиксеры», но именно 750-ки – они едут как «литры», а платишь за них, как за 300-ку. А вот самыми неудобными из «спортов» назвала бы Yamaha R1 и R6 именно из-за посадки. Еще, как ни странно, меньше всех мне нравятся Kawasaki, хотя у меня тоже был мотоцикл этой марки.

Из круизеров отметила бы Yamaha Road Warrior. Несмотря на мотор 1.7, мотоцикл рулится как велосипед, у него шикарный запас мощности. Когда хрупкая девушка едет на огромном круизере – это чистый секс.

«Идеальный представитель своего класса»

Нынешний GSX-R приехал ко мне из Канады совсем недавно. Часть этого сезона я успела откатать на его «братике» 2010 года выпуска. Эти мотоциклы настолько хороши, что в них нет смысла добавлять что-то. Они выпускаются с практически одинаковыми характеристиками уже больше 10 лет.

Конечно, мотоцикл приехал с «нюансами», но только по внешней части. Мотор – рядная «четверка», 750 «кубиков» и около 150 «коней». У него неплохой выхлоп, оригинальный Yoshimuro с коллектором. Мотоцикл разгоняется до «сотни» быстрее чем за три секунды. В городе я вообще не понимаю, зачем ему столько передач, потому что их просто не успеваешь использовать.

Чем хорош свежий мотоцикл, так это плавностью – кажется, только успеваешь подумать о маневре, а он уже поворачивает. Для меня мой «джиксер» сейчас – воплощение легкости и изящества. Я выбрала этот мотоцикл, потому что у него наиболее удобная для меня посадка. Люди, которые не верят в то, что «спорт» может быть комфортным, просто на них не ездили. Достаточно даже просто сесть на «джиксер», чтобы это понять. Спина тут никогда не устает.

Все спортивные модели обычно идут с тормозами Brembo или около того. Спереди здесь два суппорта. Степень износа тормозов? Пробег еще совсем маленький, меньше 10 тысяч километров, поэтому всё еще «в оригинале». Нет смысла менять диски – на них вообще нет износа – и, как ни странно, колодки.

Вообще говоря, ресурс расходников очень сильно зависит от езды. Например, на моем Tracer задняя звезда заворачивалась зубьями в обратную сторону за месяц, там был бешеный крутящий момент.

Сейчас все расходники безумно дорогие. Здесь стоит Michelin Road 6, причем ZR-версия. Если пробьешь колесо, то еще 100+ километров можешь ехать на нем, и оно не спустит, не побьет диск. Это очень дорогая резина, у нас она будет стоить, наверное, под 300-400 долларов за шину. Но, честно говоря, в Беларуси в продаже пока ее не встречала.

Если мы берем именно спортбайк, то GSX-R – идеальный представитель своего класса. Объем 750 «кубиков» очень удачный. Версии на 600 кубических сантиметров всем быстро становится мало. Но это и не «литр», за страховку которого платишь как за крыло самолета. 750-ка слегка нежнее, она не так резко реагирует на ручку «газа». Этот мотоцикл может позволить любую езду – от городского и вальяжного режима до вынимания из него души на треке.

Я всё еще мечтаю поехать на настоящий дальняк – прошлым летом собиралась на Кавказ, но работа не пустила. Поэтому обычно мой диапазон дистанции, не отрываясь от седла, – это километров 100-200, не больше.

Покупка мотоцикла оказалась одним из лучших решений в жизни, хотя мне все говорили, что дорого, опасно и вообще «ты девочка, должна рожать детей, сидеть дома и делать ремонт». Ощущения от езды на мотоцикле – это, как говорят некоторые, «лучше любых психологов». Не думаю, что нужно заменять одно другим, но попробовать стоит. Смотрю на учеников и вижу, как они гордятся тем, что смогли поехать на мотоцикле, – такого не увидишь нигде. А девушки тоже могут разбираться в мотоциклах. Не просто ездить в шлемах с косичками, но и быть «мамками» тем, кто через год будет кататься с бородой на большом «харлее».

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!