Немного истории
История ПРУП ОЗ "Неман" начинается в далеком 1984 году. Тогда основным занятием лидчан была сборка, регулировка и испытание продукции военного назначения, разрабатываемой и изготавливаемой в рамках НПО "Агат". И все шло как по маслу - союзный оборонный госзаказ обеспечивал огромные, в том числе и экспортные, поставки. Однако распад СССР стал тем самым "громом среди ясного неба", после которого резко сократилась потребность в военной технике.
Крупному военному заводу тогда пришлось нелегко. Чтобы выжить, здесь перешли от "начинки" спецаппаратурой военных кунгов и бронетранспортеров к выпуску газовых горелок, вентиляторов и прочих товаров народного потребления...
Для выхода из сложившейся ситуации в апреле 1992 года Госкомпром РБ утвердил программу конверсии опытного завода "Неман" в 1992-1995 гг., под реализацию которой был даже выделен льготный кредит на подготовку производства и освоение вышеупомянутых "мелочей", что помогло предприятию пройти первый этап конверсии практически без остановки, полностью сохранив рабочие места. Однако при этом оставались незадействованными значительные производственные мощности...
Кроме того, в 1993 году по инициативе "пожарного ведомства" Республики Беларусь была принята программа "Пожарная безопасность", включающая создание пожарной автоцистерны на шасси Минского автозавода, разработкой конструкторской документации для которой "с голодухи" занялось НПО "Агат", а изготовлением первого опытного образца - завод "Неман". Увы, во время испытаний первенец белорусского пожарного автомобилестроения вызвал множество нареканий, вследствие чего не прошел необходимые сертификационные испытания и не стал серийным продуктом. Так, к сожалению, "пожарная" тема в Лиде не пошла.
Лучше дела обстояли с более перспективной автобусной тематикой, ведь на тот период в сфере пассажирских перевозок Беларуси сложилась катастрофическая ситуация: более 75% единиц подвижного состава автопарков страны нуждалось в срочном списании или капремонте.
Руководство отрасли решило доверить процесс "экстренной реставрации" автохозяйств опытному заводу "Неман", определив его головным предприятием по освоению и выпуску городских автобусов большого класса.
Уже менее чем через полгода после вступления предприятия в российскую ассоциацию "Автобус" "немановцы" получили всю технологическую документацию и право на сборку ЛиАЗ-5256, а специалисты и рабочие завода прошли обучение и переподготовку на головном предприятии в Ликино-Дулево.

Таким образом, предприятие сохранило свою специфику сборочного производства, однако переход на выпуск новой продукции потребовал коренной перестройки производства. Был даже разработан и реализован специальный проект технического перевооружения действующего производства и создания мощностей по выпуску 250 автобусов в год. Для этого заводчане самостоятельно изготовили более 200 единиц специальной технологической оснастки, приобрели и смонтировали необходимое оборудование для собственного производства деталей и узлов автобуса.
Для уменьшения зависимости завода от поставок комплектующих из стран СНГ и более полного использования собственного производственно-технического потенциала Минпром разработал "Программу создания мощностей для производства комплектующих изделий, узлов и агрегатов автобуса ЛиАЗ-5256 на предприятиях Республики Беларусь". В течение года предприятия Беларуси освоили выпуск более 250 наименований агрегатов, узлов и деталей, среди которых кузова, мосты задние, боковые стекла, автошины, глушители и т.д.
А в целях дальнейшего развития на предприятии была выпущена опытная партия автобусов ЛиАЗ-5256 с двигателем ММЗ Д.260.3 производства Минского моторного завода.
В 1994 году в Лиде собрали 53 автобуса. В последующую "пятилетку" объемы выпуска не превышали полусотни автобусов в год. Одной пятой части запланированных объемов, конечно, было мало для безбедного существования. Руководство завода постоянно пыталось расширить модельный ряд. Одно время в Лиде собирали "попсовые" ПАЗ-3205, но недолго, а в 1998 году попробовали даже выпускать ГАЗели (всего их было изготовлено 150), но и их выпуск по объективным причинам в итоге свернули. Был у "Немана" и опыт выпуска каркасов троллейбусных кузовов для предприятия "Белкоммунмаш".
По указу президента была принята общереспубликанская программа "Автобус", в соответствии с которой опытный завод "Неман" должен был специализироваться на выпуске городских автобусов ЛиАЗ-5256 с переходом на собственный вариант автобуса Неман, а также пригородных автобусов среднего класса. Данный факт и стал тем необходимым толчком, после которого началась работа по созданию собственного проекта Неман-5201. Несмотря на это, положение завода оставалось крайне неустойчивым: неплатежеспособность потребителей, нехватка оборотных средств, а также полное отсутствие спроса на продукцию привели к аритмии производства вплоть до его неоднократных полных остановок. Повлияло на эту ситуацию и наличие производства автобусов в Минске, которое, будучи флагманом отечественной промышленности, получало львиную долю госзаказа. Кстати, лидский завод и сегодня принадлежит не Минпрому, как большинство автопроизводителей РБ, а Госкомвоенпрому РБ. Это и стало основной преградой, помешавшей реализовать перспективный и обоюдовыгодный проект объединения АМАЗа и "Немана", неоднократно рассматриваемый представителями обоих предприятий. Однако лидчане не сдались и на этот раз...
В 1999 году "немановцам" наконец-то удалось освоить выпуск "нового" автобуса Неман-5201. По сути, это был все тот же ЛиАЗ-5256, только "перелицованный" Белорусским национальным дизайнерским центром. Впрочем, "освоить выпуск" - это громко сказано, ведь в 1999 году собрали лишь один экземпляр, а в 2000-м - два. "Серия" пошла с 2001 года. Неман-5201 в различных модификациях и сегодня остается основной продукцией УП "Опытный завод "Неман" и выпускается в исполнении Неман-5201 (большой городской автобус) и Неман-52012 (пригородный автобус в обычном исполнении и повышенной комфортности).

День сегодняшний

"Попадав на территорию завода "Неман", проехав через, как показалось, до сих пор живущую в СССР Лиду, испытываешь ощущение, что перенесся назад во времени лет эдак на двадцать... - не устает делиться своими эмоциями наш шеф-редактор Дмитрий Гладкий. - Те же "старорежимные" двери, те же турникеты, как в метро, те же пластиковые пропуска, которые нужно в эти турникеты вставлять... Даже строгий дедушка-охранник на вахте, похоже, тот же, что и двадцать лет назад".
Но суть не в "советском" интерьере, а в производственной базе. А с ней как раз таки все в порядке! Производственные площади, доставшиеся сборщикам автобусов в наследство от советских времен, отнюдь не маленькие - на тесноту здесь не жалуется никто. Следует признать, что и с технологическим оборудованием у предприятия все в порядке, даже установка плазменной резки есть. Если не брать в расчет агрегаты ходовой части и сиденья, то для автобусов здесь делают практически все - от основания каркаса до элементов внутренней отделки. ПРУП ОЗ "Неман" осуществляет полное изготовление кузова: от основания, каркасов боковин, передней и задней частей до облицовки сплошным оцинкованным листом. Проводятся работы по нанесению лакокрасочного покрытия, а также по антикоррозийной обработке основания кузова и скрытых полостей. Констатируем: по используемым технологиям "Неман" ничем не хуже среднестатистического европейского кузовного ателье.
Можно с уверенностью сказать, что именно автобусы большого класса на базе кузова ЛиАЗ-5256 на сегодняшний день являются основными "кормильцами" предприятия. Продуманность базовой модели ЛиАЗ-5256 позволила лидским инженерам оборудовать свою продукцию новейшими изобретениями европейских коллег. Доведенные за двадцать лет до ума автобусы Неман эксплуатируются практически во всех муниципальных автопарках Беларуси, а несколько машин колесит по дорогам России и Азербайджана. Именно в эти страны и запланирован основной экспорт лидских автобусов в ближайшем будущем. Ведь, несмотря на наличие аналогичной продукции, выпускаемой в Ликино-Дулево, "готовый" Неман стоит на порядок ниже.
Большинство лидских машин, с которыми в настоящее время знакомы эксплуатационные службы, оснащено ярославским двигателем ЯМЗ-236Л1(Евро-2) и механической "пятиступкой", с которой немало пришлось попотеть водителям. Ведь работать с данной "жесткой кочергой" смену - сущий ад, а где же хорошие условия труда?!
Выход был найден: еще прошлой весной конструкторы "Немана" начали оснащать свою продукцию двигателями Caterpillar 3126E мощностью 230 л.с. (Euro-3) в тандеме с 6-ступенчатой механической коробкой передач ZF 6S1200BO немецкого производства, которая в отличие от "россиянки" работает как по маслу! Ну а для самых требовательных имеется еще и версия с "автоматом" Voith Diwa от казанского предприятия ООО "Приводная техника Фойт-КМПО". Мосты для автобусов Неман поставляет как отечественный МЗКТ, так и венгерская Raba. На всех автобусах подвеска зависимая, пневматическая (передняя и задняя - на четырех пневмобаллонах каждая).
Неман-5201 - автобус большого класса, предназначенный для эксплуатации на городских маршрутах большой загруженности. По сути, это старый добрый ЛиАЗ-5256, только с другой "мордой лица". Несмотря на то что 11,5-метровик не дорос до наиболее популярных европейских 12-метровых собратьев, его вместимости, пожалуй, позавидуют многие. Так, например, Неман-5201 может спокойно вместить в себя 110 пассажиров! В салоне три полноценные двухстворчатые двери поворотного типа (одна створка в переднем свесе полностью отдана водителю, рабочее место которого отделено от салона высокой шумотеплопоглощающей перегородкой).
Единственное, что может не удовлетворить пассажиров в конструкции лидского автобуса, - это наличие ступеней в салоне при входе, что значительно затрудняет посадку людей с ограниченными физическими возможностями. Однако нет худа без добра: в связи с отсутствием "низкопольности" в салоне 5201-й модели сохранился ровный пол без перепадов высот. Нет и высоченных "постаментов" под сиденьями, которые зачастую создают еще большие помехи для пассажиров, нежели, скажем, лишняя ступенька при входе или выходе. А кроме того, остается больше свободного пространства для пассажиров, которые едут стоя. Отдельного внимания заслуживает отделка, которая внешне, к сожалению, ничем не отличается от аналогичной в машинах, произведенных 20 лет назад в СССР.
Пригородная модель Неман-52012 в отличие от городского "брата" имеет увеличенное за счет отсутствия двери в базе количество мест для сидения - с 33 до 45. Комфорт поездки обеспечивают вклеенные теплопоглощающие стекла и огромные сдвижные форточки, что немаловажно при эксплуатации машины летом, а хорошее отопление - зимой.

Эксплуатационники в один голос твердят, что Неман-52012 является лучшим пригородным автобусом, производимым на сегодняшний день в Беларуси. Ведь были и у минчан попытки создания автобусов серии "С" с подвеской, рассчитанной на эксплуатацию в странах Западной Европы, но никак не на нашей сельской "гравийке". Понятно, что массовыми они не стали и вряд ли станут в ближайшем будущем.
Неман-520122 - это тоже пригородный автобус, но с повышенным уровнем комфортности. В этой машине улучшена изоляция дверей, установлены мягкие сиденья с высокой регулируемой спинкой, произведенные в далеком российском городе Павлово-на-Оке. Увеличен и объем багажника (теперь это уже 1,5 кубометра), в салоне появилось два ряда полок для ручной клади.
Существует и "северная" версия двухдверного большого Немана. Она отличается так называемым "двойным полом", стеклопакетами и дополнительными отопителями.
В общем и целом нельзя не отметить весьма приличное качество сборки автобусов марки Неман. На лидском заводе, судя по всему, еще очень хорошо помнят придирчивость военных "представителей заказчика" советских времен и работают по "тем" стандартам со всей присущей военному производству ответственностью.
Свое будущее опытный завод "Неман" связывает с модернизацией "больших" автобусов и освоением серийного выпуска машин малого класса. Летом текущего года должен появиться большой Неман с абсолютно новым дизайном, а перспективные малые автобусы в виде опытных образцов существуют уже сегодня.

"Малыши"
Уже достаточно давно "немановцы" обещали сенсацию - сборку первого собственного белорусского автобуса малого класса. И вот летом 2006 года свет увидел автобус малого класса Неман-3231, разработанный лидскими конструкторами совместно с "Укравтобуспромом". Однако новинка не оправдала ожиданий ни потребителя, ни производителя, уступив по большинству характеристик гомельскому "Радзiмiчу" и целому ряду аналогов... Кузов, облицованный пластиковыми панелями, был установлен на китайское шасси фирмы Dong Feng, рядный 4-цилиндровый турбодизель CY4102BZQ имел объем 3,9 л и мощность 120 л.с. Позже выяснилось, что проще и дешевле не изобретать "велосипед", а организовать совместное с китайцами производство малых автобусов. Так проекту "3231" и не суждено было войти в серию - опытный образец до сих пор "подпирает забор" предприятия.

Логическим продолжением "крохи" стал CCJ6660D от фирмы Changchun City Automobile Production Ltd., который нынче величают Неман-3232. В основе машины - шасси Dong Feng EQ6590KS, двигатель - 85-сильный Yuchai YC4F115-30. Несмотря на довольно скромные габариты, автобус имеет 23 посадочных места в салоне. Предельно простой с технической точки зрения и довольно симпатичный внешне, он сильно заинтересовал перевозчиков соседних стран, которые уже становятся за 3232-м в очередь. В текущем году запланирован выпуск ста подобных машин.
Другим перспективным направлением стал проект сотрудничества "Немана" с итальянской кузовной компанией Cacciamali S.p.A. и ее польским филиалом Kapena S.A. из Слупска. Планируется, что первые 10 машинокомплектов лидчане закупят у итальянско-польских партнеров уже в мае текущего года. Всего же в 2008 году на предприятии намерены собрать 100 автобусов Neman-Сacciamali на шасси Iveco Daily, половину которых реализуют "дома". Кроме того, завод "Неман" станет поставщиком кузовов для Cacciamali S.p.A. и Kapena S.A. В текущем году помимо сотни комплектных 28-местных автобусов Neman-Cacciamali в Лиде планируют изготовить без малого 260 кузовов для отправки на "материнские" фирмы: 200 кузовов отправятся в Италию, 60 - в Польшу. Причем "наполеоновские планы" вполне смогут стать реальностью - цена на Neman-Сacciamali составит ориентировочно $65.000. Другой аналогичный европейский автобус за такие деньги найти сегодня просто не представляется возможным!

Перспективы
Один из главных показателей качества продукта - спрос на него. У лидчан этот самый спрос в наличии имеется (к слову, на "Немане" даже нет складской площадки готовой продукции). Тому доказательство - существенное увеличение объемов выпуска год от года. Только за прошедшие 365 дней 2007 года было выпущено 165 автобусов, а это ни много ни мало рост почти на 9% по сравнению с аналогичным периодом года прошлого! Стоит отметить, что прошлогодние заказы "Неман" выполняет до сих пор. Однако, несмотря на это, лидчане стремятся постоянно совершенствовать свою продукцию, расширяя модельный ряд. Уже к лету будет полностью готов и представлен проект рестайлинга серийных 11,5-метровых машин. Заводчане в текущем году планируют производство 350 автобусов различных классов, а уже в 2010-м в Лиде будут готовы производить 400 машин, притом что емкость внутреннего рынка нашей страны составляет 600 автобусов.
Дмитрий ШИЛОВИЧ при участии Дмитрия ГЛАДКОГО, фото авторов, Сергея ЛИПСКОГО и из архива ОЗ "Неман".

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!