Пожалуй, самая главная новость прошлой недели – ограничения на пропуск авто во всех сопредельных с Беларусью странах Евросоюза. Началось всё с Польши. Польская таможня перестала пропускать в Беларусь автомобили с объемом двигателя более 1,9 литра и стоимостью более €50 000. К слову, эти ограничения были введены уже давно, просто польская сторона их не соблюдала. Возможно, поступило указание четко придерживаться санкционных ограничений, что Польша и сделала.

После польских ограничений некоторые перевозчики «подсанкционных» авто изменили свой маршрут в сторону Латвии. Однако уже 26 марта начала поступать информация о том, что латвийские таможенники также не разрешают ввозить в Беларусь автомобили с объемом двигателя более 1,9 литра.

А Литва ужесточила правила транзита автомобилей в Беларусь с любыми экспортными декларациями (EX), открытыми в других странах. Проблемы начались утром 29 марта. Теперь для прохождения литовской таможни обязательно наличие именно литовской экспортной декларации, подтверждающей приобретение автомобиля в стране. Новшество коснулось как юридических, так и физических лиц. Чтобы пройти литовскую таможню, нужно выполнить несколько условий:

  • платеж за автомобиль должен быть произведен от гражданина Республики Беларусь непосредственно продавцу;
  • автомобиль должен быть куплен в Литве либо импортирован в страну литовской компанией;
  • автомобиль не должен попадать под санкции (объем двигателя – до 1,5 литра, стоимость – до €50 000).

Кроме этого, после растаможивания автомобиля покупатель должен в течение 30 дней предоставить таможенным органам Литвы оформленный в Беларуси технический паспорт, таможенное удостоверение и таможенную декларацию на товар. В противном случае у фирмы-продавца могут возникнуть серьезные проблемы – вплоть до прекращения деятельности.

Тем временем бьют рекорды автобусные очереди на погранпереходе «Брест». Нередко люди жалуются и на польских пограничников: те, мол, тоже не торопятся оформлять людей. Но проблема погранперехода «Брест», ранее известного как «Варшавский мост», еще и в том, что сам мост через реку Западный Буг (которая фактически служит границей между двумя странами) очень узок. Здесь всего по одной полосе движения в каждую сторону. Поэтому расстояние между Беларусью и Евросоюзом (около километра) автомобиль или автобус, уже прошедший контроль на одной сопредельной стороне, может преодолевать несколько часов.

А на станциях техосмотра начали оформлять разрешения на 3 года. Документы для получения разрешения: заявление; техпаспорт, документ, подтверждающий внесение платы. При этом под техосмотр на 3 года не попадут автомобили 2021 года выпуска. На 3 года могут получить разрешения автомобили, выпущенные с 2022 по 2024 год. Учитывается год выпуска без привязки к месяцу. Стоит отметить, что выдавать документ начали лишь спустя 3 дня от обещанной даты. Изначально указывалась дата 23 марта. В «Белтехосмотре» этот факт подтвердили и сообщили, что всё это время ждали от Минтранса ответа по поводу формы предоставляемого автовладельцем заявления.

С апреля увеличится стоимость зарядки электромобилей на зарядных станциях сети Malanka. Зарядка на быстрых станциях (зарядка постоянным током) обойдется в 56 копеек за 1 кВт·ч, а зарядка на медленных станциях (зарядка переменным током) – 43 копейки за 1 кВт·ч. Как отметили в компании, тарифы на зарядку электромобилей были неизменными на протяжении полутора лет и в последний раз менялись еще в октябре 2022 года, в то время как стоимость электроэнергии для работы зарядных станций от ГПО «Белэнерго» за этот период выросла уже дважды – в начале 2023 и 2024 годов, в общей сложности увеличившись на 16%.

В Беларуси планируют построить первую гигафабрику. Такое предложение еще в прошлом году озвучил генеральный директор корпорации «Росатом» Алексей Лихачев. Сейчас проект находится на стадии проработки и детальных расчетов. В первую очередь дело в стоимости завода и в его рисках. А капитальные расходы белорусской гигафабрики в среднем оцениваются в $425 млн. Но самый главный вопрос – окупаемость проекта. Согласно комплексной программе сотрудничества России и Беларуси в области атомных неэнергетических и неатомных проектов, уже в этом году обе страны должны определить целесообразность строительства и в случае принятия положительных решений подписать дорожные карты.

Последний экземпляр среднемоторного суперкара Audi сошел с конвейера завода в Хайльбронне. Им стало купе R8. Первоначально последний автомобиль R8 должны были собрать в конце прошлого года, но Audi пришлось расширить производство суперкара, чтобы справиться с наплывом заказов после объявления о скором завершении производства. Прекращение выпуска R8 означает, что на заслуженный покой вскоре отправится и атмосферный мотор V10 5.2, поскольку позже в этом году прекратится выпуск родственной модели Lamborghini Huracan.

А компания Volvo выпустила свой последний дизельный автомобиль. Volvo XC90, сошедший с конвейера последним, отправится в музей. Таким образом, Volvo завершила эпоху дизельных автомобилей бренда, хотя еще пять лет назад большинство моделей Volvo на европейском рынке были дизельными. Их отличали простота в обслуживании, надежность и комфорт, за что они приобрели славу лучших семейных автомобилей. Теперь у бренда другие цели, производственные линии будут переоборудованы для выпуска недавно объявленной большой линейки электромобилей.

Tesla разрешит опробовать свою дорогую систему автопилота FSD бесплатно. Правда, только для новых клиентов и только в течение месяца. На данный момент FSD стоит $12 000 при единоразовой оплате или $199 в месяц при подписке. Стоит отметить, что планы Tesla по бесплатному испытанию автопилота связаны с вечными спорами по поводу безопасности этих систем. Многие автопроизводители полностью отказались от автопилотов уровня 2 и 3, считая, что эти технологии всё еще слишком ненадежны для повседневного использования.

И напоследок: стартовал Нью-Йоркский международный автосалон 2024. В отличие от автосалона в Женеве тут есть на что посмотреть. Как и в прошлые годы, в «большом яблоке» собрались десятки автопроизводителей, в том числе Lucid, Lexus, Genesis, Infiniti, Acura, Rimac, Lamborghini, Lotus, Polestar, Porsche и Rolls-Royce. Правда, автошоу всё-таки уже не то. Ведь там появился только Jeep от Stellantis, четвертой по величине группы автопроизводителей в мире.