На прошлой неделе в первой части обзора мы рассказали об автомобилях, произведенных в начале XX столетия и в межвоенный период.

Вторая часть нашего материала об экспонатах «Галереи классики» посвящена самым популярным в Европе автомобилям послевоенного времени, а также знаковым и просто необычным моделям из 60-х и 70-х гг. прошлого века.

«Малышня» от Messerschmitt и BMW

В послевоенной Европе автомобильная промышленность испытывала дефицит финансовых ресурсов и нехватку стали, многие предприятия лежали в руинах. Многие знаменитые до войны автомобильные марки так и не смогли оправиться от конфликта и к 50-м годам попросту исчезли. В тяжелую эпоху стабильным спросом у европейцев стали пользоваться так называемые моторизированные «коляски», за производство которых брался кто угодно.

В том числе и Messerschmitt, во время войны выпускавший истребители. С 1953 по 1964 год компания Вилли Мессершмитта производила модель серии KR (с индексами 175 и 200), изготовив в общей сложности около 30 000 экземпляров. На фото запечатлен KR 200 1956 года с откидным тканевым верхом и 192-кубовым одноцилиндровым мотором, максимальная скорость – 100 км/ч.

Немцы называли такие транспортные средства кабиненроллерами и, пожалуй, наряду с продукцией Messerschmitt самый известный из них – BMW Isetta. Происхождение у нее не немецкое, а итальянское – в 1953 году эту мотоколяску представила компания Iso, которая до этого занималась холодильниками: лицензию на выпуск Isetta баварцы приобрели позднее.

С 1955 по 1962 год было произведено 160 000 единиц Isetta – именно эта малютка в итоге спасла BMW от краха. Эта Isetta 1958 года выпуска – очень редкий экземпляр с четырехместным салоном. Одноцилиндровый четырехтактный моторчик разгонял машинку массой 350 кг до 80 км/ч.

Народный европейский автопром

Своего рода олицетворением послевоенного возрождения Европы стали отнюдь не кабиненроллеры, популярность которых оказалась кратковременной, а автомобили вроде старого доброго «Жука» от Volkswagen. Легендарный и один из самых узнаваемых образов в истории автомобилестроения!

По белу свету Käfer (он же Beetle), разработанный Фердинандом Порше еще незадолго до начала Второй мировой, разошелся тиражом более 21 миллиона экземпляров (выпуск оригинального «Жука» продолжался до 2003 года!). У данного Beetle 1947 года с 1,1-литровой оппозитной «четверкой» с воздушным охлаждением было четыре владельца, среди которых швейцарский военный и водитель такси в Берне.

Всенародным любимцем стал и «утенок» Citroёn 2CV (де-шво), разработка которого также велась еще до войны. Осенью 1939 года французы уничтожили 250 прототипов модели, чтобы те не достались немцам. Впервые серийный 2CV был показан в далеком 1948 году в Париже, на конвейере он задержался до 1990 года. За этот период было произведено более пяти миллионов единиц этого забавного автомобильчика, ставшего одной из культовых моделей Citroёn.

Показанный в 1959 году Austin Seven конструкции сэра Алека Иссигониса позже получил известное сегодня название Mini. Выпуск классического хэтчбека закончился только в 2000 году – его тираж также превысил пять миллионов экземпляров, что сделало Mini самым популярным английским автомобилем всех времен. В начале нынешнего столетия началась новая веха в истории знаменитой марки – уже под патронажем BMW.

Еще один канонический европейский автомобиль – Fiat 500 Nuova образца 1957 года. Он пришел на смену первому и еще довоенному поколению «пятисотки», за которым закрепилось прозвище Topolino («мышонок»). 500 Nuova ожидал еще больший успех – до 1975 года Fiat произвел без малого 4 миллиона таких машин, включая модельную серию 500 F (1965 год).

Первый кроссовер, Golf и самая популярная легковушка

Этот автомобиль задумывался как замена «Жуку» – в 1974 году стартовал выпуск первого поколения Volkswagen Golf. Чуть позже появляется версия GTI – прародитель, пожалуй, самого известного хот-хэтча в мире. Данный экземпляр – один из пяти тысяч оригинальных Golf GTI, запланированных к выпуску в 1976 году. Под капотом – 1,6-литровая «четверка» (110 л.с.), «максималка» – 182 км/ч.

Заморская «ягодка» экспозиции Classics Gallery – Toyota Corolla 1967 года, одна из машин первой генерации, импортированных в Швейцарию вскоре после запуска производства в 1966 году. «Японке» удалось превзойти достижение Volkswagen Beetle, став самой популярной легковушкой за всю историю – в 2021 году тираж Corolla перевалил за 50 миллионов! Правда, в счет пошли все машины с таким названием, поскольку у Corolla множество вариаций с разными кузовами. Сейчас в строю уже 12-е поколение Corolla.

Первый в мире кроссовер? Любители советского автопрома сразу укажут на «Ниву», японская Toyota заладит про свой RAV4, а вот во Франции и Швейцарии, например, родоначальником популярного нынче сегмента SUV принято считать модель Rancho, созданную совместными усилиями французских компаний Matra и Simca.

С 1977-го по 1984 год было произведено 56 547 единиц Rancho, у которой хоть и была рамная конструкция, зато полного привода не было предусмотрено вовсе. Весила машина немногим более тонны и оснащалась рядной 1,4-литровой «четверкой», с которой она могла развивать максимальные 145 км/ч.

А это – один из первых собранных экземпляров Renault 16, производство которого началось в 1965 году. Эту машину часто называют первым массовым хэтчбеком, хотя в то время ее описывали как «нечто среднее между седаном и универсалом». В 1966 году Renault 16 был объявлен европейским автомобилем года. До 1985 года произведено 1,8 миллиона экземпляров Renault 16.

На десерт оставляем очень вкусную Alfa Romeo Montreal – один из шедевров маэстро Марчелло Гандини. В статусе концепта машину показали в 1967 году, в серию она пошла спустя три года и выпускалась до 1977 года – собрано без малого 10 000 единиц купе с 2,6-литровым V8 и яркой внешностью, одной из примет которой стали характерные «жалюзи», прикрывающие верхнюю часть фар.

В третьей и заключительной части обзора Classics Gallery речь пойдет о самых известных и легендарных спортивных моделях – начиная от машин, блиставших на гоночных трассах в 20-е и 30-е годы, и заканчивая гиперкарами современности. Следите за публикациями на сайте!